Забытый геноцид

Согласно сообщениям СМИ, члены группы поддержки Армении Палаты представителей США собираются в конце февраля представить новую резолюцию о Геноциде армян в Османской империи. Об этом заявляют в Армянском Национальном Комитете Америки (ANCA). «Резолюцию представят Адам Шифф, Фрэнк Паллоун, Джордж Раданович и Марк Кирк. В настоящее время армянское лобби работает над тем, чтобы новая резолюция получила наибольшую поддержку со стороны конгрессменов», - говорится в сообщени ANCA. 106-я резолюция о признании Геноцида армян была внесена в повестку 110-го Конгресса США конгрессменом Адамом Шиффом 30 января 2007 года. 10 октября 2007 резолюция получила одобрение комиссии Палаты представителей по внешним отношениям. Однако голосование в Палате так и не состоялось из-за противодействия администрации Джорджа Буша. Несомненно, что признание геноцида 1915 года мощнейшим государством планеты (да и другими странами тоже) имеет огромное значение, но при этом не стоит забывать, что этой национальной катастрофе предшествовали также весьма грандиозные трагические события конца 19 столетия. Речь идет о резне армян в Османской Турции в 1894-97гг., когда погибло более 300 тыс. человек. Известно, что истребление армян в 1915 году Турция считает вполне оправданным, объясняет Первой мировой войной и общей ситуацией. Между тем, резня в 90-х гг. XIX века происходила в мирное время. Многие европейские газеты того времени постоянно держали читателей в курсе происходивших в Османской империи событий: публиковали сообщения собственных корреспондентов и британских консулов о крайне тяжелом положении армянского населения и подготовке султанским правительством всеобщих погромов армян. В сентябре 1890 г. в статье “Угроза реальной опасности в Армении” британский “Spectator” писал, что в Министерстве иностранных дел Великобритании чрезвычайно обеспокоены по поводу положения дел в Западной Армении. Армянский народ находится “в отчаянии и охвачен паникой”, так как обещания, данные ему на Берлинском конгрессе, остались невыполненными. По свидетельству британского консула в Эрзеруме Клиффорда Ллойда, а также миссис Бишоп, недавно возвратившейся из путешествия по Западной Армении, положение армян в Османской империи “просто невыносимо”. Носить оружие им запрещено, а обращение к закону не имеет никакого смысла, так как для христианских подданных законов не существует. Султанское правительство вооружает курдские племена новейшим оружием и во главе их ставит турецких офицеров. По сведениям еженедельника, в 1891 г. Шефкет-паша получил от великого визиря официальное распоряжение для организации резни армянского населения в Батаке, а турецкие официальные лица в Европейской Турции имели при себе указание “уменьшить численность армянского населения”. 12 августа по 4 сентября 1894 г. турецкие власти спровоцировали и организовали резню армянского населения Сасунской области Битлисского вилайета. Еще в 1893 г. на армян Сасуна совершил нападение отряд курдов численностью около 4 тыс. человек под предводительством Гусейна-паши. Через год местные власти специально наложили на армян бремя дополнительных налогов, однако последние ответили, что из-за нападения курдских племен удовлетворить эти требования невозможно. Тогда вали Битлиса Тахсин-паша и генджский губернатор Мустафа-паша во главе турецких войск, жандармерии и многотысячной курдской кавалерии окружили Сасун, однако все атаки были отбиты. Получив сообщение вали Битлиса о восстании армян, султан пришел в ярость и приказал жестоко подавить его. После двухнедельных безуспешных попыток захватить Сасун из Эрзинджана подоспела регулярная турецкая армия - IV корпус мушира Зекки-паши, с помощью которой сасунцы были разбиты и поголовно истреблены. «...