В последнее время нашу страну захлестнула волна переименований городов, улиц, площадей, мостов, парков и т.д. Одни называются заново, другим возвращают их исторические названия. Это явление, которое по замыслу должно служить консолидации общества и возвращению его к своим историческим корням, зачастую становится предметом ожесточенных споров и вносит еще больший раскол в наше, стремящееся после «Русской весны» к объединению общество.
Установка мемориальных досок генералу К. Маннергейму и адмиралу А. Колчаку в Петербурге, памятника атаману А. Краснову в станице Еланской и других памятников вызвали цунами вражды, ненависти, неприятия, и внесли такой раскол в общество, который не смогла внести ни одна западная информационная кампания. Памятники неоднократно подвергались актам вандализма с волной истерики в соцсетях.Известна принципиальная и последовательная позиция святейшего патриарха Кириллапо переименованию станции метро «Войковская» на «Гуляй поле» в Москве.
Никто не спорит только об одном: нам надо упорядочить топонимику и урбаномику наших городов, привести их в соответствие с исторической правдой и вкладом в историю России тех людей, имена которых носят и будут носить наши города и улицы, чьи памятники будут украшать наши площади. И тут возникает главный вопрос: «Какими критериями надо руководствоваться в этой крайне щепетильной работе? Как нам избавиться от идеологических штампов, которыми руководствовалось наше общество в течение долгого времени и восстановить историческую справедливость?».
На первый взгляд, с исторической эпохой до 1917 года все должно быть более-менее понятно. Но та же волна неприятия части нашего общества установке памятников Ивану Грозному и князю Владимиру-Крестителю говорит о крайне недостаточной работе по восстановлению нашей истории, борьбе с ее искажениями и избавлением от идеологических наслоений, которые проводится в обществе. Работа по искажению истории началась отнюдь не в 1917 году с приходом Советской власти, а гораздо раньше. Достаточно вспомнить картину Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына» и то, что именно из-за нее большинство россиян до сих пор уверенно, что этот факт является историческим, а не вымыслом художника.
Но были факты и того, когда в силу необходимости властью вспоминались славные деятели нашей истории, но и тут они фильтровались исходя из властвующей идеологической парадигмы. К примеру, когда во время Великой Отечественной войны понадобились русские герои, то коммунистические идеологи вспомнили о наших генералах и адмиралах, которые принесли воинскую славу России. Но и тут выбор руководствовался исключительно идеологией в ущерб исторической справедливости.
Хочу привести пример князя Михаила Илларионовича Кутузова. В СССР его имя носили воинские части, награды, проспекты, скверы, его портреты неизменно присутствовали во всех школьных учебниках. Его считали спасителем Москвы, победителем Наполеона, великим стратегом, мудрейшим военноначальником. В противовес ему фельдмаршал Александр Васильевич Суворов, который совершил стратегически гениальный переход через Альпы и тем самым спас остров Мальта от захвата его Наполеоном, изображался этаким простачком, сыплющим вокруг себя афоризмы и пословицы, любителем солдатской каши, отцом солдатам и командирам. А ведь, если разобраться, до 1917 года в России, а тем более в Москве, не было установлено ни одного памятника М. Кутузову, кроме известного памятника в Санкт-Петербурге у Казанского собора в 1837 году. В отличие от памятников другим генералам, памятник М. Кутузову не был снесен, а их количество при СССР только возросло. В 1837 году, когда императору Николаю I понадобилось персонифицировать победу в Отечественной войне 1812 года, вся Москва, от генерал-губернатора до извозчика, воспротивилась этой идее, и памятник установили в Санкт-Петербурге. И посмотрите, разве похож М. Кутузов, облаченный в римскую тогу с большим количеством масонских символов, на русского генерала?
Откуда такая нелюбовь москвичей к Михаилу Илларионовичу? Да и не только москвичей. Разве портреты М. Кутузова, вырезанные из Нивы, украшали каждый сундук и чемодан в России, как это было с любимцем народа генералом М. Скобелевым, любое упоминание о котором большевики пытались всячески стереть из памяти народа? Может потому, что М. Скобелев, которого русский народ просто обожал, был сторонником «Русского Мiра» и уваровской триады «Православие, Самодержавие, Народность»? Именно М. Скобелев освобождал Болгарию и Сербию и чуть не взял град святого Константина, а масон М. Кутузов в простом народе любовь не вызывал.
Чтобы узнать истину, я предлагаю обратиться не к ученым-историкам, которые были в свою очередь приверженцами различных идеологий, а к нашему поэту, практически современнику войны 1812 года Михаилу Юрьевичу Лермонтову. Мы все с детства практически наизусть знаем его «Бородино». К сожалению, каждый раз декламируя его, мы находимся в плену красоты и гармонии языка, слога и ритма, не обращая внимания на дословный смысл сказанного.
«Скажи-ка, дядя, ведь не даром, Москва, спаленная пожаром, Французу отдана?»
Что мы можем вынести из этих строк при трезвом анализе?
- Москва была отдана. Не сдана, как обычно происходит с городами во время боевых действий, а отдана. Если мы обратимся к академическим словарям русского языка, то узнаем, что отдавать – это отказываться от чего-то, отдавать назад, вернуть, возвращать, отдавать чужое. То есть, Москву отдали, как нечто чужое для тех, кто отдавал.
- Москва была отдана не даром. Причем, «не даром» написано раздельно. То есть, тот, кто отдал Москву, получил за это какие-то материальные, или иные выгоды.
- Москва была отдана уже спаленная пожаром. То есть, Москву сначала спалили, а уже потом спаленную отдали.
А теперь давайте вспомним, что после Бородинской битвы у русской армии было минимум 110 тыс. солдат, а у Наполеона 90-95 тысяч при почти равном количестве пушек. Русская армия стояла на филевской оборонительной линии, которая проходила по рву на Минской улице и флангами упиралась в Москва-реку, дальше шли непроходимые леса. Глубоко эшелонированная русская оборона с плотностью 1 пушка на каждые 7 метров, прекрасно оборудованная оборонительными сооружениями, по мнению военных экспертов, была даже теоретически непроходима для армии Наполеона. Да и соотношение наступающих к обороняющимся по военной науке того времени должно было быть 3:1, чего не было и близко.
Да и нужно ли было Наполеону брать и разорять Москву? Ведь он стремился этой угрозой принудить императора Александра I к союзу против Англии и восстановлению в полном объеме континентальной блокады. А вот Англии как раз и требовалось сделать из Наполеона смертельного врага России и русских, заставить его совершить непростительные поступки, после которых мир в принципе не возможен, и заодно разорить сакральный центр России, ее сердце, город сорока сороков с малиновым звоном, попутно уничтожив большую часть русского исторического наследия и артефактов. И у Англии это получилось.
Внезапно на совете в Филях было принято решение отдать Москву без боя. Такого никогда не было в русской истории. За Москву всегда дрались насмерть, достаточно вспомнить 28 панфиловцев, даже при гораздо худшем соотношении сил и возможностей армии. За сдачу были масоны М. Кутузов, М. Барклай де Толли, Н. Раевский, А. Остерман, К. Толь и К. Багговут. Против – Д. Дохтуров, П. Коновницын, Ф. Уваров, М. Платов, А. Ермолов, П. Кайсаров. П. Багратион умирал. Причем,де Толли был в последний момент интригами заменен вместо сторонника обороны Москвы начальника штаба Л. Беннингсена. И Москву отдали, причем сам М. Кутузов обещал генерал-губернатору Москвы патриоту Ф. Ростопчину, что Москву не сдадут. Ф. Ростопчин в последний момент сумел осуществить более-менее организованную эвакуацию населения. Одновременно с этим Москва запылала.
Это произошло при том, что к Москве подходили многочисленные резервные регулярные и иррегулярные полки. М. Кутузов пытался отвести армию на юго-восток, был против сражения при Малоярославце и не очень сопротивлялся отходу армии Наполеона по старой смоленской дороге, ограничиваясь лишь наскоками на нее легкими кавалерийскими отрядами. М. Кутузов позволил вывезти из Москвы все награбленное. А сколько и чего там было, давайте вспомним.
По оценкам разных источников, было вывезено драгоценных металлов и камней по весу (в современных ценах) на сумму порядка 20 млрд. долларов. Это по весу. Как по весу можно оценить скипетр Рюриковичей?
Для переплавки в наших храмах золота и серебра в слитки французы установили тигли прямо в церквях. Мы потеряли почти все наследие времен Рюриковичей. В Оружейной палате сейчас крайне мало предметов той эпохи. Мы утеряли почти половину гражданских книг. Церковные книги в те времена были рассредоточены по монастырям, а вот гражданские были в библиотеках Москвы и Санкт-Петербурга. Мы утеряли подлинник «Слова о полку Игореве» и многое другое.
Наполеон вез два «золотых» обоза и один «железный». М. Кутузов не сделал ни одной попытки, чтобы отбить эти обозы. Так уничтожалось наше историческое наследие и память. А потом пришли новые либеральные «историки» и стали переиначивать нашу историю. Посмотрите на картину И. Репина «Защитники Кремля». Так он изображает лица простого народа, который якобы и грабил Москву.
А сейчас Кутузовский проспект в Москве является символом необузданного богатства финансово-олигархической элиты, управляющей Россией, самым коротким путем на Запад. Недаром в известном ролике, где председатель ФЕОР А. Борода дует в рог и созывает всех иудеев прибыть на праздник Рош Ашона в только что построенный на Рублево-Успенском шоссе религиозно-культурный центр «Жуковка», он стоит около шпиля гостиницы «Украина» и обращается в сторону Кутузовского проспекта с Москва-Сити.
Все это глубоко символично, как и «Царская дорога» к Саввино-Сторожевскому монастырю, нынешнее Рублево-Успенское шоссе, сейчас превратившееся в нерусскую Рублевку. Причем, своя «Рублевка» сейчас уже есть в каждом крупном городе, полностью дискредитирую священные для православных названия. Так пропагандируются «свои» топонимы и уничтожаются «чужие». Причем, имя М. Кутузова относится к «своим».
А вот памятник народному любимцу генералу М. Скобелеву после многолетних испытаний и препон не был восстановлен на историческом месте, а только лишь у здания академии Генштаба. У нас нет в столице проспекта М. Скобелева, или А. Суворова, как и многим другим ярким личностям – любимцам народа.
С советским периодом нашей истории тоже не все просто. Наверно, единственной личностью, которая не вызывает ни в ком какого-то отторжения, является В. Чапаев. Но Василий Иванович личность скорее медийная, получившая народную любовь и разошедшаяся в народных анекдотах, подобно Штирлицу, после выхода на экраны кинофильма с одноименным названием. При всей своей личной храбрости, В. Чапаев не был каким-то выдающимся полководцем, но стал народным героем. И ни у кого не возникает даже мысли о переименовании многочисленных улиц в его честь.
Может такой вот «принцип Чапаева» и применить в современной топонимике и урбаномике? Принцип, когда при выборе исторической личности, в честь которой планируется переименование, руководствоваться именно народной любовью к ней, причем не сейчас, а тогда, в ее времена. Ведь народ не обманешь, он в своей массе прекрасно понимает, кто действительно жил на благо России, а кто нет. И тогда может быть, со временем закончится это «перетягивание одеял», эта вражда внутри нашего общества между сторонниками различных идеологий. А наши города, проспекты, улицы, скверы обретут имена настоящих героев и народных любимцев, живших и творивших на благо России.
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках