По совести и по праву
Руслан Устраханов

По совести и по праву

Воистину: "Ничто на земле не проходит бесследно". А как иначе? Более 70-ти лет агрессивного атеизма приносят свои ядовитые плоды. Речь об очередных нападках на Русскую Православную Церковь, связанных с передачей РПЦ Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Казалось бы, о чем спорить? Слово "собор" заимствовано из церковно славянского и древнерусского "съборъ", в первоначальном варианте - собрание (духовенства). Словари Ожегова и Ушакова дают определение собора, как главной или большой церкви в городе, в монастыре, где совершает богослужение высшее духовное лицо. Налицо бесспорное целевое предназначение собора, которое не соответствует нынешнему статусу православного храма, как государственного музея-памятника. Очевидно: никакого отношения собор к музею иметь не может и не должен. "Музей (Дом Муз от греческого) - учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории". В годы Советской власти церкви закрывали, превращали в "Дома Муз", в складские помещения, а то и просто взрывали. В 1914 году в Российской Империи насчитывалось 54 174 православных храма (без учёта военных церквей), 25 593 часовни, 1025 монастырей. В 1987 году в СССР оставалось 6893 православных храма и 15 монастырей. С 2000 года, наконец, всё возвращается на круги своя. Храмы восстанавливают, строят заново и передают тем, кому они принадлежат по праву и по совести - Русской Православной Церкви, а в её лице - всем православным, коих абсолютное большинство страны. Что может быть очевиднее изложенного? Однако истерия, поднятая по поводу решения о передаче Исаакиевского собора Русской Православной Церкви, зашкаливает. Развёрнута мощнейшая кампания дезинформации с расчётом на незнание россиянами собственной истории. Наследники Шарикова выдвигают главный аргумент против передачи "облачённого в литое серебро" Исаакия. О нём заявляет Андрей Кураев в интервью "Национальной Службе Новостей". "По статусу мне надлежит радоваться всякой вести о том, что какой-то храм был построен или возвращён церкви. Но в данном случае есть проблемные точки, - сказал о. Андрей. - С юридической точки зрения не может идти речь о возвращении собора церкви. Исаакиевский собор никогда не был в ведении Синода. Во времена Российской империи это был храм дворцового ведомства и его содержали за счёт госбюджета". Сомнительному диакону вторят перевозбужденные "пионэры" питерского отделения партии "Яблоко": "Говорить о возвращении Исаакиевского собора РПЦ некорректно, потому что собор никогда ей не принадлежал. После освящения Исаакия в 1858 году управление им осуществляла ведавшая возведением храма Комиссия о построении Исаакиевского собора, получавшая средства из Государственного казначейства. С 1864 года руководство собором перешло Главноуправляющему путями сообщения и публичными зданиями, а с 1878 года - Министерству внутренних дел". Оставим на совести Кураева перл, что ему "по статусу надлежит радоваться всякой вести о том, что какой-то храм был построен или возвращён церкви". Наличие статуса не раскрывает суть, ибо не всякий носящий рясу - это монах, зато любой говорящий неправду - это лжец. По статусу нормальных граждан Андрею Кураеву и его соратникам из "Яблока" не следует врать. Вышеупомянутые персоны, указывая на какие-то незначительные детали, умышленно обходят принципиальное в вопросе принадлежности Исаакиевского собора. А полуправда - не что иное, как разновидность лжи. Теперь по существу: языком юридическим, к чему "о.Кураев" взывает. Начнём с фундаментального: православие в дореволюционной России существовало как религия государственная. А Русская Православная Церковь являлась государственным институтом. Возглавлял церковь Государь Император. Ему подчинялся Святейший Правительствующий Синод - высшая административная и судебная инстанция Русской церкви, орган государственного управления церковью в синодальный период с 1721 по 1917 год. Соответственно, никакой своей, отдельной от государства, собственности у Синода быть не могло по определению как у государственной структуры. Соборы, церкви, монастыри, являлись частью государственной собственности. Их строительство и содержание шло за счёт государства, ибо, повторимся, по 1917 год Русская Православная Церковь была государственным институтом. (Пожертвования - тема отдельная). Поэтому не имеет значения, из каких государственных источников шло финансирование строительства и содержание как Исаакиевского собора, так иных храмов дореволюционной России: от Главного управления путей сообщений и публичных зданий или от Министерства внутренних дел. Государственные структуры финансировали государственные объекты. Следовательно, разговоры о том, что Исаакиевский собор никогда не находился в церковной собственности - циничная демагогия. До 1918-го года понятия государства и церкви были не отделимы. Разделили позже - "Декретом об отделении церкви от государства и школы от церкви" в 1918-м. Заметим: Российская Империя в государственности церкви ничего нового не открывала. В Великобритании Англиканская церковь берёт начало официального статуса государственной куда ранее, с 16-го века. Акты о супрематии (два парламентских акта 1534 и 1559 годов) закрепили разрыв Англиканской Церкви с Ватиканом в ходе Реформации. Верховная власть в Англиканской Церкви с того времени принадлежит британскому монарху. Сегодня королева Великобритании Елизавета II, будучи главой государства, является главой Англиканской епископальной церкви. И никто в Британии не истерит по поводу финансирования бюджетом христианских культовых учреждений. Причём, берега Туманного Альбиона - далеко не единственное место Европы, где церковь финансируется государством. В Германии, Дании, Швеции и других странах Евросоюза существует церковный налог. Его платят все граждане, вне зависимости от их атеистических убеждений. Это как ответ на вопрос: обязано ли государство финансировать церковь. Согласиться не менять форму собственности Исаакиевского собора можно. Но лишь при условии, если православие вновь станет государственной религией, а церковь вернёт себе статус государственного института. Ежели Кураев, Вишневский и прочие "товарищи" апеллируют фактами из императорский России, так давайте восстанавливать всё в полном объеме, как было в эпоху "православия, самодержавия и народности". Впрочем, можно последовать и современной практике демократичных западно-европейских стран, где церковь остаётся институтом государства. Ссылки на двести тысяч подписантов и пару тысяч митингующих в Санкт-Петербурге - противников передачи собора, несерьёзны. В Российской Федерации проживает более ста сорока шести миллионов человек, а в Санкт-Петербурге - 5 миллионов 279 тысяч! "По данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2010 года, 75 % россиян причисляют себя к православным христианам и около 73 % православных респондентов соблюдают религиозные обычаи и праздники". Статистика, как видим, явно не в пользу противников Русской Православной Церкви, пусть даже крикливых и эмоционально распущенных. В этой связи предмет спора следует расширить. Обсуждаем возврат Исаакиевского собора. Однако, по совести и по праву, Русской Православной Церкви следует передать все православные храмы: будь-то музеи, либо в нечто иное, к религии отношения не имеющее. "Кесарю кесарево, а Богу Богово!"