Слово о монархии и империи
Александр Гончаров

Слово о монархии и империи

Современным русским монархистам нельзя уподобляться либералам и пропагандировать самодержавный способ организации власти, допуская ошибки, преувеличения и откровенный облегченный подход в изложении темы. При подобной проповеди сама идея монархизма дискредитируется в глазах обывателя, далекого от теоретических заморочек и философских построений.

Для России характерно соединение монархии как формы властвования и империи как формы государственности. Но в человеческой истории далеко не всегда эти формы совпадали, хотя в процессе развития империя непременно принимала и монархию. Однако, Имперский Рим до Юлия Цезаря вполне благополучно существовал и при республике, потом все же перейдя к монархии. Это потребовал ход самой истории.

Византия или, правильнее, Ромейская (Христианская) империя — прямое продолжение Древнего Рима, удачно соединила монархию и имперскую форму. Причем, организация власти сочленила в себе единоличное правление и народную организацию низового управления, и влияние демоса на властные структуры разных уровней. По сути, легитимация императора имела двусоставной характер: от Бога и по воле народной. Безусловно, народ не часто вмешивался в поставление на трон какого-либо лица. Но руководитель империи постоянно, в любом случае, выступал в качестве регулировщика отношений в обществе. В зависимости от успешности своих действий он и получал поддержку основных групп населения, имевших бытийствование в пределах определенных корпоративных (профессиональных) систем.

Принцип наследственной власти в Византии был не на первом месте. Конечно, каждый император желал, чтобы ему наследовал его сын или, на худой конец, родственник. Но это совершалось отнюдь не часто. Избранный войском, Сенатом или просто совершивший государственный переворот человек по ромейским правилам был не менее легитимен, чем «законный» наследник престола. Византийские правящие династии включали в себя часто людей, обладавших неродственными отношениями.

Кроме того, Византия не имела сословного ограничения для единоличного правителя. Выходцы из крестьянской среды восходили на трон басилевса точно так же, как и аристократы. Дабы убедиться в этом достаточно просмотреть список византийских императоров.

Становым хребтом империи являлись греки, но на престоле побывали представители разных национальностей, а не только они: иллирийцы, фракийцы, сирийцы, армяне, славяне и т.д. Основным требованием к императору выдвигалась его христианская принадлежность.

Византийская держава, начиная с V в. от Р.Х., оказалась в кольце варварских нашествий. Угроз не исходило разве что от африканских племен. Но погибла империя только в 1453 году. Чуть менее тысячи лет византийцы успешно или не очень отбивали поползновения противников. А это говорит о серьезной консолидации внутри общества перед врагом внешним. Внутри кипел котел ересей и восстаний, но на оборону внешних границ выходили люди, решившие стоять на смерть. Византия использовала и наемников из чужих земель, и профессионалов, и ополченческие силы. Когда деградация общественных отношений и демографические проблемы стали непреодолимыми, Византия и погибла.

Русь приняла христианство из рук Византии. А вот идеи монархии и империи не прижились. На это были объективные резоны. Русские князья не обладали правами византийских императоров по той причине, что на сие не имелось народного согласия. Случаев изгнаний и даже убийств князей слишком много зафиксировано в летописях. И великого Александра Невского Новгород легко выдворял за свои стены. Попытка Андрея Боголюбского править самодержавно закончилась его смертью от мечей и ножей приближенных.

Русь представляла собою некий семейный государственный подряд. Князья, за малыми исключениями, принадлежали к дому Рюриковичей. Ближайшим аналогом той, домонгольской, Руси надо признать современную нам Саудовскую Аравию, где угнездилось семейство Саудитов.

Впрочем, от Киева и до Владимира, от Смоленска и до Тмутаракани никто не страдал от отсутствия империи и полноценной монархии. Царь сидел в Царьграде. Это на Руси признавали. Он был не близко. Его почитали, но в подчинение не входили.

Переход к империи и монархии начался уже в России. Рубеж — женитьба Иоанна III на Софье Палеолог и падение татаро-монгольского ига в 1480 году. В XV веке Россия унаследовала и двуглавого византийского орла. Внук Иоанна Васильевича Великого — Иоанн Васильевич Грозный 29 января 1547 г. был венчан и помазан на царство митрополитом Макарием почти по византийскому чину. Причем, уже в 1549 году состоялся первый Земский собор. Таким образом, Иоанн Грозный получил двойную легитимацию, как и ромейские кесари. Россия обозначила себя в качестве преемницы почившего Второго Рима — Константинополя. Фактически, именно с 1547 года она превратилась в полноценную империю. В 1561 году патриарх Константинопольский Иоасаф признал Иоанна Васильевича как царя. Причем грамоту подписали 36 греческих архиереев.

