Отрезвление «Томагавками»
Константин Щемелинин

Отрезвление «Томагавками»

7 апреля 2017 года США нанесли ракетный удар по аэродрому в Сирии, который контролируется правительственными войсками. Поводом для атаки послужило якобы применение химического оружия Дамаском несколькими днями ранее, но никаких доказательств предъявлено не было: в частности, об этом ясно выразился в СБ ООН представитель Боливии.

Многие эксперты сосредоточились на технической стороне вопроса: как получилось, что ракеты США прошли охраняемую российскими ПВО территорию Сирии? Но это — не главное.

Главное — другое, и это самое другое находится в области геополитики.

Избранный в конце прошлого года Президент США хотел наладить отношения с Россией, и в Москве также надеялись на это. Но прошло всего лишь 2,5 месяца после вступления в должность, и США атаковали союзника — ближайшего союзника! — России.

Что такое Россия без своих союзников? Как строить отношения с Китаем, Ираном, Белоруссией, Арменией, если разрешить США стрелять по союзникам РФ? Как будут смотреть на Москву из Донецка и Луганска, если Кремль проявит равнодушие в сирийском вопросе?

Председатель Правительства России выразил печаль по поводу случившегося, и это действительно печально: США привели в действие лавину! Теперь, когда будут обсуждаться российско-американские вопросы, всегда на протяжении срока президентства нынешнего главы Белого дома, в Москве будут помнить о том, что США готовы резко и неожиданно ударить, а значит, к этому варианту развития событий необходимо быть готовым. И так станут думать не только в России, но еще и в Северной Корее, Китае, Иране, Кубе, Венесуэле, Боливии, ДНР, ЛНР, Абхазии, Северной Осетии, Приднестровье, а также в других признанных и непризнанных государствах.

США объявили, что данная атака была разовой акцией, но кто поручится теперь, что, допустим, через месяц-другой США не захотят повторить ее в расширенном варианте?

Это и есть геополитика, поэтому Россия уже объявила что, во-первых, выходит из сотрудничества по предотвращению столкновений с американцами в воздухе Сирии и, во-вторых, приложит усилия для усиления ПВО Сирии.

И это только начало той лавины политических последствий, которую США вызвали своей атакой. Вы думаете, что теперь в Москве будут прислушиваться к позиции США по войне в Сирии, курдской проблеме, вопросе безопасности Израиля, конфликту на Украине, ядерной программе Северной Кореи и т.д.?

Прислушиваться — нет, не будут, учитывать — да, будут, а это разные категории: прислушиваться — значит, слушать, выслушивать, пытаться понять и, возможно, принять иную точку зрения; а учитывать — это, значит, принимать во внимание риски и возможности, но отнюдь не пытаться понять!

В СМИ были разговоры о том, что США могли бы войти в состав «нормандской четверки», которая была создана, чтобы завершить конфликт на Украине миром. Об этом можно забыть. Также можно забыть и о роли самой «четверки»: Франция и Германия одобрили удар США по Сирии — как можно с ними договариваться о мире на Украине? Как декорация, «четверка», конечно же, останется: надо решить вопросы обмена пленных и ремонта поврежденных ЛЭП в зоне конфликта, но не более того!

А позиция Китая? Ракетный удар был нанесен в момент визита главы КНР в США, причем даже без консультаций с китайцами! Что это как не демонстрация американцами силы? Какая реакция Пекина будет? Если до этого момента Пекин планировал построить 4-6 авианосцев, то теперь построит именно 6! И плюс к тому посчитает торговую войну с США неизбежной, а значит, будет готовиться к ней и, если ситуация окажется благоприятной, жестко ударит первым.

В общем, политическая картина американских отношений со многими странами в мире была резко и бесповоротно изменена.