Русские дни в Сербии-I
Отдел информации

Русские дни в Сербии-I



12 мая 2017 года начался очередной проект Фонда "Наследие" и движения "Двуглавый орёл" - II Русские дни в Сербии. Делегацию воглавляют руководитель движения "Двуглавый орёл" генерал-лейтенант Леонид Петрович Решетников, председатель комитета Госдумы РФ по физкультуре, спорту, туризму и делам молодёжи, член высшего совета ЛДПР Михаил Владимирович Дегтярев и епископ Среднеуральский Евгений.



Первым пунктом программы#РусскихднейвСербиистал монастырь Новое Хопово, который после революции являлся для русской эмиграции одним из духовных центров.



В состав участников мероприятий входят как представители России, так и Сербии.





В начале XX века, благодаря русским изгнанницам, в этом монастыре возродилось сербское женское монашество.





И произошло это благодаря усилиями матушки Екатерины (Ефимовской).



Вот что говорит об этом Википедия:

Евгения Ефимовская приняла монашество в 1889 году с именем Екатерина, в этом же году она получила достоинство игумении. Во главе с ней монастырь Рождества Божией Матери в Лесне стал в течение последующих двадцати лет одним из крупнейших женских монастырей в России, значительным центром паломничества, местный центр экономической и образовательной деятельности. При монастыре действовали: сиротский приют, девятилетняя церковно-учительская семинария, школы для детей из окрестных сёл, а также больницу и амбулаторий. Монастырь вёл обширное хозяйство. Игумения Екатерина оставалась настоятельницей до 1908 года, затем по состоянию здоровья официально передала управление монашеской общиной монахине Нине (Коссаковской), но фактически управляла монашеской общиной совместно с ней до конца жизни. В 1915 году эвакуировалась вместе со всем насельницами монастыря из Лесны в Петроград, затем эмигрировала вместе с группой монахинь в Бессарабию, а оттуда в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. Способствовала обновлению и восстановлению монастыря Ново-Хопово на Фрушской Горе, а также возрождению женского монашества в сербском православии, где она пыталась распространять модель активной монашеской жизни.

В 1920 году игумения Екатерина вместе с 62 монахинями и послушницами прибыла на оплаченном королём Александром I барже по Дунаю до Белграда. Епископ Нишский Досифей (Васич) предоставил им для жительства Монастырь Куведжин на Фрушской Горе. Уже через несколько месяцев монахини перешли в другой фрушскогорский монастырь — недействовавший на тот момент монастырь Ново-Хопово. Монастырь стал одним из центров религиозной жизни русской белой эмиграции в Югославии. В число послушниц принимались не только русские, но и сербски, что было новым для Сербской православной церкви.

В Ново-Хопове сёстры постарались сохранить традиции Лесны, но возобновить экономический размах Лесны в новых условиях не удалось, несмотря на все старания обеих игумений. Наиболее важным делом сестёр на новом месте стал приют, в котором жили главным образом брошенные или осиротевшие дети русских эмигрантов. Монахини из Ново-Хопова также способствовали возрождению женского монашества в Сербском Православной Церкви, распространяя модель «деятельного монастыря» и открывая новые женские общины. В таких обстоятельствах возникла первая в новейшей истории сербская женская монашеская община, которая заняла здание Монастыря Куведжин, настоятельницей которого стал игумения Мелания (Кривокучин), которая в 1920—1923 годы жила в Ново-Хопово.

В 1923 году игумения Екатерина принимала в монастыре короля Александра I, а в сентябре 1925 года, а в монастыре состоялся III съезд Русского студенческого христианского движения, на котором председательствовал Первоиерарх РПЦЗ митрополит Антоний (Храповицкий). Игумения Екатерина принимала в съезде активное участие.

15 (28) октября 1925 года игумения Екатерина тихо скончалась в окружении близких сестёр. Отпевание состоялось 18/31 октября. Её погребение 1 ноября того же года возглавил епископ Сремский Максимилиан (Хайдин) в сопровождении группы сербских священников и единственного русского священника Алексия Нелюбова. Её похоронили на монастырском кладбище. Её первоначальное надгробие было уничтожено во время Второй мировой войны, когда были сожжён, а затем заброшен весь монастырь.

В 1984 году архимандрит Досифей (Мильков) из Монастыря Гргетег, давний почитатель Игумении Екатерины, добился разрешения восстановить надгробие на её могиле, но Хоповский монастырь был в запустении, и могилу игумении Екатернины пришлось искать. В поисках помогала настоятельница Хоповского монастыря игумения Мария, которая в 1923—1925 годах была хоповской послуш­ницей, и местные жители, знавшие монастырь до разорения. Могилу нашли. В неё обнаружили нетленные мощи игумении Екатерины. Не имея благословения на открытие мощей, он был вынужден опять захоронить их.