Выборы правителей в России соборами или утверждение их происходили после Иоанна IV не единожды. Можно навскидку сразу вспомнить Бориса Годунова, Василия Шуйского и Михаила Романова. Здесь можно возразить, что эти избрания совершались в экстремальной обстановке.

Но соборно в 1584 г. был избран на правление Феодор Иоаннович. Так же избран королевич Владислав (1619 г.), хотя в данном случае имеется целый ряд вопросов. Соборно утверждены как цари Алексей Михайлович (1645 г.) и Петр Алексеевич (1682 г.). Византийский принцип торжествовал. На лицо выявилась и симфония властей: светской и духовной. Все, естественно, не соответствовало идеалу, а иногда и полностью противоречило ему, но истинный имперский идеал закреплялся в сознании народа.

Насмешкой истории надо признать учреждение империи при Петре I в 1721 г. Титул ему «преподнесли Сенат и Синод». Империя то объявлялась, а, реально упразднялась. Оставалась лишь легитимность по венчанию, но напрочь убиралась народная. Петр отказался от наследия Ромейской империи и ринулся по пути абсолютно незаконной Священной Римской империи и германской нации, ведущей происхождение от такой же противоправной империи Карла Великого.

Соборное признание выбросили, не заменив ничем. А государь из блюстителя интересов всех сословий перекинулся в защитника помыслов дворянства. Дворянство самочинно присвоило себе возможность распоряжаться троном. Закономерно весь XVIII век в России творились насилия над Церковью, патриаршество отменили, а крестьяне были приравнены к «живому товару». Кстати, с Петра у нас объявилось гнусное «крепостное право» сугубо для самого большого по численности русского сословия.

Восстановление византийского правила легитимации потребовала сама жизнь. От идиотизма Петра Первого робко попытался отказаться Павел I. Господа-дворяне его убили в 1801 г. (после науськивания англичан).

Борьба за возврат к византийскому империализму шла весь XIX век. Не так уж случайно у нас родились в этом столетии: и певец «византизма» в философии — Константин Николаевич Леонтьев — один из самых гениальных умов России за всю ее «постпетровскую» эпоху, и выдающийся теоретик монархизма — Лев Александрович Тихомиров, и автор чисто византийской имперской формулы для державы — Сергей Семенович Уваров,  и государь, решивший вернуть стране патриарха и основы соборности — страстотерпец Николай Александрович.
К сожалению, уже было поздно. 1917 год подытожил западнический эксперимент дворянства и Петра Первого. Скажем честно: «Нас скушали не только Карл Маркс, но и Карл Великий!» Возбраняется безнаказанно отрицать то в государственности, что закладывается по воле Господа Иисуса Христа.

После образования СССР у нас сложилась уникальная ситуация, когда первая часть византийского монархического основания — «милостью Божией» была отвергнута, но не редко повторялась вторая часть — «по велению народа». И съезды Советов в Кремле выглядели «превращенными» соборами (с корпоративным представительством: столько-то — от рабочих, столько-то — от колхозников, столько-то представителей — от трудовой интеллигенции). Причем, на съездах президиум рассаживался почти так как в Византии во время Вселенских соборов. И вместо иконы Пресвятой Троицы висели портреты «несвятой троицы» — К. Маркса, Ф. Энгельса и В. Ленина.

Сам Советский Союз показался как «превращенная» форма Ромейской империи. А вожди СССР вынужденно играли роли защитников общественных требований. Плохо или хорошо — это другой вопрос.

Монархизм же из народного менталитета никуда и не исчезал. Кем были по-настоящему Иосиф Сталин или Леонид Брежнев, не столь уж и важно. В общественном сознании они признавались императорами, пусть и коммунистического толка. У империи и монархии есть тайна… Им не существенны ни экономический уклад, ни политические партии, ни наличие того или иного вида собственности. Монархия имелась в государстве инков и там наличествовал типичный социализм при доминировании государственной собственности. Монархической ныне является и КНДР (с наследованием поста «любимого вождя»). Английская империя с монархией взращены на капиталистических дрожжах…

Советский Союз прожил гораздо меньше, чем «империя Петра Первого». Разрушение народной легитимации власти произошло после отказа от социального регулирования. Элита сорвалась с цепи. И все. Что произошло потом в 1991 г. — не секрет. И Российская Федерация оказалась лишь осколком империи без «византизма» и монархии.

А хотим мы или не хотим, но выживание России без империи и монархии мало вероятно. Мы обречены: или восстановить империю в ромейском стиле, или ничего хорошего не произойдет. Парадокс Борхеса: «Была, есть и будет только одна империя — Римская» отменить нельзя.