Азбука против Христа
Василий Грибовский

Азбука против Христа

Антирелигиозная азбука (1933) является одним из наиболее показательных документов эпохи коммунистического тоталитаризма. Она наглядно отражает отношение к религии того режима, которой утвердился в России в трагическом 1917 году. Составленная много десятилетий назад, азбука не теряет свою злободневность, если, конечно, мы хотим познать историю своей страны. Многие обыватели сегодня любят поговорить о сотрудничестве советской власти и Церкви, о «духовном перерождении» Сталина и других темах в таком духе (часто это касается и христиан). Многие наслышаны о репрессиях против религии, но, к сожалению, даже отдалённо не могут себе представить весь объём и всю многогранность антирелигиозной политики в СССР. Пусть эта азбука, снабжённая комментариями, станет ещё одним ресурсом, проливающим свет на противоестественную природу и преступный, антихристианский характер коммунистического государства.

Итак, разберём каждый плакат по отдельности.

Буква А. Вступление к антирелигиозной азбуке. Изображается радостный и озорной малыш-безбожник.

Буква Б. Показывается ненужность нательных крестиков, икон, панагий, религиозной и святоотеческой литературы, а железная красная метла выметает их из новой, современной и прогрессивной жизни.

Буква В. Изображается злокозненный капиталист, распыляющий сжиженную религию на простой народ. Демонстрируется крайне вредоносный характер веры как таковой.

Буква Г. Показывается буржуй, погоняющий простого работягу плёткой и призывающий его к терпению. Советские люди должны были чётко усвоить, что религия носит исключительно классовый характер и выгодна только обеспеченному сословию.

Буква Д. Один из наиболее страшных плакатов во всей азбуке. Пропагандируется коллективизация – политика истребления русского крестьянства как сословия и превращения его в безмолвных советских сельских пролетариев. Заметны разрушающийся храм и падающий с него крест. Осмеивается доживающий последние дни старый русский уклад жизни.

Буква Е. Чудовищная советская клевета. Изобличается ложь священников, которые якобы вещают бедным людям о грехе чревоугодия и необходимости поста, а сами в три горла поглощают мясо и рыбу.

Буква Ж. Священник изображается как паук, а наивная прихожанка – в качестве жертвы. Иконы же выступают в роли приманок для неискушённых людей, которые попадают в сети религии.

Буква З. Высмеивается религия как нечто архаичное и отжившее. Пропагандируются грубая материалистическая наука и советская политическая грамота. Продвигается идея несовместимости прогрессивной науки и реакционной религии.

Буква И. Грубая подтасовка фактов. Махатма Ганди, в действительности деятель народно-освободительного движения в Индии, на данном плакате изображён как религиозный деятель (даже нимб пририсовали). Он руководит т.н. народными массами, а сам якобы берёт деньги у капиталистов.

Буква К. Ещё один ужасающий плакат. Приветствуется геноцид церковных колоколов якобы во славу индустриализации и прогресса. Религия изображается чем-то бесполезным, требующим на себя материальных затрат в виде железа, тогда как его можно с пользой задействовать в промышленности.

Буква Л. Всякая религия объявляется луковой ложью, от пагубного воздействия которой необходимо защититься «зонтиком безбожия».

Буква М. Пропагандируется индустриализация, идея нового цивилизация бездушной машины вместо русской традиционной жизни и, в частности, мощей великих угодников Божьих.

Буква Н. Пропагандируется отказ от Бога и всего духовного мира, идея того, что человек сам кузнец своего счастья, что он не нуждается в каких-то небесных благословениях и способен сам построить рай на земле, в частности, выполнить пятилетний план в четыре года.

Буква О. Высмеивается мироточивость святых образов, а Церковь вновь изображается как алчная организация, которая ради собственной выгоды показывает людям «фокусы» с подливанием воды в иконы.

Буква П. Люди призываются к изгнанию священников из нового прогрессивного советского общества.

Буква Р. Высмеивается рай, которой якобы является только соблазнительным мифом, помогающим буржуям обирать простой народ.

Буква С. Выставляются на посмешище религиозные книги и святоотеческая литература. Происходит разнуздание человека, опошление его души, сламывается понимание святости в душах людей.

Буква У. Люди призываются к истреблению святых, угодников и вообще всех, кто участвует в церковной жизни. Картинка читается так: чем больше угодников будет отправлено на тот свет, тем больших успехов достигнет советский человек в сельском хозяйстве.

Буква Ф. Вновь высмеивается классовая сущность религии. Изображается её якобы глубокая связь с капиталом, представитель которого, промышленник Форд, держит в руках книгу с тем же паролем «все люди братья», что и проповедуют священники.