В 1985 году архиепископ Женевский и Западно-Европейский Антоний (Бартошевич) посетил Хопово, где он часто бывал в детстве, и за свой счёт установил мраморное надгробие.

Известие об этом событии распространялось, и почитание игумении Екатерины росло. Был составлен тропарь, кондак, акафист и краткое жизнеописание. О прославлении игумении Екатерины заговорил в 1993 году Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Виталий (Устинов) после ознакомления с её письменными трудами.



Фонд "Наследие" в прошлом году, при поддержке ряда общественных организаций, установил на могиле матушки Екатерины новое надгробие и крест.



В этом году члены делегации начали программу Русских дней с молитвы на могиле игумении этого сербского монастыря.



Перед молебном Владыка Евгений сказал о том, что большевики, стремясь уничтожить Православие в России, тем самым способствовали не только его распространению по всему Миру, но и возрождению женского монашества в Сербии.



Затем Владыка отслужил заупокойную службу.





Вот как теперь выглядит могила русской игумении.





Приложившись к кресту, участники делегации посетили монастырский храм святителя Николая.



Как сообщает Википедия, монастырь был основан во второй половине XV века или в начале XVI века как мужской монастырь. Неизвестно, кто был его основателем. Возможно это был Стефан Бранкович (ум. 1476). Другая версия основана на житии святой Ангелины, называющей основателем монастыря Георгия Бранковича, а период возникновения монастыря — 1496—1502 годами. Вторая точка зрения преобладает в литературе.





Из записи в Хоповской Минеи следует, что монастырь уже существовал в 1541 году и имел тогда церковь с алтарным помещением, богато декорированным фресками. Ещё одно упоминание о Хопове относится к описанию перенесения мощей святого Феодора Тирона в 1555 году.





Вот рака с мощами Феодора Тирона:



В 1576 году на территории монастыря была основана новая церковь во имя святителя Николая, которая заменила предыдущую. При её строительстве работали Лацко и Марк Йовшичи. Известно, что спустя два года в монастыре действовала школа.



В 1608 году была окончена работа над фресками в хоре и нефе монастырской церкви; их авторы неизвестны, предположительно, это были афонские монахи. Все композиции фресок заимствованы из монастырей Афона, например, сцена избиения младенцев является точной копией фрески из кафоликона Великой Лавры.



Монахи из Монастыря Хопово неоднократно ездили в Россию, чтобы молить русских царей о финансовой помощи. В 1641 году они получили грамоту, разрешающего приезд после материальной поддержки каждые 7-8 лет. Из документа следует, что в монастыре было тогда около 60 монахов.



В середине XVII века был создан другой ансамбль фресок — в притворе храма. Его авторы также остаются неизвестными (хотя заметны сходства между фресками в Хопове и украшением Монастыря Пива в Черногории), уровень художественной картины оценивается ещё выше, чем изображения в нефе и алтаре. Учёные полагают, что первоначально композиции были золотистого цвета, но этот элемент декора со временем утрачен или был сознательно украден.



Братия понесла серьёзные потери в войнах с Османской империей в 1684 и 1688 годах, в результате чего монахи, вместе с мощами святого Феодора Тирона, бежали сначала в Шабац, а оттуда — в монастырь Радовашница. Община насчитывала тогда более 100 человек. Уже через год после вынужденного бегства монахи приступили к частичному восстановлению монастыря, а в 1693-1695 годы — к его полной реставрации.



Монастырь располагал значительными количеством земли и четырьмя мельницами, благодаря чему в XVIII веке монахи смогли приступить к расширению монастырского комплекса, строительству новой трапезной, дома для паломников и дополнительного крыла для монахов. В описи 1771 года монастырь бык окружён четырёхугольной стеной, образованной четырьмя жилыми строениями, занимаемыми братией монастыря. Также в XVIII веке была возведена монастырская колокольня с часовней, в которой работал учитель Венцль Новак из Петроварадина, а затем Фацель Николаус.





Иконостас в главной монастырской церкви создан в 1754—1770 годах. Это конструкция, выполненная в стиле барокко, по проекту Павла и Антона Разнеров, с иконами Теодора Крачуна. Большинство оригинальных изображений, находившихся в иконостасе не пережило Второй Мировой войны — из 61 икон осталось 19.

После Первой Мировой войны монастырь был окончательно покинут и опустел.



Сегодня монастырь существует и бережно хранит память о русских насельницах.





Сейчас, в мае, он особенно привлекателен.



Особенно вот этими маленькими белыми ромашками на зеленом травяном ковре.







Почему-то, покидая монастырь, осталось чувство, что это не мы молимся о спасении души матушки, а она молится за нас.









Кстати, для будущих паломников сообщаю, что в этом монастыре продают лучший в Сербии мед. Поэтому прикладываю вам и цены на него.







Дальше наша делегация поехала в бывшую столицу русской эмиграции, но об этом расскажу чуть позже.

Продолжение следует...

Источник