Порта не замедлила представить на утверждение султана неотложную необходимость мобилизовать редиф обоих классов IV корпуса (64 батальона) и ... пополнить численность батальонов низама до штатов военного времени, то есть 800 человек. Несколько дней спустя состоялось новое ирадэ султана, предписывавшее II и V корпусам приготовиться к мобилизации редифа и отправке некоторых частей постоянной армии этих корпусов в распоряжение IV корпуса...». Факты свидетельствуют о том, что Сасунская резня была заранее подготовлена султанским правительством. Непосредственными руководителями явились мушир Зекки-паша, вали Тахсин-паша и Мустафа-паша, начальник дивизии Ферик Абдулла-паша и Осман-паша, прибывший из Диарбекира. Не останавливаясь подробно на организованной в Сасуне массовой резне армян, «возродившей ужасы самого мрачного средневековья», отметим лишь, что американский публицист Теодор Петерсон включил ее в число погромов, осуществленных турецкими властями в отношении своих подданных на протяжении XIX столетия. Он справедливо подметил при этом, что султанское правительство методично шло к достижению своей цели — искоренению христианского элемента империи. Точная цифра жертв резни в Сасуне не установлена, так как султанское правительство в течение нескольких месяцев скрывало информацию об этом и пыталось замести следы своих кровавых преступлений. Согласно одним источникам, число убитых армян не превышало тысячи человек, по другим данным число таковых составило от 5 до 12 тыс. человек. Первая цифра, надо полагать, меньше всего соответствует действительности, так как взята из доклада Высокой Порте руководителя резни Зекки-паши, в сообщении которого читаем: «...Мы так очистили страну, что они (волнения — А. К.) не будут иметь место... в будущем». Действия Зекки-паши были расценены как акт патриотизма, и он получил от султана высокую награду — «нишани имтияз». В ноябре 1894 г., когда известия о резне в Сасуне успели получить распространение, британское правительство лорда Розбери выступило за совместные действия европейских держав в армянском вопросе. Премьер-министр проявил себя убежденным противником изолированных действий Великобритании в армянском вопросе и считал совместное выступление держав “единственно надежным, безопасным средством”. Он резко осуждал всякие другие меры, считая их “бесполезными” и “опасными” для мира в Европе. На заключение султанской комиссии по расследованию событий в Сасуне правительство Розбери ответило выработкой большого проекта реформ, предусматривавшего назначение губернатора-христианина для вилайетов, населенных армянами. Было очевидно, что главной целью реформ, направленных на улучшение условий жизни армян, было стремление Англии лишить Россию возможности оккупировать эти территории под предлогом защиты прав христианского населения. После того как Россия и Франция присоединились к требованию реформ, 11 мая 1895 г. Высокой Порте был представлен урезанный английский проект, который султан обязался ввести в ближайшее время. Однако уже тогда предсказывали, что этот проект обречен на неудачу. Султан Абдул-Гамид пристально следил за европейской прессой и позицией общественности, соответственно оценивая свои шансы для сопротивления требованиям держав. 17 сентября константинопольские армяне устроили в столице Османской империи мирную манифестацию против затягивания султанским правительством принятия проекта реформ. Армяне вышли на демонстрацию “...в надежде поторопить медлительные посольства и, возможно, воздействовать на чересчур натянутые нервы самого султана”. Использовав как повод выстрел в турецкого жандарма, правительство Абдул-Гамида организовало резню армян в столице. 12 октября еженедельник писал: “Не было никакой необходимости в насилии. Город буквально кишел оттоманскими войсками, между тем как незначительное число христиан было вооружено лишь револьверами, и Осман Гази за три часа мог установить в Константинополе безмолвный порядок без кровопролития ...Фанатичная дворцовая верхушка решила дать христианам урок: был дан знак софтам или, как теперь стало ясно, полицейским, переодетым в софты... и армяне фактически оказались под их властью... В течение 24 часов в Константинополе господствовало царство террора и насилия... и после того как было убито около 400 человек, армяне, не имея возможности забаррикадироваться, укрылись в церквах и здании Патриаршества”. В течение трех месяцев были убиты около 30 тыс. армян. 15 октября состоялась встреча послов великих держав в Турции с султаном Абдул-Гамидом. Под нажимом представителей держав султан сделал заявление о введении реформ в ближайшее время. Но султана куда более беспокоила его непопулярность среди мусульман, чем давление, которое оказывали на него послы трех держав. Ведь он мог попытаться провести державы или же, в крайнем случае, поссорить их, предоставив большие уступки России, однако недовольство мусульман угрожало его трону. Сделав заявление о, якобы, скором введении реформ, султан Абдул-Гамид II приступил к организации новой массовой резни армянского населения. Таким образом, национально-освободительная борьба западных армян, справедливые требования об улучшении условий их жизни, прекращении притеснений со стороны местных турецких властей и кочевых племен, политика действующих под нажимом европейского общественного мнения держав по осуществлению реформ в Западной Армении привели в конечном итоге к началу планомерного уничтожения армянского населения Османской империи. Султанским правительством была разработана целая система уничтожения армян в областях, где они составляли большинство, с тем, чтобы свести к нулю требования о реформах. Утром 26 августа 1896 г. группа армян из 30 человек, вооруженных револьверами и динамитными бомбами, овладела центральным (Оттоманским) банком султанского правительства в Константинополе, «угрожая взорвать дом со всеми миллионными ценностями, хранившимися в этом представительстве международной финансовой олигархии», если султан не примет срочных мер по наведению порядка и введению реформ в Западной Армении. Одновременно в посольства европейских держав в Константинополе поступили литографированные письма с требованием о вмешательстве в защиту армянского народа. Захват Оттоманского банка чрезвычайно обеспокоил правительство и поэтому послы в Константинополе пообещали выполнить требования армян, лишь бы они удалились и оставили банк невредимым. Правительства европейских держав были крайне заинтересованы в сохранности банка, так как усиленно финансировали Высокую Порту. В течение 1890-1898 гг. она получила от Европы 12 займов, общая стоимость которых составляла 12 млрд. франков. Кроме того, с помощью Оттоманского банка султанское правительство разрабатывало программу реформ с целью улучшения финансового положения империи. Осуществив финансовые преобразования, Высокая Порта могла обеспечить себе относительную независимость, гарантию от давления европейских государств и отложить на неопределенное время проведение реформ в Западной Армении. Турецкие власти были полностью проинформированы о плане захвата банка, однако Абдул-Гамид сознательно не пресек нападения, дабы возбудить антиармянские настроения у мусульманского населения столицы и оттолкнуть европейское общественное мнение от армян. Профессор Л. А. Камаровский писал, что «турецкие власти, заранее зная о готовившемся нападении армян на Оттоманский банк, не только не приняли мер к предупреждению его осуществления, но всячески разжигали ловкими полицейскими агентами патриотический пыл увлекающихся армян и потом воспользовались этим случаем для массовой резни...». По мнению же сотрудника посольства Соединенных Штатов в Турции Чалмерса Робертса, правительство Абдул-Гамида специально допустило захват Оттоманского банка, чтобы оправдать в глазах человечества последовавшую затем резню. В течение августа 1896 г. султанское правительство искало повод для начала погромов армянского населения Константинополя. Еще за несколько недель до нападения армян на Оттоманский банк турецкое население столицы стало требовать от правительства хлеба. В противном случае мусульмане угрожали начать грабежи и погромы армянских кварталов столицы. Американский миссионер Эдвин Пирс свидетельствовал, что за день до начала резни в Константинополе султан Абдул-Гамид во время молитвы фанатично призывал мусульман к беспощадной резне армян. В те дни газета «Кавказ» проводила параллель между константинопольскими событиями 1895 и 1896 гг. Она писала, что резня армян в 1896 г. началась накануне издания султанского ирадэ, извещавшего о начале переговоров с европейскими державами по поводу требований греческого населения острова Крит о присоединении острова к Греции, а в прошлом 1895 году погромы армян в столице империи произошли как раз после заявления султана о скором введении реформ в Западной Армении. Заявляя державам о своем желании проводить преобразования для улучшения условий жизни христианских меньшинств империи, султан тем самым возбуждал против христиан мусульманское население империи и с помощью организованных властями погромов предотвращал осуществление всяческих уступок христианам. Таким образом, в августе 1896 г. султанское правительство в очередной раз готовило избиение армян, и удобным поводом на этот раз стал захват Оттоманского банка. 27 августа в разных районах Константинополя одновременно появились вооруженные толпы фанатичных мусульман, которые совершенно открыто стали избивать армян, не встречая никакого сопротивления со стороны турецких жандармов и солдат. Посол России в Османской империи А. И. Нелидов свидетельствует: «...Из разных турецких кварталов высыпали вооруженные ножами и палками толпы башибузуков, которые стали нападать на всех тех, кого принимали за армян, и началось самое варварское избиение беззащитных и ни в чем не повинных христиан. Полиция не только оставалась спокойной зрительницей происходящих ужасов, но даже во многих случаях принимала участие в убийствах и грабежах. Войска, весьма поздно появившиеся на месте беспорядков, также ничего не предпринимали для их прекращения. Таким образом, в различных местах Стамбула – Галате, Пере и даже некоторых отдаленных кварталах до самого вечера происходила грозная расправа с христианами, для прекращения коей не было принято никаких мер». Резня распространилась в основном на армян, остальное христианское население столицы не пострадало. Ч. Робертс считает, что мотивы резни имели не религиозный, а политический характер. Турки были убеждены, по его словам, что армяне замышляют заговор против «святого» султанского правительства. Армян было разрешено убивать, так как турецкие власти боялись сами сталкиваться со своими «разъяренными» мусульманскими подданными, не желая терять и без того пошатнувшийся авторитет. 28 августа захватившие банк армяне отправили во дворец помощника директора банка Г. Обуано, которому было поручено заявить султану, что они выйдут, если будет обеспечено выполнение всех их требований. В это самое время во дворец явился первый драгоман русского посольства Максимов, посланный А. И. Нелидовым для предложения султану своих услуг в связи с создавшимся положением. Абдул-Гамид уговорил его принять участие в переговорах с захватившими банк армянами, пообещав им свободу и беспрепятственный выезд из Турции, если они откажутся от своего замысла взорвать банк. Вместе с директором банка Эдгаром Винцентом и Г. Обуано Максимов отправился к зданию банка для переговоров с армянами. После трехчасовых переговоров им удалось, наконец, уговорить армян «...в интересах защищаемого дела, к которому Европа уже показала все возможное участие, добровольно выйти из банка и пересесть на английское судно с тем, чтобы на другой день быть отправленными за границу». Хотя главная причина «беспорядков» была устранена – захватившие банк армяне покинули Константинополь на яхте директора банка Э. Винцента, – спокойствие в городе так и не было восстановлено. За то время, пока Оттоманский банк находился в руках армян, султанское правительство организовало переброску в Константинополь групп вооруженных курдов, албанцев и лазов, которые рука об руку с фанатичной городской чернью устроили кровавую резню армянского населения. Как отмечено в «Истории дипломатии», султанское правительство организовало резню армян «руками стамбульского люмпен-пролетариата». По предварительно разработанной системе банды головорезов были вооружены ножами, огнестрельным оружием и специальными дубинками со свинцовыми наконечниками одного и того же образца. По утверждению Альмы Уиттлин, идея бесшумного осуществления кровавой операции принадлежала самому Абдул-Гамиду. Были приняты меры, чтобы ни один из погромщиков не участвовал в убийствах и грабежах в своем квартале с тем, чтобы в дальнейшем, если посольства держав потребуют наказания, никто не смог бы распознать и обвинить убийцу. Полиция и войска получили инструкцию препятствовать всякому сопротивлению со стороны армян и в случае необходимости содействовать