В Грузии новый приступ шовинистической истерики

Многие аналитики отмечают любопытную закономерность: чем хуже обстоят дела у властей, тем сильнее в грузинском обществе русофобия и шовинизм. В этом нет ничего необычного – неэффективные режимы часто стремятся отвлечь внимание людей от своих собственных провалов, «поиском врага». Об этом, в частности, заявила Нино Бурджанадзе, экс-спикер парламента Грузии и лидер движения «Единая Грузия»: «Власти Грузии целенаправленно спекулируют темой «российской угрозы». И таким путем пытаются перенести внимание людей с существующего сегодня внутри страны катастрофического положения на другие вопросы и объявить любые действия оппозиции предательством». В полном соответствии с этой логикой, грузинские СМИ 25 февраля, в 88-ю годовщину установления советской власти в стране, объявили бойкот русскому языку. Сетевой флэш-моб был якобы придуман участниками грузинских интернет-форумов, хотя все прекрасно понимают, что это разработка и четкое указание правящего режима. Согласно официальной версии, активисты форума «Ре-акция», регулярно устраивающие протесты перед зданием российского посольства в Тбилиси, обратились к теле - и радиокомпаниям с просьбой не транслировать фильмы и песни на русском языке в день «советизации республики». Интернет-активисты, которые занимаются и оффлайновой русофобской деятельностью, утверждают, что этот однодневный бойкот призван напомнить о «жертвах российской агрессии, юнкерах, погибших за независимость Грузии в Коджори и Табахмела». На «просьбу интернет-активистов» откликнулись грузинские радио и ТВ - большинство СМИ страны решило прислушаться к «мнению общественности». В этот день состоялось торжественное переименование более десятка улиц – вместо чудом сохранившихся русских названий, они будут, носить имена погибших у Цхинвала грузин. К «дню ненависти» привлекли даже школьников. Старшеклассники писали сочинение «Февраль 1921-го. Мой протест против оккупации», а первоклашки, как утверждают очевидцы, были выстроены живой цепью на проспекте Руставели. За весь период «холодных» отношений между официальными Россией и Грузией обе стороны всегда подчеркивали «неразрывность культурных связей» двух народов. В дни августовской войны многие представители интеллигенции с обеих сторон обменивались публичными заверениями о поддержке и недопустимости перевода политического конфликта в сферу культуры. То же самое можно сказать и о религиозных деятелях. Так, в конце минувшего года Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II в очередной раз призвал «народы и руководителей Грузии и России сохранить Божью благодать и с ее помощью восстановить мирные и добрососедские отношения между двумя странами». «Обращаясь к народам Грузии и России, к руководителям двух стран, хочу сказать – мы не должны потерять Божью благодать и тогда все исправится. Все мы православные христиане и это скажет свое слово», - подчеркнул предстоятель Грузинской церкви. «Народ Грузии, - сказал Илия II, - по своей природе не может носить в себе вражду. И во время встречи в Москве 9 декабря с президентом РФ я сказал ему, что мы – христиане и должны прощать друг друга. Он согласился со мной», - отметил Католикос-Патриарх. По словам Илии II, «последние годы были и есть для Грузии большим испытанием, но у нас есть надежда на Бога, и мы верим, что это испытание сменится радостью и любовью». «Я прошу Бога, чтобы в Грузию вновь вернулся мир и мирные отношения с Россией», - сказал он. «Я в течение 16 лет был митрополитом Цхум-Абхазским, и все это время я видел там ту любовь, которая существовала между грузинами и абхазами, между грузинами и русскими, между грузинами и представителями других национальностей. Я верю, что эти отношения будут восстановлены», - отметил Католикос-Патриарх. Однако правящий в Грузии режим, похоже, придерживаются иной точки зрения, санкционируя очередную эскалацию межнациональной ненависти и ксенофобии. Ее жертвами уже стали молокане – этнические русские, члены религиозной секты, чьи предки переселились в Закавказье еще в XIX веке. До недавнего времени они проживали в основном в Кахетии, в селах Ульяновка и Свободное. Но в атмосфере национальной вражды и травли, большинство молокан приняло решение о возвращении на родину отцов. По информации НПО «Центр по правам человека», проживающие в Грузии молокане получили от российского Министерства по чрезвычайным ситуациям предложение поселиться в Краснодарском крае и уже приводят в порядок документы. Впрочем, дискриминации по национальному признаку в Грузии подвергаются не только русские и осетины. Очень непросто здесь живется и представителям других меньшинств – чеченцам, азербайджанцам, армянам. В частности, минувшей осенью пресс-служба Армянской епархии заявила о дискриминации грузинских армян по религиозному признаку. Одной из самой уязвимой группой в стране, где шовинизм и проповедь собственной национальной исключительности стали, по сути, государственной идеологией, являются дети «некоренной» национальности, которые подвергаются в школе насмешкам, издевательствам, а то и побоям. Очень часто, как свидетельствуют об этом многочисленные обращения в правозащитные организации, это происходит не только с попустительства учителей, но очень часто сами преподаватели фактически организуют травлю «инородцев». Возможно, что жалобы в международные инстанции на подобные факты и послужили причиной для широко разрекламированного принятия «Кодекса учительской этики», который начнёт действовать в общеобразовательных школах Грузии с 2009г. Согласно официальным комментариям, он вводится для того, чтобы урегулировать отношения педагогов с учениками и родителями. Проект кодекса уже подготовлен. Он запрещает, в частности, педагогам неравное отношение к этническим и религиозным меньшинствам, грубое отношение к детям. Как заявил министр образования Грузии Гия Нодия, кодекс был разработан на основе консультаций с педагогами и не ограничивает их права. Над кодексом работают и европейские эксперты в сфере образования, которые знакомят со своим опытом грузинских коллег. Однако, судя по прошедшему «дню ненависти», официальная поддержка которого не оставляет сомнения, «опыт европейских экспертов» едва ли будет востребован грузинскими коллегами. Да и весь спектакль с «кодексом» затеян, видимо, лишь для их успокоения. Нельзя же, в самом деле, одновременно обучать учеников ненависти к России, Осетии и Абхазии, и любви их к своим одноклассникам этой национальности. Центр Политической Свободы http://www.politsvoboda.ru/