Буква Х. Высмеивается главная христианская заповедь о любви к ближнему. Церковь изображается циничной проповедницей любви, равенства и смирения на фоне преступлений капиталистов, которые угнетают миллионы подневольных людей по всему миру, заковывают их в цепи, заставляют работать за кусок хлеба. Параллельно с этим невольно возникает проекция на Российскую империю – «тюрьму народов», как её заклеймили коммунисты.

Буква Ц. Церковь представляется как тёмное царство цепей, которое завязывает глаза простому человеку, урезает его возможности, закрывает путь к «истинному прозрению».

Буква Ч. Высмеивается религиозная атрибутика – чётки, нательные крестики. Маленький безбожник показывает большой палец вниз: в Древнем Риме – это выражение пожелания смерти побеждённому гладиатору.

Буква Ш. Люди вновь призываются к уничтожению христианской церкви и прочих религиозных учреждений. Копьё пронзает священника, а советский атеистический и богоборческий журнал «Безбожник» используется как щит от «религиозного дурмана».

Буква Щ. Этот капиталистический осьминог изображается как стремление западных стран восстановить в России старый архаично-религиозный порядок. Плакат призывает помешать этому чудовищу, схватить его щупальца, направленные против завоеваний революции.

Буква Ю. Высмеиваются юродивые, которые якобы изображают из себя простачков. Им как представителям старого порядка запрещается входить в советское коллективное хозяйство – символ прогресса.

Безусловно, в азбуке поносятся все верования, но основная порция грязи достаётся как всегда христианству. В отличие от других религий, его пытаются дискредитировать почти на всех плакатах (Б, В, Д, Е, Ж, З, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, У, Ц, Ч, Ш, Ю).

Не будет преувеличением сказать, что антирелигиозная азбука 1933 г. стала пропагандистским материалом не только против отдельных священников, не только против церкви как общественного института, но и против религии как таковой. Разжигались ненависть и нетерпимость к церковной атрибутике, к дореволюционному укладу жизни. Сносились памятники, церкви и старые здания, напоминавшие о русской истории, а поэты призывали расстреливать дворцы, как белогвардейцев. Улицы переименовыва­лись, чтобы названия никак не связывали их с нашим прошлым.

Дореволюционная история изображалась как что-то гнусное, отвратительное, как то, от чего нужно незамедлительно отказаться. По мысли математика и христианского публициста И. Шафаревича, несколько поколений русских были воспитаны на такой трактовке русской истории, которая могла привести только к одному желанию – попытаться забыть, что у нас вообще было какое-то прошлое. Россия была и «жандар­мом Европы», и «тюрьмой народов», её история заклю­чалась «в том, что её непрерывно били», наша история обозначалась одним термином: «проклятое прошлое».1

Обратим внимание на следующий хрестоматийный плакат. На нём изображены две эпохи, до революции и после, слившиеся в одном времени. Из окошка храма зазывающим взглядом смотрит хитрый поп, тогда как молодой коммунист на балконе учебного заведения возвещает новую эру. Православная бабушка изображена дряхлой, морщинистой, словно «отжившая религия». Она тянет юную школьницу назад в болото, в церковь, на крыше которой виден покосившийся крест, а юная златовласая внучка в красном фартуке рвётся получать знания, лежащие в основе технически развитого общества (над школой пролетает самолёт). У несчастного ребенка, видевшего такой плакат в школе, невольно складывалось впечатление: дескать, правильно я не верю в Бога, учителя ведь авторитетны, а эти отсталые родители только надоедают со своими скучными молитвами и стоят на пути прогресса.

Сколько же злых семян коммунизма в этих «агитках»! Тут и подрыв добрых отношений в семье, и разжигание неприязни к религии, и слом традиции, и уничтожение преемственности поколений, и даже пример «мышления», основанного на фикциях (религия – опиум для народа). Эти плакаты – типичные средства антирелигиозной борьбы и переплавки разума. Их цель – разжечь пламя гражданской войны в семьях и методами лавинообразной пропагандистской обработки в школе оторвать молодых адептов красной секты от их «реакционных» родителей, прародителей и пращуров.

В итоге, коммунисты и религию практически уничтожили, и обещанный рай не построили. Вместо этого как-то сам собой постепенно сложилась огромная, изолированная от мира тюрьма, в которой народ не имел возможности даже отдалённо познакомиться со своей тысячелетней верой. Массовая антирелигиозная пропаганда привела к образованию в этой тюрьме крайне специфического общества-секты со всеми характерными атрибутами. Тут разрыв между обещаниями и действительностью, и массированная пропаганда, и культ личности лидера (гуру), и ленинские «мощи», и памятники вождям на каждом шагу, и озлобленное поругание прошлого. Вывод может быть только один: там, где призывают бороться против религии, жди катастрофу и государства, и семьи, и общественных ценностей – собственно, что мы (по выходе из коммунистического концлагеря) и имеем сегодня.