«Старайтесь так жить, как Бог даст…»
Андреева А.А.

«Старайтесь так жить, как Бог даст…»

Всегда с радостью узнаю о предстоящих встречах с о. Валерианом Кречетовым и стараюсь отодвинуть свои дела для того чтобы снова и снова услышать живое слово светоносного пастыря, каких немного сегодня. Встречи с ним всегда удивительны, они дают духовную поддержку, лечат от уныния, наполняют смыслом наше существование. О. Валериан очень близок к каждому человеку, т.к. он сам через многое прошел, пережил и прочувствовал. Со многими старцами, подвижниками Православия довелось ему общаться. Как опытный духовник, он, опираясь на учение Святой Церкви, собственный глубокий духовный опыт, помогает людям нащупать главное, выкарабкаться из болота какого-нибудь греха, страсти, да и просто подскажет, как быть в той или иной жизненной ситуации. Проблем маленьких для него не существует. Видимо, поэтому встречи с ним так желанны и ожидаемы. Ажиотаж начался уже у входа в Дом кино на Васильевской, афиши которого говорили о предстоящей презентации документального фильма об о. Валериане «Любовь не ищет своего…» и о присутствии самого батюшки на этом вечере. Как только двери открылись, поток людей хлынул в зал, заполнив его моментально, — через несколько минут уже не было ни одного свободного места. Но люди готовы были стоять в проходах, сидеть на ступеньках и ловить каждое слово через открытые двери, даже находясь в фойе. Появление батюшки встретили дружными аплодисментами. Подойдя к микрофону, он пошутил, сравнив свою рясу полную наград, с пиджаком Брежнева, который упал и этим, согласно анекдоту, вызвал землетрясение. О. Валериан, окинув взглядом зал, сказал, что рад всех видеть, «много знакомых людей, конечно, не все, за 48 лет многие отошли в мир иной. Я благодарен Богу, что Он сподобил меня с этими людьми общаться». Общение очень важно, человек приобретает, обогащается. Любовь проявляется, когда мы приезжаем друг к другу: «На заре 21-го века, когда жизнь не подвластна уму, как же нужно любить человека, чтобы взять, и приехать к нему, - процитировал батюшка. - Вот вы приехали сейчас на вечер — это и есть выражение любви». Батюшка рассказывает о своем детстве, родителях, семье. Его бабушка, мама отца, Мария Арсеньевна Морозова, происходила из старообрядческого купеческого рода Морозовых. Мама была очень верующим человеком, образцом жены, матери и христианки. С отцом, Михаилом Кречетовым, они обвенчались на поселении после тюрьмы — это был подвиг, т.к. он был политическим заключенным, врагом народа. Позже мать добилась реабилитации отца, дошла до Сталина. В Соловецком лагере отец сидел вместе с епископом Феодосием (Ганицким), в 2006-м году прославленным РПЦ в лике святых как священноисповедник. Как-то на вопрос отца, как поступить, владыка посоветовал положиться на волю Божию. — «Я положился». — «А чего ко мне пришел? В лучших руках дело». Началась война, мама осталась одна с тремя детьми. Письмо, написанное на фронт, в котором она говорила о том, что будет ждать мужа любым («где бы ты ни был, что бы с тобой ни было, хоть без рук, без ног, я тебя разыщу и привезу тебя»), отец, как молитву охраняющую, носил в кармане всю войну. О войне и послевоенных годах, годах своего детства, о. Валериан вспоминает до сих пор: «Иногда сейчас можно услышать: "Есть нечего". Да вы не знаете, что такое "есть нечего". Вам не хочется просто есть, а "есть нечего" — это вообще нет ничего, что можно съесть. Вот это — не дай, Бог». Однажды маму о. Валериана вызвали «на ковер»: зачем Вы ходите в церковь, да еще и водите своих детей? Она ответила, что Церковь помогает ей детей воспитывать. И, действительно, многие восхищались: «Какой воспитанный мальчик!» «Не такой уж я был воспитанный, - говорит батюшка, - просто я вырос в Церкви». Он вспоминает, что однажды, будучи ребенком и оказавшись в высшем обществе, он поцеловал руку одной старой даме. Та была поражена: откуда такое