Русские второго сорта
Владислав Гулевич

Русские второго сорта

Российская государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа доказала свою эффективность. Только за последние два года Россия получила благодаря ей около полумиллиона новых граждан.

Однако остались некоторые шероховатости, которые на местах мешают более эффективному её действию.

В некоторых регионах реализация программы излишне отягощена бюрократической составляющей. Выдача и оформление ряда документов осуществляется на платной основе. В больших городах это довольно крупные суммы.

Предусмотрено частичное возмещение расходов по перевозке репатриантом вещей на новое место жительства в России, но только если репатриант подал заявку до выезда в Россию. Если он уже находится в России, возмещать расходы на перевозку вещей ему не будут. Однако решиться на переезд на новое место жительства сразу и бесповоротно, со всеми вещами, способен не каждый.

В Москве или Петербурге соотечественники легализуются с огромным трудом и за большие деньги, даже если приехали к родственникам, наличие которых в России является важным подспорьем для переезда. Многие предпочитают выехать в провинцию, легализоваться там, чтобы снова вернуться в Москву. Политика выдавливания соотечественников из Москвы приносит только частичные результаты.

Нет единого образца заполнения заявления на гражданство. В каждом регионе миграционная служба предъявляет свои устные требования, о которых заранее знать соотечественник не может, и которые зависят, скорее, от мнения и взглядов конкретного сотрудника, ведущего приём соотечественников.

Бланк самого заявления на региональных сайтах ГУ МВД найти практически невозможно. Где этот бланк находится, иногда не могут ответить даже в справочной службе МВД, телефон которой указан на сайтах.
Образцы заполненных бланков передаются соотечественниками из рук в руки, как большая ценность. Услуги по заполнению бланков стоят немалых денег, хотя такие услуги должны оказываться бесплатно.

Специфический график работы миграционной службы в крупных городах вынуждает соотечественников простаивать в огромных очередях, иногда по несколько дней подряд.

Для повышения эффективности госпрограммы по переселению соотечественников необходимо свести к минимуму бюрократические проволочки, максимально адаптировав программу под нужды людей, и оптимизировать работу соответствующих госучреждений.