Политический кризис для Украины перманентен. Наступивший экономический кризис не смог сплотить украинское руководство. Скорее, наоборот, лишь умножил конфликты. Линия разлома между президентом Виктором Ющенко, премьером Юлией Тимошенко и лидером оппозиционной Партии регионов Виктором Януковичем очевидна. Воспользуются ли украинские регионы возможностью стать более независимыми от Центра? К чему для государственного строя приведет рецессия в экономике? Хотят ли федерализации олигархи, Партия регионов, Юлия Тимошенко? Об этом – в беседе с Андреем Ермолаевым, директором Центра социальных исследований «София» (Киев).
- Может ли экономический кризис спровоцировать центробежные процессы на Украине? Новый виток федерализации, к примеру?
- Думаю, что предпосылок для политической федерализации сейчас нет, но есть реальная угроза экономической федерализации. Она связана с разбалансированностью бюджетной системы, слабостью местной власти и одновременно высокой степенью ответственности, которую местное население связывает с ее деятельностью. Этот процесс возможен также из-за потери управления базовыми экономическими процессами в стране, падения производства. Если в течение первого полугодия 2009г. не будет предоставлена большая финансовая свобода органам местного самоуправления за счет минимизации бюджетных затрат, тогда они могут пойти на сепаратные экономические действия. Конкретно – на те, которые связаны с необходимостью наращивания внутреннего ресурса, поддержкой инфраструктуры, на что сейчас средств не хватает.
Местная власть может пойти и дальше, но спешить с «жесткими» прогнозами не стоит.
- Украинские финансово-промышленные группы заинтересованы в экономической автономизации регионов и своих предприятий от Центра?
- Сегодня нет, потому что все крупные ФПГ заинтересованы в максимальном использовании централизованной политической системы.
- Какая из политических сил могла бы использовать стремление местных элит к экономической федерализации регионов?
- Среди украинских политических сил нет запроса на федерализацию. Тем более, то политическое противостояние, которые мы помним по событиям 2003-2004 гг., сейчас видоизменилось. Раскол между «бело-синими» (Юг и Восток Украины) и «оранжевыми» (Запад и частично Центр) видоизменился. Каждая из сил старается позиционировать себя как общенациональная, поэтому тема федерализации неблагодарная с точки зрения электоральных технологий и мобилизации сторонников.
- Может ли Юлия Тимошенко, используя тему бюджетной автономии, привлечь на свою сторону местные элиты?
- Тимошенко и Турчинов (Александр Турчинов, первый вице-премьер в нынешнем правительстве – О.Г.) еще в конце 1990-х гг., когда работали в бюджетном комитете парламента, лоббировали проведение бюджетной реформы. Подразумевалось введение новых подходов к организации общегосударственного бюджета и увеличение средств в местных бюджетах.
Но чтобы сейчас решить бюджетные проблемы и таким образом экономически поддержать местную власть, необходимо провести полноценную политическую реформу, которая не завершена. В частности, необходимо изменить полномочия (в том числе и бюджетные) местных советов и упразднить двоевластие на уровне района-города-области. Новая политическая реформа должна сделать Украину более сбалансированной парламентско-президентской республикой. Понимание этого у основных политических сил есть.
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках