Дыра в 5 миллионов людей
Артём Хабаров

Дыра в 5 миллионов людей

Как сообщает новостное агентство «Спутник», к 2030 г. численность населения Таджикистана увеличится до 11,5 млн. с сегодняшних 8 млн. 900 тыс. Прирост более чем на 2,5 млн. в ближайшие 13 лет!
Таким темпам рождаемости можно только позавидовать. В России уровень рождаемости куда скромнее, хотя успехи есть. Тем не менее, радоваться рано, скорее, наоборот.

Министр финансов России Антон Силуанов в интервью «Газета.ру» заявил, что к 2025 г. трудовые ресурсы сократятся на 5,4 млн. чел. из-за нехватки трудоспособного населения, а также по причине низкой экономической активности молодого (до 24 лет) и пожилого (55-64 года) поколения, выпадающего, как правило, из экономической жизни государства.

Также в России остаётся высоким уровень смертности в трудоспособном возрасте — в 2-3 р. выше, чем в развитых странах. Озвученная недавно президентом Путиным цифра погибших в ДТП за прошлый год — 20 тыс.! — заставляет всерьёз задуматься над этой проблемой. Выходит, что в год Россия только в ДТП теряет людей в два раза больше, чем погибло с обеих сторон в ходе войны на Донбассе за три года (10 тыс.).

Сокращение трудовых ресурсов на 5,4 млн. чел. негативно отразится на экономическом росте России. Откуда брать эти 5,4 млн. человек? Ведь только при условии, что мы раздобудет такое количество работников, наша экономика продолжит развиваться нынешними темпами (об ускорении пока не говорим).

Чем восполнить налоговые поступления, которые бы попали в госбюджет благодаря этим 5,4 млн. трудящихся? Ведь от наполненности бюджета зависит наша медицина, образование, социальные программы поддержки населения.

Таджикские демографы и официальные власти, по-прежнему, считают миграцию необходимым средством наполняемости бюджета республики. Той же политики придерживается Узбекистан, где с рождаемостью тоже всё в порядке. Ташкент уже планирует открыть в российских регионах филиалы Агентства по вопросам внешней трудовой миграции.

Узбекистан готов щедро делиться рабочей силой с другими странами: узбеки работают не только в России, но и в Японии, Южной Корее. В планах у Ташкента наладить импорт рабочей силы в Оман, Турцию и ОАЭ.
Миграционные потоки из Узбекистана и Таджикистана в Россию, по-прежнему, будут активны, и такое положение дел сохранится, как минимум, на ближайшее десятилетие.

Напрашивается вывод, что недостающие 5,4 млн. России придётся покрывать, в первую очередь, за счёт миграции из этих республик. Возможно, не всю эту цифру, но хотя бы часть. Ибо, чтобы восполнить весь дефицит трудовых ресурсов, придётся впускать в Россию, минимум, по 600-700 тыс. мигрантов в год, и тогда к 2025 г. получим те же 5,4 млн.

Сейчас в России находятся, по разным оценкам, от полумиллиона до миллиона таджиков. Добавьте к ним приезжих из Киргизии и Узбекистана, и вы получите приблизительное представление об уровне миграции в РФ из Средней Азии.

Специалисты указывают, что для того, чтобы граждане Таджикистана и Узбекистана работали дома, в республиках необходимо повысить уровень урбанизации, провести модернизацию промышленности и вводить инновационное производство. Это требует колоссальных ресурсов, которых ни у Ташкента, ни у Душанбе нет. Поэтому миграция останется верным средством поддержки экономики Узбекистана и Таджикистана.

Нельзя сказать, что России это не выгодно. Важно только упорядочить миграционные потоки, минимизировать негативные последствия, связанные с нелегальной миграцией, и нелегальную миграцию перевести в легальное русло.

Россия, по-прежнему, остаётся экономически и социально привлекательной страной для многих жителей постсоветских республик. Этот имиджевый ресурс надо использовать на полную мощность. Упрощение процедуры выдачи российских паспортов жителям Приднестровья (Москва занимается сейчас этим вопросом), принятие в российское гражданство жителей ЛДНР, Абхазии и Южной Осетии позволяет обзавестись дополнительными рабочими руками.

Каждый российский гражданин обязан платить налоги (хотя бы теоретически). Не все это делают, но это делают многие. Чем больше граждан России, тем лучше России. У государства тоже есть обязательства перед своими гражданами, но их социальный объём зависит от наполненности бюджета, который наполняется самими гражданами.

По прогнозам ООН, к 2030 г. численность населения России уменьшится приблизительно до 140 млн. (сейчас — почти 147 млн.), а к 2050 г. — до 138 млн. Некоторые демографы предсказывают, что в 2050 г. россиян будет и того меньше — всего 128,6 млн.

Выйти на передовые позиции в экономике России не удастся, если она будет испытывать демографический голод. Завоз мигрантов — средство хорошее, но не всегда эффективное.

К сожалению, светила науки, медицины и гении-изобретатели из постсоветских республик в Россию не спешат. У какой-нибудь рок-звезды среднего пошиба здесь доход выше, чем у талантливого физика.

Из Средней Азии к нам едут люди рабочих профессий, часто без должного образования, доля интеллигенции в этом потоке ничтожно мала, что сказывается на социальной структуре российского населения. Одно дело, когда в страну заедут полмиллиона учителей, врачей и инженеров, и совсем другое, когда это будут чернорабочие.

В силу вышеописанных фактов демография остаётся для России серьёзным вызовом.