толпе. Во время резни, которая беспрепятственно продолжалась три дня, «стражи порядка» не теряли контроля над городом. Некоторые кварталы – Скутари, Кум-Капу и другие по неизвестным причинам оказались полностью охраняемыми и выглядели такими же мирными и спокойными, как обычно. Наиболее жестокими явились резня и грабежи в кварталах, протянувшихся вдоль всего Золотого Рога – от дворца Долмабахче до Хаскей и от мыса Сарайбурну до дворца Айван, а также в Саматии, у Семибашенного замка и Адрианопольских ворот. Больше всего армян было убито в Пере. По свидетельствам многочисленных очевидцев, в некоторых местах кровь буквально текла по улицам. Без всякого сострадания убивали каждого, в ком признавали армянина. Большинство подвергнутых избиению армян принадлежало к рабочему классу, в частности, к амбалам (грузчикам), однако вместе с приблизительно пятьюдесятью женщинами резне подверглось значительное число интеллигенции, купцов и других состоятельных людей. Офицер стоявшего у причала английского корабля «Рамзес» Уильям Джонсон свидетельствовал: «Я еще никогда не видел такой жестокости. Армян убивали как крыс – ногами и камнями. Каждое утро мы с нетерпением ожидали появления английского флота, чтобы он разнес в клочья это место...». Ряд свидетельств о резне армян приведен в редакционной статье «Константинопольская резня» английского журнала «Контемпорари ревю». Так, драгоман посольства России Максимов столкнулся на улице с двумя турками, избившими до смерти армянина. С помощью своего телохранителя он поймал одного из них и приволок в ближайший полицейский участок, потребовав заключить убийцу в тюрьму. Получив отказ, Максимов отвез его в султанский дворец, где выяснилось, что этот человек является турецким офицером. Во многих случаях европейские дипломаты обращались к турецким офицерам с требованием вмешаться и приостановить убийства безоружных людей, но им отвечали: «У нас свои порядки». Очевидец рассказывает, как у дома одного француза толпа поймала армянского священника. Жильцы попытались протестовать, однако находившийся рядом турецкий офицер ответил им, что правительством предоставлено право убивать гяуров. В грабежах и резне армянского населения столицы участвовали не только мужчины, но и женщины. Так, очевидец событий свидетельствует, как «толпа турецких женщин, крича, смеясь и топча под ногами то, чего не могла унести с собой, грабила маленькую лавку только что убитого ими армянина». В некоторых районах столицы армяне пытались организовать самооборону, однако тогда в дело уже вмешивались турецкие солдаты. Чарльз Робертс приводит свидетельство драгомана американского посольства в Османской империи Лемле о том, как в районе Псаматии группа армян забаррикадировалась в армянской церкви. Исчерпав все возможности для сопротивления, армяне впустили большое число солдат в церковь и взорвали ее. Робертс приводит также рассказ об армянке Манелян, дочери секретаря султана Абдул-Меджида, спасшего как-то султану жизнь. Во время резни погибли три ее сына: два дня братья отбивались от атак турецких солдат, когда же кончились патроны, они покончили с собой. Женщина кидалась от одного умирающего, сына к другому. Ворвавшиеся в дом солдаты некоторое время безмолвно глядели на это зрелище. Затем один из них произнес: «Оставьте эту старую собаку с ее мертвыми щенками». Обстоятельную картину константинопольской резни 1896 г. описала русская публицистка Ольга Кайданова. «Виденные нами ужасные картины стоят и теперь перед глазами, - пишет она. - Едва веришь тому, что все это действительно было... Турки бьют армян. Несколько армян, работавших на пристани, были убиты мгновенно, наповал, несколькими ударами палок по голове. Других бросали в толпу, которая добивала их, волокла по улице, топтала в пыли... Полиция в этот день появлялась на сцене, когда производилась очистка улиц от трупов после побоища... Отвратительный грабеж средь бела дня продолжался весь день. Когда было разграблено все имущество, стали выламывать оконные рамы, двери, награбленное добро тащили в разные стороны... С восходом солнца снова пошло то же самое; вероятно не прекращавшиеся и ночью зверства, которые прикрыл на некоторое время мрак, опять стали видны повсюду, Все армянские магазины и лавки были разграблены. Русские моряки рассказывали, что трупы убитых не успевали вывозить». Ольга Кайданова называет все это «повальным, массовым убийством, охотой на человека». В журнале «Новое слово» было опубликовано письмо О. Кайдановой «Константинопольская резня», в которой она пишет: «...Несколько раз казалось, что это какое-то жестокое театральное представление, сильно действующее на нервы, а не живая действительность; не верилось, что все, что мы видели, происходило действительно на наших глазах накануне XX столетия, что мы не перенесены в каком-то сне далеко назад, в средние века». Для вывоза трупов из города заранее было подготовлено большое количество телег и повозок. По свидетельствам очевидцев, к десяти часам вечера на улицах Константинополя «появлялись огромные телеги, верхом нагруженные телами убитых, некоторые из них, казалось, шевелились». Было насчитано, что в течение одного дня из Галаты и Перы прошло полностью нагруженных 28 бычьих повозок и 136 обыкновенных телег, из других районов столицы по дороге Хаскей прошла 71 телега. Греческий дипломат Д. Калопотакес приводит рассказ молодого армянина, работавшего грузчиком в главном полицейском участке Константинополя, который нашел убежище в здании греческого посольства. Во время резни глава полиции посылал грузчиков в окружении полицейских на кладбище, куда на телегах привозили тела убитых. Грузчики, в основном армяне, отделяли трупы мусульман от трупов армян и отдельно хоронили. Они работали под присмотром полицейских и не имели возможности вынести из сотен трупов все еще живых армян, стонущих и молящих о помощи. Большое число трупов было сброшено в море. Осенью 1896 г. один из европейских корреспондентов многозначительно писал: «Европейцы в Константинополе теперь не едят рыбы. И мне босфорская рыба противна: она слишком жирна». Сведения очевидцев константинопольских событий относительно резни армянского населения в основном сходятся. По утверждению военного агента России в Константинополе полковника Пешкова за два дня в городе было убито свыше 5 тысяч 500 армян, согласно свидетельствам одних очевидцев – 8 тыс. 750, по сведениям других – 10 тыс. и даже 13 тыс. 600 человек. Американский и бельгийский послы в Константинополе насчитали на улицах города до 2 тысяч трупов убитых армян. В октябре 1896 г. журнал «Вестник Европы» писал: «Пока систематические избиения армян повторялись в отдаленных местностях Малой Азии, можно было еще относиться с некоторым скептицизмом к сообщаемым известиям и к колоссальным цифрам жертв; но теперь резня происходит в Константинополе, на глазах дипломатов, и они имеют печальную возможность лично удостовериться в справедливости обвинений, казавшихся прежде маловероятными». Европейские державы приняли против Турции «санкции» - в день рождения султана Абдул-Гамида II послы держав отказались от праздничной иллюминации в зданиях посольств. Однако отказ послов выставить свечи вовсе не напугал султана. В начале февраля 1896 г. лорд Солсбери обратился с речью, в котором глава английского правительства отказался от “вмешательства в дела армян не только в настоящем, но и в будущем”. Английский премьер заявил о невозможности военного вмешательства для защиты страдающего армянского населения. Несмотря на то, что в течение двух лет в Османской империи подверглось уничтожению более 300 тыс. армян, султанское правительство осталось безнаказанным, а европейская дипломатия явилась равнодушным зрителем в трагедии целого народа. Вскоре этот проект реформ также был забыт – началась греко-турецкая война 1897 г., и великие державы во главе с Англией выступили, на этот раз совместно с Турцией, против повстанцев острова Крит. Не раз, предъявляя новые требования султану, умаляющие его суверенные права, великие державы грозили возобновлением армянского вопроса и вынуждали султана уступать. При этом султан устраивал новые погромы армянского населения, служившие предметом торга европейских империалистов. И сегодня, память о жертвах тех чудовищных трагедий, опять превращается в предмет политического торга. Центр Политической Свободы http://www.politsvoboda.ru/