воскресенье, 23 Июля, 2017

Подробно

Самоидентичность как спасение

Николай Малинов
13.05.2017 - 13:41
Самоидентичность как спасение

2 мая Болгарская Православная Церковь отметила 1110-летие кончины Князя болгарского Бориса-Михаила. По свидетельству блаженного Феофилакта Болгарского (Охридского), Господь прославил Святого Бориса творящими чудеса нетленными мощами, которые, к сожалению, не сохранились. Однако его дело - цивилизационный выбор Болгарии - просуществовало в тысячелетиях. Считаю, что не было другой возможности уцелеть нам как народ среди бурных геополитических вихрей.

Да, евроатлантизм – не это цивилизационный выбор славянских православных народов. А его объявление таковым является конъюктурным ошибочным решением с политической и исторической точки зрения..

Цивилизационный выбор Болгарии сделал именно равноапостольный Князь Борис Первый более 1150 лет назад принятием христианства. Этот выбор был бы лишен содержания, ежели к нему не добавить также болгарский язык, кириллицу и православие – три компонента, сотворивших сущность болгарина. А не членство его страны в НАТО или Варшавском договоре, Европейском Союзе или СЭВ.

За последние годы к этим выводам пришли многие исследователи и аналитики в своих докладах на международных научных конференциях на тему „Славянская духовность и национальная идентичность“. Четвертая из них, посвященная цивилизационному выбору и организованная Славянским обществом в Болгарии и Национальным движением „Русофилы“, проходила две недели назад в Софии. Среди общего многоголосья прелюбопытных докладов и научных сообщений прозвучала также позиция о специфике славяно-православной цивилизации. Цивилизации, которая успешно сочетает духовность Востока и прагматизм Запада и на площадке которой эти два компонента взаимно обогащаются и развиваются.

И полностью отсутствует нечто привитое, привнесенное механически, вопреки предпринятым на протяжении веков попыток такой цивилизационной ассимиляции. Хрестоматийным примером в этом отношении являются крестовые походы на Новгород и заслуги Святого Александра Невского перед Православием. В XIII веке как Ливонскому, так и Тевтонскому ордену, не удалось сокрушить дух славяно-православной цивилизации. Вмешательства извне были, в известной степени они стали успешными в местах с преобладающим неславянским населением, например, в Прибалтике. На землях руссов, белорусов, малороссов и великороссов все они потерпели полный провал!

В цивилизационном отношении славяне никому не позволили изменить их духовный код. Запад и Восток влияли на них, однако присвоить их они не сумели. То, что им предлагают, славяне принимают, впитывают и преобразуют в гомогенную, чисто собственную гармоничную целостную систему.

В X веке в Византии такую славяно-православную гомогенность нарекли именем „симфония“. Великий русский славист и болгарист, академик Дмитрий Лихачев, назвал ее симбиозом прагматизма Запада и духовности Востока. Отечественный ученый Орлин Загоров предлагает присвоить ей странное на первый взгляд наименование „духовный прагматизм“.

Средневековое понятие „симфония“ пытается объяснить специфическую связь между государством и церковью в Византии. Тогда, в эпоху сильной религиозности, доминации Папы Римского над западными монархами, утверждается принцип сильного государства, который начинает играть ведущую роль и в славянских странах после принятия последними православия.
Сильное государство зиждется на трех краеугольных камнях: Соборность, Катехон и Цезаропапизм.

Соборность – это нечто, отличающееся как от тоталитаризма на Востоке, так и от западной демократии. Василевса избирали. Бояр избирали пожизненно. Однако не каждый имел право голоса. В наши дни этот принцип сохранился в православной церкви.

Катехон как термин, введенный Иоанном Богословом (в последнее время его часто употребляет философ и геополитик Александр Дугин), в переводе с древнегреческого означает „удерживание“ и относится, главным образом, к сдерживающей функции государства. Речь идет о том, что в ответственности государства следует включить не только образование, правосудие, охрану общественного порядка и регулирование экономики, но также и защиту духовности и морали. В этом смысле государство является опорой, противостоящей культурной, духовной или материальной деградации личности. Его обязанность „удерживать“ общество, когда оно поддается искушениям и соблазнам. Противостоять Антихристу, как посчитал бы религиозный человек, а именно не поощрять однополые браки, прелюбодеяние, алчность и все другие искушения, которым подвергается человек в поиске спасения. В перекладе на обычный гражданский язык, это означает, что государство посредством своих институтов должно заботиться о моральных устоях своих граждан. Не назидать, надзирать и приказывать, а создавать условия, в которых почитаются традиции, мораль, достоинство, честь.

Цезарепапизм означает первенство светской власти. Первенство, которое не подавляет власть церковную, но и не позволяет ей быть автономной в степени, в которой она могла бы подорвать светскую. В истории Запада мы становимся свидетелями противоположного явления – папоцезаризма. Этим явлением можно объяснить возникновение крестовых походов и инквизиции – чужих духу Православия на востоке.

Сильное государство - это материальный аспект славянской цивилизации. Второй аспект – духовный. Его олицетворяют такие традиционные ценности, как семья, родство и родина. В духовном плане в центре такой философии находятся смирение, себеотрицание, самопожертвование.

Третий аспект заключается в понимании многополярности мира. Это не просто существование более одного центра власти, двух или более империй. Это мир, который уважает, ценит значимость каждого элемента. В нем возможно быть не столь значительным, однако никак просто ничем. Твой интерес учитывают, с ним считаются и большие мира сего. Для западной цивилизации верховенство одного центра – это нечто нормальное. Славяно-православная цивилизация считает однополярный мир источником насилия и это заложено в глубинных психологических пластах. На поверхность всплывают явления с другими наименованиями: среди нас доминирует коллективизм, на Западе – индивидуализм; у нас и в экономике, и в культуре, и в духовной сфере существует кооперативный способ мышления, на Западе ведущую роль играет акционерный принцип.

Направление, в котором ныне продвигается т.н. евроатлантическая цивилизация, ошибочное. Это путь к самоуничтожению, ибо балансы нарушены. Самый важный из них – это баланс между прагматическим и духовным. Ежели все внимание сосредоточено только и единственно на материальном, тогда цивилизация находится под угрозой. Ежели только на духовном, ей тоже никак невозможно устоять.

Речь идет не о каком-либо религиозном морализме, а именно о духовном прагматизме. Прагматизм следует сдерживать определенным духовным настроем, дабы уцелели его носители – человек и общество. Это прагматизм, который самоограничивается исходными точками духовности. Вот почему нам следует обратить взор на ценности славяно-православной цивилизации, извлечь жизненное из прошлого, сохранить и обогатить его с целью сохранения Цивилизации в общем плане.

Настоящий разговор о цивилизационной сущности болгарского народа как славянского и православного, о нашем цивилизационном выборе, который произошел в глубине отечественной истории, отличается своей исключительной важностью. Это также разговор о спасительной гармонии, ведь не случайно Паисий Хилендарский назвал свое повествование „Историей славяноболгарской“. Разговор очень важен – это вопрос о самом выживании болгарского народа.

Ежели попытаться решать собственные тяжелые проблемы в отдельности (демографические, финансовые и т.д.), если не рассматривать их как элементы единого целого с нарушенной гармонией, нам не уцелеть. В этом мире без спасительных объятий своей идентичности нам предстоит только исчезнуть.

Александр Гончаров
Константин Щемелинин
Дмитрий Стрепков
Алексей Сокольский
Константин Щемелинин
Виктор Усольцев
Петр Мультатули
Игорь Чернозатонский
Преподобного Андрея Рублева
Александр Гончаров
Революция пожирает своих детей
Петр Мультатули
Богу угодно было заново послать испытание православному народу
Андрей Мановцев
Константин Щемелинин
Александр Литке
16+
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования