понедельник, 26 Июня, 2017

Подробно

Душа выше и дороже всего

Михаил Смолин
20.04.2017 - 00:52
Душа выше и дороже всего

Сегодня мы вспоминаем яркого русского философа и психолога, преподавателя Императорского Московского университета Петра Евгеньевича Астафьева (1846-1893).

Он происходил из древнего дворянского рода. Лев Тихомиров утверждал, что «Петр Евгеньевич Астафьев, как писатель-философ, принадлежал к числу самых оригинальных русских мыслителей».

По воспоминаниям, П.Е. Астафьев часто говорил: «Я люблю больше всего Бога, жену и философию».

Наиболее важное и наиболее яркое в творчестве П.Е. Астафьева — это своеобразный философский социологизм, свойственный большинству его произведений.

Интересно его сравнение классического, христианского и нового времени в отношении философии личности. Начало народного управления, бывшее в классической древности естественным и созидающим государственность, стало в новом мире разрушающим национальное государство.

Демократия и парламентаризм нового времени, по очень удачному выражению П.Е. Астафьева, представляют собой «закрепощение политической свободы... частному интересу и частному праву лиц, этой свободой обладающих», то есть «торгово-промышленному классу... распорядителю мировых судеб».

По П.Е. Астафьеву, человек классической древности жил для своего государства, христианин — для духовного совершенствования, человек нового времени живет только для себя, для совершенствования своего экономического благополучия.

Как философ П.Е. Астафьев противостоял Владимиру Соловьеву, ведшему нескончаемые атаки против Н.Я. Данилевского, славянофилов вообще и идеи народности, в частности.

П.Е. Астафьев вступил в эту полемику с большой классической работой «Национальное самосознание и общечеловеческие идеалы», где высказал ряд соображений в пользу самостоятельной ценности идеи народности, защищая параллельно позиции учения Н.Я. Данилевского о непередаваемости и неусвояемости извне культурно-исторических типов.

Для П.Е. Астафьева, как христианского философа, были глубоко неправильны идея Соловьева об объединении всего мира в единый богочеловеческий организм и сформулированная им задача приготовления пришествия царствия Божия «для всего человечества как целого». Он считал их навеянными западной идеей: смешением христианства с идеалом единой всемирной империей.

В полемике с соловьевскими идеями П.Е. Астафьев дал следующее определение русского национального характера: «Глубина, многосторонность, энергическая подвижность и теплота внутренней жизни и ее интересов рядом с неспособностью и несклонностью ко всяким задачам внешней организации, внешнего упорядочения жизни... Душа выше и дороже всего: ее спасение, полнота, цельность и глубина ее внутреннего мира — прежде всего, а все прочее само приложится, несущественно — таков девиз «святой Руси», предносящийся ей в отличительно русском... идеале «святости»».

Наш философ считал, что «русский народ всего лучше послужит и общечеловеческим задачам, оставаясь верен своему духу и характеру». Для него служение народности, которой ты принадлежишь по рождению, и было исполнением христианской любви к ближним...

Свидетели его кончины вспоминали, что смерть он принял как настоящий христианин и философ, желая оставить по себе лишь добрую и прочную память.

Читайте русских консерваторов. Они научат думать по-русски и сформируют устойчивое христианское мировоззрение, которое не поколеблют никакие социальные благоглупости.

Источник

Больше материалов по теме

Забытый славянофил на духовной страже России
В «Двухглавом орле» состоялась презентация книги о Николае II и его времени
Как РККА в краткие сроки оставила полстраны?
Алексей Сокольский
Александр Гончаров
Аркадий Семенов
Николай Севостьянов
Игорь Погосов
Отдел информации
Наталья Иртенина
Александр Порожняков
Константин Щемелинин
Отдел информации
Рабочее самоуправление как рейдерский захват предприятия
Александр Литке
16+
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования