Словарь патриота Отечества
Ирина Логвинова

Словарь патриота Отечества

Словарь патриота отечества / Сост. П.Ю. Губарев, А.В. Дмитриевский, С. Карамышев (о. Сергий), Д.Е. Муза и др. – Донецк; СПб.: Луна, 2017. – 152 с. Книжка карманного формата, которую я держу в руках, — не простой словарь. Это издание, призванное рассеять туман в головах обывателей, пытающихся расставить для себя все точки над «i», разобраться в вопросах истории, политики и религии. Именно этих трех сфер нашей духовной жизни и касается эта книга. И именно на этих трех фронтах сейчас идет идеологическая, информационная, гибридная (как ее ни назови, суть не меняется) война. Когда читаешь статьи этого «Словаря», понимаешь, насколько все три сферы тесно переплетены, и не прояснить их для себя нельзя, потому что в этой войне никто не может остаться в стороне, так сказать, над схваткой. Война затронула всех и вся, и требует мобилизации всех человеческих усилий, стремлений, идей и т.п. Всё на фронт, всё для победы… В современном «терминологическом» и идеологическом тумане обывателю трудно ориентироваться, поэтому книга эта очень своевременна. Как пишут в предисловии составители «Словаря патриота Отечества»: «Война в Донбассе имеет свою специфику и, безусловно, самые масштабные политические последствия. Наверное, поэтому именно в этом регионе возникла инициатива «пролить свет» на «терминологический туман». Этой проблеме почти четверть века не уделялось должного внимания со стороны государства. В терминологии, как оказалось, и близко нет единодушия ни у историков, ни у политиков и политологов. В последнее время многие политики и политологи, историки, философы и публицисты говорят и пишут о необходимости корректной терминологии как основании идеологии. Словарь терминов в этом контексте предстает как важнейшее оружие защиты в гибридной войне, навязанной России Западом…». Итак, книга, которую я держу в руках, очень своевременная книга. Этот словарь может стать основой для большого словаря, в который вошли бы статьи по всем вопросам современной геополитики. Ценность этой книги в том, что она заложила основу для будущего большого словаря. Статьи этого словаря, во-первых, отражают сложившуюся геополитическую ситуацию в мире и на Донбассе. Во-вторых, они исчерпывающе объясняют читателю основные понятия не только политики и истории, но веры. Богословские понятия включены закономерно, так как война идет против Православия, против Русского православного мира, история которого неотделима и от истории Православия. В целом словарь дает представление о важнейших понятиях, лежащих в основе современной картины мира русского пассионария. При этом, не обошлось и без минусов, которые, как думается, лучше перечислить в начале. В основном трактовки понятий и терминов носят характер объективный, но некоторые даны в субъективном изложении. Это касается новых или еще не устоявшихся понятий. Например, в словарной статье «Идеологические сомнения русских патриотов» разворачивается дискуссия, как в научной статье, что, строго говоря, уже выходит за рамки жанра словарной статьи: «… Нет только идеологии у восточных славян. Получается, что Запад как главный политический оппонент Русского Мира, имеет свою идеологию, тратя огромные ресурсы на поддержание идеологического курса, а восточным славянам ничего, кроме патриотизма, и не надо. Явная ошибка кроется, во-первых, в том, что российские либералы (вольные или невольные агенты влияния империи англосаксов) часто тоже позиционируют себя патриотами, и это сбивает с толку гражданина с обыденным сознанием. Более того, патриотами себя считали как «белые», так и «красные» времен гражданской войны…» (с. 24-25). Кроме того, не указывается авторство статей. В конце словаря перечислены имена составителей, без указания, какие статьи принадлежат их перу. В статье «Форма государственного устройства» нет отсылок к статьям, посвященным конкретным формам госустройства. То же самое касается и статей «Форма государства», «Форма государственного правления». Наверное, статьи «Словаря патриота отечества» следовало бы выделить в три тематические рубрики. Однако, судя по тому, что в рубрики они не выделены, все понятия, отраженные в нем, существуют в сознании настоящего пассионария нераздельно. На это, в частности, указывает наличие такой словарной статьи, как «Восстановление идеологии в Отечестве», которая, строго говоря, не совсем статья, а скорее исторический этап в становлении русского сознания. Не знаю, правомерно ли выдвигать такое понятие. Возможно, его нужно было бы обозначить каким-то термином… Важной составляющей мышления русского патриота выступает понятие «империализм». Поэтому в словаре с разных сторон рассматривается понятие империи — Варварская империя, Российская империя и т.п. В том числе, и в этом большой плюс, дана трактовка и негативного понимания империи — Исламо-сектантский империализм. Также много внимания уделено понятию «идеология». Пожалуй, это даже ключевое понятие, вокруг которого выстроен словарь. Есть статья «Идеология» (как устоявшийся в науке термин), и есть статьи, в которых показаны различные проявления идеологии. Идеология применительно к современной России и Русскому Миру здесь выступает как становящееся понятие. Это подступы к идеологии, поиски идеологии. Это отражено в статьях «Идеология для современной России», «Идеологические сомнения русских патриотов». В то же время для вдумчивого, внимательного читателя из статьи «Идеология православной империи (византизм, православный империализм)» становится понятно, что должно лежать в основе идеологии Новороссии (как единственно возможный путь к сохранению Русского Мира): «… Православная империя обязана предоставлять условия и добровольную возможность «подтянуться» народам провинций до уровня цивилизации стержневого этноса империи. При этом национальные уклады и элита провинций не только не угнетаются, но, наоборот, поддерживаются центральной имперской властью, а национальные элиты провинций полноценно вливаются в элиту империи. Добровольное объединение народов вновь в единую империю вполне возможно на основе понимания общего уникального проекта исторического развития, понимания того, что порознь никому не удастся отстоять не только свою политическую независимость, но даже национальный суверенитет и культурную идентичность. Реальный путь возрождения и существования национальных культур и духовности предопределяется концепцией межкультурного и межконфессионального диалога в имперской парадигме» (с. 32). Понятие идеологии рассматривается в контексте реалий современности (война за Русский Мир): «Идеология современной (2014-2016) Украины», «Идеология Донецкой народной республики (ДНР)». Однако, в словарь не вошло одно понятие из сферы социологии, политтехнологии, которое упоминает в своей книге «Рыцари Новороссии» Геннадий Дубовой, - «творчество масс». Вокруг этого понятия выстроились бы статьи «Русская Весна», «Русский Мир», «Новороссия», «Низовая самоорганизация», «Местное самоуправление». И еще, мне не хватает в этом словаре понятия «пассионарность». Оно напрашивается, когда речь идет о Русской Весне, Русском Мире и Новороссии. Еще я ввела бы в словарь понятие «теплохладность», поскольку о нем много говорится применительно к религиозному смыслу войны за Русский Мир. Это даже едва ли не ключевое понятие, когда речь идет о принятии человеком стороны Добра или Зла и невозможности сохранять нейтралитет. По-моему, это понятие очень хорошо вписалось бы в структуру «Словаря патриота Отечества». Не совсем понятен смысл статьи «Психоисторическая война» (с. 86). Это понятие не на слуху. С ним можно поспорить. В любом случае, если это новый термин, то нужно было бы дать справку о том, чья это идея, кто автор термина, что это за концепция. Любопытны и информативны статьи «Русскоязычный украинский национализм» и «Украинский интегральный национализм». Большое внимание уделяется понятию «русскость». Оно рассматривается с разных сторон, и как русский шовинизм, и как русская душа и историческая триединая Русь. Точно так же рассматривается и понятие украинскости. Надо отметить, что хорошо проработаны статьи (которые, кстати, можно использовать для полемики с украинскими националистами) по ключевым украинским вопросам («Надсянская Русь», например, и статьи, в которых раскрыта история Руси и Украины, «Украина-Русь», «Червонная Русь» и др.). Хорошо проработаны и ключевые для словаря статьи «Отечество» и «Родина». Читатель сможет также разобраться в разнице между нацией, нацизмом, национализмом, национал-социализмом и др., которые зачастую в обыденном сознании перепутаны, не актуализированы. Таким образом, в словаре отражено современное состояние, в котором находится русская идеология. Смешаны термины и понятия, то, что уже установилось, и то, что еще формируется (так, статья «Новороссия» как будто устремлена в вечность: «термин, обозначающий административную единицу Российской империи и политическую концепцию, возникшую во время Русской Весны (март 2014 г. - …)…» (с. 70); статья, отражающая и некую надежду на будущее создание Новороссии, и незавершенность исторического этапа). Например, обнаруживается такое свидетельство о выработке понятий, идеологии как процессе еще не завершенном, как статья «Смысл жизни русской нации». Однако, в этом состоянии творческого беспорядка прослеживаются логические связи, четкая выдержанность материала в едином идеологическом ключе (Новороссия, ДНР, Русский Мир), и в этом, на мой взгляд, его сильная сторона. Этот словарь адресован людям думающим, целеустремленным. Он не для праздного ума, не для теплохладных душ. Эта книга, как и современность, отраженная в ней, вся устремлена в будущее, еще не завершена, не закрыта для творческих возможностей истории, которая еще может (ведь всегда есть место оптимизму), с Божьей помощью, обернуться исполнением народных надежд на создание справедливого социального государства, Новороссии.