Беседовал Олег Горбунов

В интересах России - союз Тимошенко и Партии регионов

«Газовый» конфликт показал, что России нужно попытаться системно решить проблему конфликтности в отношениях с украинским руководством, иначе такие ситуации будут повторяться вновь. Заключенный недавно «газовый» контракт Украины и России пока под угрозой: президент Украины Виктор Ющенко считает, что он был заключен под давлением, а значит, его надо пересмотреть. Какие есть реальные недочеты в контракте? Как можно системно решить проблему с транзитом газа через Украину и снизить конфликтность в отношениях политических элит двух стран? Как здесь могут помочь премьер Юлия Тимошенко и Партия регионов? Об этом – в интервью Валентина Якушика, профессора Национального университета «Киево-Могилянская академия», доктора политических наук. - Никто не застрахован от повторения «газового» конфликта, даже весной 2009 г.? - Конечно. Есть мнение, якобы, газ в хранилищах продан Украине по нынешней заниженной цене технологического газа (около $159 за тыс. кубометров), но с юридической стороны это непроработано. Если этот газ принадлежит компании «РОСУКРЭНЕРГО» или другой компании, то с точки зрения юридической теории и практики там много сомнительного. В каждом таком сомнительном шаге таится опасность того, что будут подрываться все подобного рода соглашения. Поэтому сейчас нужно решить то, что сейчас юридически не улажено и подвергается нападкам иных политико-экономических кланов. - Как же можно решить проблему с транзитом газа через Украину? - Единственный надежный вариант – установить нормальные партнерские отношения между странами. Это подразумевает понимание друг друга, понимание интересов, непричинение друг другу мелких пакостей, а тем более крупных политических и экономических неудобств. (Хорошим образцом здесь могут служить отношения США с Канадой и с Великобританией). Недавно Юлия Тимошенко сказала, что Виктор Ющенко все последние пять лет посвятил тому, чтобы бороться с Россией. Она открыто говорит об этом! Вот такой борьбы с Россией со стороны основных «вменяемых» кланов внутри Украины не должно быть. И в то же время Россия должна быть заинтересована в том, чтобы экономика и политическая система в Украине были стабильными. Ведь это не просто вопрос о безопасности и благополучии соседа, что само по себе немаловажно для благоразумных людей. Речь идёт о надёжности конструкций большого общего дома, тем более такого, в котором живут ближайшие родственники и стратегические союзники на века. - Но любой политической и экономической элите свои интересы всегда ближе. - Я бы не сказал так. Необязательно «своё» чётко и однозначно отграничено от «общего». Не будем забывать о синергии и о кумулятивном эффекте. Некоторые международные организации имеют сферу ответственности – помогают развиваться другим странам. Например, совсем небольшая по своим размерам Дания официально выделяет на помощь другим странам два процента своего ВНП. Где нормативно закреплённая и поддержанная общественностью и элитами российская ответственность такого же типа? Прагматическая, бизнесовая сторона вопроса – это одно, а цивилизационная – другое. В Украине для огромной части народа Россия не есть чужая страна, хоть она – и иное суверенное государство. - Хотя бы не есть враг? - Нет, подобный минималистский подход явно недостаточен и некорректен. Ряд социологических исследований свидетельствует, что людей, положительно воспринимающих Россию, в Украине не менее 70%. Тут я подразумеваю другое – представление о России и Украине как о семье, суперклане, суперэтносе. В современной демократической семье все её «взрослые» составляющие суверенны, что отнюдь не мешает им проявлять в отношении друг друга взаимную любовь, поддержку и понимание. В Украине есть достаточное количество деятелей с соответствующими взглядами. В России тоже они есть. Нельзя сказать, правда, что они преобладают в первых эшелонах власти. У одной стороны нередко заметен оттенок некоего патернализма в отношении «ближнего зарубежья», а у другой – явно инфантильный «антиимпериализм» в отношении всего, что может отождествляться с бывшим союзным центром. Вместе с тем, в Украине люди, разделяющие ценности не просто партнёрства, но и сотрудничества, баланса и максимальной гармонии во взаимоотношениях с Россией, занимают если не определяющие, то, по крайней мере, очень влиятельные позиции в нынешней оппозиции, в частности в Партии регионов, и в широких слоях непартийных масс. - Есть на Украине нормальные переговорщики с Россией? - Нормальные переговорщики – это одно, а я пытаюсь донести до вас цивилизационную составляющую вопроса. Для многих людей, тем или иным способом осознающих этот слой многомерной и многоаспектной действительности, российский и украинский народы – представители одной цивилизации, народы «одной крови», как у Киплинга. Будучи гражданами разных суверенных государствах и часто относясь к разным этносам, у них есть представление об общности судьбы не только в прошлом, но и в будущем, даже в рамках разных суверенных государств. Это похоже на идею о единой Европе. Такое мышление есть в Украине очень у многих, но его еще нужно развивать! В России оно есть где-то в «середине» общественного сознания, а не на поверхности, причем еще в дисперсном состоянии. Среди политических деятелей оно далеко не у всех присутствует. Проблема не только в понимании сторонами друг друга. Даже если вы не понимаете своего близкого человека, то всё равно знаете, что вы – одна семья и принимаете это как есть. Хотя на интеллектуальном уровне вы можете сожалеть о своих действиях. То же самое должно быть и с отношениями между Россией и Украиной. Аналог «европейской идеи» должен быть воплощен в «евразийской идее» или идее Руси. Меня несколько печалит, что эта линия довольно слаба в российском руководстве. Однако я уверен, что она будет развиваться, в том числе потому, что украинская элита начнет проявлять себя и в таком объединительном духовном и идеологическом плане. - Если снова вернуться на интеллектуальный план и понять, что является общим интересом для России и Украины в «газовой» сфере? - С учетом затрагивания исторических, цивилизационных и чисто экономических аспектов сегодняшнего дня, мы можем выстраивать линию поведения: что мы должны делать, во-первых, для создания общего исторического пространства, во-вторых, для экономического развития, для того, чтобы выжить в условиях кризиса и, в-третьих, чтобы между существующими влиятельными кланами лучше устроить отношения, потому что пока без них не получается существовать. Бюрократические структуры (и украинские, и российские) имеют к этим кланам определенное отношение: им нужно находить деньги на выборы, строительство своих вилл и апартаментов в других, уютных странах, на многие другие мероприятия. У меня, в целом, настроение достаточно позитивное, потому что иногда нужно испугаться (ведь подошли в «газовом» конфликте к «черте»!) для того, чтобы начать действовать. Кто-то испугался, просто понимая ситуацию системно, другой побоялся реакции европейцев. По моему мнению, сейчас нет другого деятеля в Украине, кроме Юлии Тимошенко, кто сейчас, в данной обстановке сумел бы делать реальные дела. Если она захочет выполнять контракт, она будет это делать. При этом нужен баланс – её сотрудничество с «регионалами». - Есть ли у Тимошенко какие-то планы по выходу из кризиса? Некоторые эксперты говорят, что ее действия по его преодолению бессистемны. - Даже если нет сейчас, то появятся через некоторое время. Она обучаема. Наверное, задача России здесь должна заключаться в том, чтобы помочь двум элитам (Партии регионов и Блоку Юлии Тимошенко), которые в стратегическом плане не антироссийские, сесть вместе, разобраться в ситуации и с российской, европейской и другой помощью попытаться решить экономические и иные проблемы. - Разве Тимошенко не ведет себя антироссийски? На примере истории одного крупного луганского предприятия: она объявила реприватизацию предприятия после того, как его купили россияне. Предприятие в итоге не получило инвестиций из России. На практике она зачастую действует против российских интересов. - Как и против других: она действовала против американских интересов, когда помешала американской компании добывать ресурсы на черноморском шельфе и т.д. Она ведет себя как популист, но не как этнонационалист. Она может использовать националистическую риторику, но реально в ней нет этого культурно-психологического этнонационалистического слоя. Любые намёки на этнонационализм в ней поверхностны. Другое дело, что в её окружении есть и суперэтнонационалисты, и представители примитивных разновидностей евроатлантистов - русофобов, которые, конечно же, стратегически не нужны настоящим европейцам, сущностно противоположны им. Но такие слои управляемы и второстепенны. Технократический популистский компонент преобладает. И Юлии Владимировне ясно, что в историю – европейскую и постсоветскую – можно войти, а не «вляпаться» лишь отстаивая патриотические, а не псевдонациональные – этнонационалистические, по сути трайбалистские (узкоплеменные) позиции. - Получается, для того чтобы построить нормальные отношения с Украиной, России надо помочь найти консенсус между «регионалами» и Тимошенко? - Именно так. Так я себе вижу стратегическую задачу России в отношении Украины. Помочь сформировать такой консенсус, создать его именно сейчас – до того, как будет дефолт, начнется украинский бунт, «бессмысленный и беспощадный». Для того чтобы не допустить таких печальных и разрушительных событий, нужно собраться вместе, выложить все «карты» и говорить открыто. Например, пригласить в Россию и Юлию Тимошенко, и Виктора Януковича и по-дружески, по-партнёрски обсудить с каждым из них и с их ведущими советниками ключевые вопросы. Профессионально. Экспертно. Со всей ответственностью перед нашими народами. С учетом всей сложности нынешней ситуации и стоящих перед нами исторических вызовов. Может быть, это наивно, но я вижу выход именно в этом. В серьёзном диалоге, а затем – в совместных конструктивных действиях.