воспитание? А для него это было естественно — дети в их семье привыкли подходить под благословение, лобызать руку, выражая этим благоговение. Также он знал, что полагалось и женщине руку целовать. «Я никогда не садился, пока мне не скажут. Это было просто православное воспитание, а вовсе не великосветское». Воспитанный в духе любви к Богу, маленький Валера начал прислуживать в церкви с шести лет. Шел 43-й год, война. Пел и читал, причем читать начал одновременно и по-русски, и по-церковнославянски. «Я припадал к иконе Матери Божией и просил у Неё только одного: Матерь Божия, сподоби меня служить Сыну Твоему и Богу моему. Об этом никто не знал, это была моя детская молитва, - старец едва сдерживает слезы, произнося эти слова. - Ну вот, как видите, служу». Если человек всё время думает о служении Богу, то всё остальное обязательно будет на своих местах. О. Валериан приводит слова духовника афонского монастыря Филофея о. Иоанна: «Когда мы идем к свету, за нами идёт наша тень. Тень — это всё земное. Иди к свету и всё земное будет дано тебе, как твоя тень. Если же ты отвернешься, и погонишься за тенью — за земным, то и от света уйдёшь, но и тени не догонишь. Это истина». Батюшка делится воспоминаниями из своего детства, в частности, как, отвечая на уроке, встал и привычно для себя перекрестился. Кречетовы не были ни пионерами, ни комсомольцами, однако, в характеристике после 10-го класса у Валеры было написано: пользуется уважением и любовью одноклассников. Однажды, учительница на родительском собрании, обращаясь к его отцу, видимо, даже незаметно для себя, сказала: «А Вы что скажете, Ваше Сиятельство?» Действительно, когда человек живёт в служении Богу, на нем как будто печать отражается Божия, сияние появляется. О. Валериан вспоминает, как у него, молодого человека, на работе спросили, что за человек — его сослуживец, с которым он постоянно общается. Будущий отец Валериан не знал, как объяснить, сказал, что тот не от мира сего. «Ничего себе объяснил! Как будто ты от мира сего!» С этим человеком он встретился уже через несколько лет, …когда они оба пришли поступать в семинарию. Но прежде был институт, целина, работа инженером-механиком на Урале. «Мой отец, который стал священником в 54 года, мне всегда говорил: "Священническое служение — это служение, а профессия у тебя просто должна быть, мало ли что придется в жизни делать. Многие апостолы были рыбаками, каждый имел какую-то профессию". Как-то отец сказал, что тот, кто собирается быть священником, должен быть готовым к тюрьме. Я готовился. Бог пока миловал». Но по тюрьмам о. Валериану поездить все же пришлось: после окончания института его направили обследовать лагеря заключенных. В начале своего служения о. Валериан не знал, какой путь выбрать — семейный или монашеский. Спросил совета у о. Кирилла (Павлова). Тот сказал, молись — Господь тебе укажет. В тот же день он познакомился со своей будущей супругой. О трудностях семейной жизни о. Валериан с присущим ему удивительным, чисто русским чувством юмора, рассказывает: «Я прожил со своей тёщей 35 лет. Кто живет с тещей, знает, какой это важный момент. Я получил столько — никакая академия столько не даст. Школа смирения — я был человек очень гордый, строптивый. А Господь сказал: строптивым на пути посылаются стропотные. Моя тёща, Царство ей Небесное (духовная дочь о. Сергия Мечева, очень много рассказывала о нем), была человеком твердой воли. Но я хорошо помнил и выполнял заветы своих родителей. Завет моей матери был таков: «Валюшка, молчи. Старшим не смей отвечать». И выполняя ее завет, я просто как сыр в масле катался. И любому это советую. Среди двоих кто первый уступит, тот и прав». Бог дал о. Валериану пять сыновей, две дочери и пока что 35 внуков. Огромный опыт. Однажды звонит ему молодая мама — что делать, батюшка, ребенок плачет. Ребенку 9 месяцев — зубки режутся, самое время. Это болезненно, а сделать ничего нельзя, только терпеть. «Очень важный медицинский момент, - говорит о. Валериан, - когда болезнь не лечится, ее нужно терпеть. Так же, как и ближнего своего: если ничего не получается — терпи. Это закон. Кстати, очень полезный». Следующие полушутливые размышления батюшки мне хотелось бы привести почти дословно, настолько они актуальны и поучительны: «Человек рождается и сразу начинает есть. Зубов у него еще нет, а он ест. Появляются зубы — он ест. Потом зубы начинают выпадать, а человек продолжает есть. Могут вывалиться все зубы, а человек всё равно ест. То есть получается, что ест он всё время, от рождения до кончины. А зубы у него не все время. Значит, их основное назначение не для этого — есть он может и без зубов. А вот когда начинают вылезать зубы? Перед тем, как человек начинает говорить. Так вот для чего они нужны — чтобы держать язык за зубами! А если они язык не держат, тогда для чего они нужны? Первые причины выпадения зубов — это то, что они плохо держат язык. А как дорого зуб отремонтировать! Теперь я понял: молчание — золото. И это не шутка. К примеру, если рот открываешь с тещей или со свекровью, так потом приходится с ними разъезжаться. А это дорого. А так молчишь, и дешевле все обходится. Еще пример. На работе рот открыл, премию срезали. А промолчал бы? Вот так». Батюшке много приходится ездить: «Я очень много нахожу поучительного. Как курочка клюет по зернышку, так везде можно найти духовную пользу. И этим мне хочется поделиться. Вот, к примеру, притча. Поссорились два друга, один другого ударил. Тот, кого ударили, написал на песке: «Cегодня друг ударил меня». Через некоторое время тот, кого ударили, стал тонуть. Друг, забыв про ссору, бросился и спас его. Тогда спасенный высек на камне: «Сегодня мой друг спас мне жизнь». Обиду нужно писать на песке, чтобы ее развеяло, а добро высекать, как на камне. Если тебе кто-то сделал добро — запомни это, а когда ты сделал добро — забудь это». Будучи в Ташкенте батюшка услышал такую характеристику мобильного телефона — «шайтан машинка». «Верно подметили узбеки, - смеется о. Валериан, - мобильный телефон хорош, но отключается иногда в самое неподходящее время». Побывал о. Валериан даже на Чукотке. «Святейший всколыхнул тамошнюю паству, и на эту горстку земли нужно было сеять. За 8 дней — 24 выступления. В разных структурах. Я только заканчиваю — «батюшка, теперь там». Только закончил — «батюшка, теперь туда». Так Господь совершает спасение наше. Никогда не падайте духом, никогда не унывайте». «Самое главное — это спасение души. Его можно достичь только очищением от грехов. А грехи прощает Господь. А прощает Он тому, кто других прощает: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Чем больше простишь, тем больше тебе простится. Поэтому надо радоваться, когда тебя кто-то оскорбляет — есть возможность его простить. Кто нас корит, тот добром дарит. Духовным добром». Как говорил о. Иоанн Крестьянкин: с точки зрения духовной, если ты страдаешь телесно либо душевно от какой-либо несправедливости, то обрати внимание — страдает весь мир, страдают все в разной степени. Страданий нам не избежать, но нужно учиться страдать достойно и одухотворенно. В мире больше страдают лучшие люди, поэтому, если ты страдаешь, то ты причислен к числу лучших людей. Ты сподобился страдать. К примеру, на войне — кому дается самое сложное задание? Самому достойному и надежному человеку. О. Валериан продолжает: «Сейчас такое время — все руководят. На вакансию инженера — 9 человек, а на руководителя — 300. Кто не умеет делать, тот учит, как нужно делать. А кто не умеет учить, тот учит, как нужно учить. Старайтесь так жить, как Бог даст. Радуйтесь жизни. Когда человек живёт, он не должен особенно думать, как на него смотрят, как о нем думают. Господь всё управит». Батюшка уже около часа стоит на сцене, не садится — привык говорить стоя. «Правда, - сетует, - спину ломит, и не только спину». «Возраст никуда уже не денешь. Ни продать его не подарить. Нет такого бартера и денег, чтобы вернуть утраченную прыть, - улыбается о. Валериан. - Я это уже проверил на себе. Но возраст — это то, что относится к телу, но не к душе. Когда человек живет с Богом, для него не только возраста нет, для него и времени-то нет. Бог вне времени и пространства. Сущность всего нашего бытия в двух основах. Это Богоявление и Богослужение. Бог явил Себя в Своем творении, а творение должно служить своему Творцу. То есть, от нас — Богослужение. Очень важно сохранение благодати, благоговения — к храму, к богослужению, к престолу, вообще к святыне. Преемственность для священника особенно важна». Вспомнил вдруг нелепость, сам рассмеялся и нас рассмешил. Кто-то обратился к нему с опасениями, что, мол, день рождения выпадает на Великий пост. Как же быть? «Ведь переносить нельзя — беда может случиться». На эти суеверия батюшка отвечает так: «Уж если памяти святых переносятся, то нас грешных можно спокойно переносить на любой день. А уж если в Великий пост попадает празднование, то Сам Бог велел. Даже по Церковному уставу полагается». «Мы выросли не только в атмосфере богослужения», - отмечает батюшка. «Очень важен быт. Когда мы собирались, то пели и русские песни, и, конечно же, духовные песнопения. Псальмы они называются, стихотворения духовного содержания, переложенные на музыку. Такой пласт, а мы его сейчас не знаем совершенно». Вместе с внучкой Лизой, которая аккомпанировала ему на рояле, о. Валериан спел духовный стих о преподобном Серафиме. После беседы с батюшкой был просмотр нового документального фильма о нем. Красивые съемки знаменательных для батюшки мест, Акулово, Покровская церковь, припорошенная чистейшим, кристально белым снегом; красивая природа, виды с высоты птичьего полета. На протяжении всего фильма звучит хорошо подобранная классическая музыка: Вивальди «Зима», Бах. Отдельные церковные песнопения. Много добрых слов звучит с экрана в адрес батюшки от прихожан, детей, внуков: «Батюшка всегда служит очень благоговейно, его душа пребывает в службе». «Он себе не принадлежит. Он здесь все. Он отец-настоятель, он держит традицию». «Родители никогда не ругались, мы даже не видели, что они были несогласны. Может, это и было, но дети не видели». «Благодарю Бога, что он дал мне родиться у моих родителей. И братья мои незлобливые, направлены с любовью к людям. Этому нас родители научили — доверять и любить людей. Распространяй вокруг себя любовь и ты почувствуешь, как эта любовь будет касаться тебя, возвращаться к тебе». Наставления самого о. Валериана, воспоминания: «Как-то выпил я водки наперсток, приехал батюшку (о. Иоанна Крестьянкина) причащать, все приготовил. О. Иоанн выходит, говорит, я не буду причащаться, мне нельзя, я водки напился». Я все понял: «Батюшка, простите, это я сделал». Батюшка причастился, но мне был урок на всю жизнь». «Никто ничего не сможет сделать, если это не попустит Господь. Произведения человеческие — это жалкая копия того, что сотворил Бог». «Неоценимое качество России в том, что она выживает в любых условиях. Несмотря на санкции». «Что нельзя отнять? Мастерство, умение. Но этому надо учиться. Чем больше человек знает, тем более он независим и может помочь другим». А закончить свой рассказ о вечере мне хотелось бы следующими словами о. Валериана: «То, что называют любовью, это некое подобие. Греки над этим задумались, поэтому у них три названия любви: эрос, агапе и филео. Стра́стная, дружеская и жертвенная. Любовь не может жить в себе, она должна на кого-то изливаться. Человек несчастен, если у него самого нет любви. Не от того, что его никто не любит, а от того, что он сам никого не любит. Как сказал св. Иустин Попович: «Любовь к человеку без любви Божией — есть самолюбие, а любовь к Богу без любви к человеку — есть самообман». Любовь не ищет своего и никогда не перестает… Андреева А.А., иконописец