Накануне Рождества Спасителя
Егор Минаков

Накануне Рождества Спасителя

Близится Рождество Христово, светлый праздник для православных христиан. Не приобщенные к Духу Христову тела будут в это время продолжать праздновать Новый год, заливаясь водкой и куражась в ночных клубах. Добровольно отрекшиеся от истинного Духа Христова сектанты всех мастей (кришнаиты, язычники, свидетели Иеговы и проч.) будут делать вид, будто они стоят в духовном развитии неизмеримо выше Православной Церкви и демонстративно игнорировать это духовное празднество. Противники Православия, как оказывается на поверку, очень слабо знакомы с учением Православной церкви. Они могут знать чуть ли не на зубок Библию, но практически не знают её толкований святыми отцами. А ведь труды великих богословов дают ключ к пониманию духовных идеалов Православия, помогают понять то, что малоопытному уму понять очень сложно или невозможно. Мне думается, что сектанты не жалуют труды святых отцов потому, что найдут в них многое про себя. Возьмём только один такой труд - "Аскетические опыты" Игнатия Брянчанинова, одного из ведущих богословов XIX в., прославленного в лике святителей. В главе "Об упражнении молитвой Иисусовой" святитель говорит: "Они, не предполагая в христианстве никакой особенной высокой цели, не ведая о ней, не стараются и даже нисколько не помышляют о достижении её, довольствуясь наружным исполнением некоторых добродетелей". Посмотрите на наших баптистов, кришнаитов и т.п. Это же яркий пример тех самых наружных добродетелей! Сколько раз приходилось слышать от неискушённых обывателей: "Кришнаиты (далее по списку - баптисты, методисты) никого не обижают, ко всем добры, а себя во многом ограничивают, ну и пусть себе веруют по своему!". Опасное заблуждение! Почему мы думаем, что вред духовный способен нанести только человек с искаженным от злобы лицом и ножом за пазухой? Во времена Христа была секта ессеев. Они тоже были ко всем добры, кроме себя, налагали на себя значительные аскетические ограничения, но они так и остались сектантами,не признавшими в Христе Сына Божьего! Более того, они пытались составить ему конкуренцию! Какова гордыня, каково самомнение, каково духовное ослепление! Наши кришнаиты и необуддисты пытаются делать то же самое - составить конкуренцию учению Христу! Это та же гордыня, то же самомнение и духовное ослепление, что и у ессеев. Святитель Игнатий о таких писал, что они "лишают сами себя духовного совершенства", поскольку, мня себя взошедшими на вершины духовного познания, "не могут иметь никакого смирения и никакой нищеты духовной". Они впадают в самомнение, не имея сокрушения сердца в самообольщении, и не заботясь о духовном преуспеянии. Истинно же православных христиан от духовного самомнения удерживает всеусердие стремления к христианскому совершенству, невозможного без уважительного чтения и следования духовным заветам святых отцов, столь преуспевших в молитвенных и иных подвигах. Такой христианин стоит пред молитвою в недоумении и плачет от осознания собственной ничтожности как существа грешного, не исполнившего предначертанное ему Богом, ограниченно способного познать свет веры Христовой. В недоумении и плаче, а не гордом самомнении, что я, вон какой прозорливец, все это Православие быстренько и сразу понял, прочувствовал и нашёл в нем огрехи духовные! Особенно таким быстрым "духовидчеством" страдают неофиты восточных религий: необуддисты, кришнаиты и т.д. У кришнаитов гуру (духовным учителем) можно стать буквально за год-другой. В то время как святые отцы Православной церкви оставили нам в назидание огромное количество богословских трудной с предостережениями от бесовских наваждений и ложного самообольщения и самоуверенности в собственном духовном совершенстве. Может, оттого в индуизме нет покаяния, как такового, а в Православии оно занимает одно из центральных мест? Покаяние очищает душу от страстей. Нет покаяния - значит, есть страсти. А какой из тебя духовный учитель, если ты обуреваем страстями человеческими, и зависишь от них? Вот ты, читатель, можешь гордо заявить, что, начав сейчас глубже изучать Православие, ты через 1-2 года будешь уже давать духовные советы иным страждущим? Вряд ли. Пару лет - слишком малый срок для того, чтобы стать истинным духовидцем. А в индуизме - это раз плюнуть! Я имел случай пообщаться с одним из таких гуру. Человек он был добрый и спокойный, в индуизме пребывал последние лет пять-семь, но на гуру явно не тянул. Обыкновенный себе тихий мужик, без выдающихся духовных способностей, но зато с присущими обычному человеку страстями. Но его "паства" буквально боготворила его, чуть ли, не как святого. Отвержение жительства по Евангелию есть жительство самоличное, основанное на самомнении, и имеет самое вредное влияние на понимание христианства, учит святитель Игнатий. Опять в точку! Разве не поверхностное знакомство в христианством так искажает мысли наших сектантов, что они так ополчаются против Православия? Это доказано самими еретическими учениями, тужащимися конкурировать с Истиной Христовой! Сколько существует христианство, столько существует и ересь. Ересь боролась с учением Христа с первых веков христианства. И победа Духа Христова над ересью зависит от каждого из нас, православных, и от нашей преданности Православия. Иуда предал Христа. Пусть его низменная судьба послужит каждому из нас напоминанием.