Позывной – "Корреспондент"
Ирина Логвинова

Позывной – "Корреспондент"

Дубовой Г.В. Рыцари Новороссии. Хроники корреспондента легендарного Моторолы. – М.: Книжный мир, 2017. – 320 с. Эта книга, вышедшая в самом начале 2017 г., попала мне в руки необыкновенным образом: с ее автором мы встретились в пути, в автобусе, следующем из Москвы в Донецк. Ехали уже поздно вечером, было темно, и только утром на российской таможне выяснилось, что мой тихий и скромный попутчик в камуфляжной форме с ясным, проникновенным взглядом – легендарный военный корреспондент и воин, журналист и писатель Геннадий Дубовой. И вот я читаю его книгу, символично подписанную им для меня на том самом терминале Мариновка, во взятии которого он принимал участие в 2014 г., читаю книгу не менее легендарного человека, чем герои его интервью и рассказов, потому что Геннадия Дубового знают многие, кто следит за его репортажами и статьями в Youtube и в соцсетях, в СМИ. В каждой строчке – живая правда о войне, которую сейчас некоторые политические деятели и СМИ пытаются замять, исказить, приуменьшить, потому что истина о том, что это не гражданская война, а тотальное уничтожение русских, многим мешает… Мешает политикам похоронить, заболтать проект «Новороссия», родившийся в противовес натиску бездуховности и откровенного фашизма со стороны Америки, европейских государств и нынешней правящей верхушки Украины. Геннадий Дубовой – летописец героической обороны Донбасса. И об этом пишет в рецензии, предваряющей чтение, Ю. Котенок: «Вы редко встретите его в видеороликах, потому что он собственноручно снимает своих героев, дорожа каждым их словом и кадром с ними, фиксируя крупицы кровавой войны. Дубовой – единственный военкор Новороссии, многие из героев репортажей которого пали на поле боя «за други своя». Это особый знак работы Дубового, его реквием в честь павших, хроника героизма в боях под Донецком…». Его книга не случайно начинается с очерка «Памяти деда». Война в Новороссии – продолжение Великой Отечественной войны, из которой мы однажды вышли победителями, а значит победим и теперь. Как и все прежние войны в истории России-Руси, эта война, говорит в одном из интервью Геннадий Дубовой, «за сохранение Большого Русского Мира и предотвращение геноцида русских жителей бывшей Украины. За справедливый миропорядок, установление которого в Новороссии, превращение ее в лабораторию социально-экономического креатива позволит трансформировать социальный порядок в самой России…». Автор ведет летопись войны на Донбассе с первых ее дней, с боев в Семеновке и Славянске. Его книга – попытка запечатлеть события, очевидцем которых он был, самые важные события и лица и голоса тех, из которых остались в живых не все… Как сам автор говорит в одном из интервью, обо всех погибших он готовит «отдельный материал, эпитафию». Однако автор не только дает в своей книге аналитику всей ситуации, складывавшейся долгие годы и вспыхнувшей в 2014 г., он стремится заглянуть в самый корень ее – в сферу духа. Один из вопросов духовной сферы, поднимаемый в этой книге, - вопрос о способности постсоветской молодежи воевать, защищая свою Отчизну. Об этом мы читаем в интервью с командиром третьей роты батальона «Викинги» Боцманом: «И у нас в Донбассе, и в России впервые за столетия сложилась уникальная ситуация. Выросло целое поколение, даже два поколения, испорченных позднесоветским «лишь бы не было войны» и нынешними либеральными установками. Люди не готовы умирать. Вот почему в ДНР большое количество здоровых мужиков, которые не желают брать оружие в руки…». На вопрос автора: «Боцман, что делать, чтобы мы победили?», он отвечает: «Изменить ситуацию можно только вернувшись к религиозным корням, создав некий аналог опричнины в хорошем смысле. Мы должны адаптировать к нашим условиям то, что на западе называется военно-монашеским орденом. Вся армия Новороссии или ее костяк должны стать таким военно-монашеским православным орденом… Мы воюем не для того, чтобы просто воевать и завоевывать, а за высшие смыслы, за русскую правду против западной кривды». Резюмируя эти слова в статье «Четверть секунды, или чему учит война», Геннадий Дубовой пишет: «Освободительная, справедливая война – это обучение в школе христианской аскетики экстерном, с ежесекундной аттестацией на право быть». При этом не каждому дано эту школу пройти. На это способны только настоящие воины, к которым, несомненно, можно отнести самого автора, как человека, отрекшегося от себя во имя идеи создания справедливого государства Новороссии. Воины, по определению автора «живут, чтобы ликвидировать сам источник убийств, отчаяние перед видимым всевластием зла». С образом воина, на наш взгляд, связана глубинная, сокровенная мысль этой книги – в статье «Последний доклад полковнику Павлову»: «… внешняя война – социальная, этническая, межгосударственная – всегда следствие поражения в войне внутренней, в глубинах человеческого духа. Те, кто потерпел поражение в схватке с внутренним противником – гордыней, алчностью, похотью и прочими страстями и иллюзиями – начинают воевать с теми, кто стремится жить по Божьим заповедям. Совершившие государственный переворот, скакавшие на Майдане сторонники иллюзорного евровыбора проиграли свою войну, покорились лжи и эту ложь кровью навязывают русским жителям бывшей Украины». В книге три раздела: 1) интервью, которые брал Геннадий Дубовой у Моторолы, И. Стрелкова, Гиви, Кедра и др.; 2) интервью, которые разным изданиям дал он сам; 3) его статьи. Но все три раздела объединяет общая идея: это война, прежде всего, за Русский мир, за право быть русскими. Автор, будучи глубоко верующим человеком, оценивает войну с позиции веры. И тут он проводит глубокую философскую мысль: то, как человек умирает, есть «некий шифр, который Бог предлагает разгадать еще живым. Сам процесс разгадки, искренняя попытка понять, почему так, а не иначе ушел человек – меняет личность того, кто ищет ответ. А если человек духовно не застыл, ищет разгадку, меняется, то его время уходить из мира еще не пришло». Очень сильно об этом сказал в интервью поэт Денис Дымченко: «Люди перед смертью не молятся – они горят. И этот огонь творит чудеса. Любой верующий воин расскажет десятки примеров. У меня было так, что даже снаряды не взрывались, когда 152-мм «расческа» добиралась до моих позиций. Везде рвет, а рядом со мной нет». А для тех, кто сомневается в вопросе отношения православной церкви к убийству на войне, однозначный ответ дает ополченец с позывным «Кедр»: «Святые отцы давно дали определение, какое место в жизни христианина должно занимать такое явление как убийство. Личных врагов мы прощаем, а врагов православного Отечества, которое является оградой для Церкви, мы уничтожаем…». О том же говорит и Александр Жучковский: «Все разговоры о том, что веру нельзя совместить с убийством и участием в войне, - это либо спекуляция, либо незнание Священного писания и истории нашей страны, которую наши предки всегда защищали под православными знаменами и с благословения Церкви». О том же говорит и отец Виктор: «Настоящий воин всегда воюет с бесами, он противник силам бесовским». Не могу не сказать об авторском стиле, искреннем, увлекающем в глубины человеческой психики, необыкновенно отточенном и художественно красивом. То, как автор описывает переживание человеком времени и пространства на войне (то проникновенно-мистически, то в остроумно-ироничном ключе), достойно хорошей художественной прозы, явно выходит за рамки просто статьи: «… сразу же резко, без всякого перехода, в обвальный миг, словно так было всегда, я увидел бой глазами всех разом участвующих в нем бойцов. Увидел и почувствовал все, что видят и чувствуют они не только в данный момент, но все, что они и те, кого они по-настоящему любят когда-либо пережили. Всё – сны, самые потаенные мысли…» или, описывая выезд с Моторолой на боевое задание, когда ему пришлось ехать в багажнике «джихад-мобиля», словно подшучивая над ситуацией: «Джип скакнул на ухабе так, что, треснувшись задом и спиной о треногу ПТУРСа и едва не выбив прикладом «калаша» заднее стекло, я на неопределенное время катапультировался в астрал. Вернулся назад, когда уже подъезжали к базе ополченцев в Красном Лимане…». Одним словом, чтение этой книги не только даст читателю обильную пищу для размышлений о себе, о вере, об истории, политике и внутренней сущности войны, покажет изнутри суть конфликта, происходящего сейчас на Донбассе, но и духовно обновит его, ибо она вся проникнута добром и упованием на Бога в надежде осуществления общей мечты жителей Донбасса на создание справедливого народного государства, Новороссии.