Русская школа: друзья и враги
Александр Гончаров

Русская школа: друзья и враги

Без школы — нет государства. Без учителя — нет достойных граждан. Наша школа в глубоком кризисе, а поэтому необходимо вспомнить ту, старую русскую школу, которая прекратила существование в 1917 году. Школа в Царской России играла огромную роль в воспитании народа. И в этом давала сто очков вперед школе современной. Но были и беды, которые тоже приходили через школу. Проникновение революционной либеральщины в школу развращало ее так же, как и сегодня. А «западники» и либералы пробирались к ученикам через школы. Поэтому-то и принято хвалить земскую школу (западническую) и ругать напропалую церковно-приходскую. Последняя школа оболгана, хотя давала результаты не слабее, чем земская, а в плане воспитания и сильнее. Официальное существование школы при храмах и монастырях начали в 1836 году по «Высочайшему повелению» государя-императора Николая I Павловича. В 1839 году количество этих школ достигло 2000 с 19 тыс. учащихся. А к концу века, а если точнее, к 1898 году, наблюдались следующие цифры: 38,5 тыс. школ и около 2 млн. учеников (И.В. Преображенский. Духовенство и народное образование, 1900 г.). В дальнейшем рост только продолжался. Но предвзятое отношение к школам этого типа у земства, интеллигенции и «образованного» общества сохранялось вплоть до революционных событий 1917 года, когда Временное правительство отобрало школы у Церкви. Вполне характерным был такой эпизод: «…Гласный доходит до того, что в некоторых церковно-приходских школах повторяет испытание одним и тем же ученикам и, наконец, приглашает инспектора, секретаря управы и даже всю управу отправиться с ним в церковные школы и убедиться в том, что их взгляды (отрицательные — прим. А.Г.) на успехи учеников в церковно-приходских школах неправильны. К сожалению, гласный получает отказ в своих просьбах. Свои впечатления, полученные при испытании учеников церковно-приходских школ, гласный изложил земскому собранию в особом мнении. «Успехами учеников церковно-приходской №... школы», − говорит он здесь, − я так очарован, что, не доверяя себе, весь старший курс проэкзаменовал вторично. Пройдено все, и успехи полные. По математике всему старшему курсу я задавал сложные из учебника задачи, каждому порознь, и все решены безошибочно... Мне хотелось, − говорит он далее, − чтобы земские и церковно-приходские школы были сравнены не мною одним, а и другими. С этою целью я просил г. инспектора отправиться вместе со мною в школу, мимо которой ему нужно было проезжать, но инспектор не согласился». И до сих пор старую церковно-приходскую школу принижают, что совершенно не соответствует историческим фактам. А, между тем, земская школа всеми силами старалась избавиться от церковно-славянского языка и сокращала часы на «Закон Божий», как предмет. Но церковно-славянский язык — фундамент нашей культуры, а без «Закона Божия» ученик, автоматически, на стадии среднего образования, выпадает из традиции и веры (если они не поддерживаются внутри семьи). И хорошо, если сие компенсируется позже, а если этого не случится? Последствия сказываются незамедлительно и носят катастрофический характер. Революции не свершаются за один день или даже год. К ним поколения намеренно приуготавливают… Российский исследователь истории образования Дмитрий Сапрыкин в монографии «Образовательный потенциал Российской Империи» (М.: ИИЕТ РАН, 2009.) сообщает: «В последние десятилетия накануне революции 1917 года наиболее быстро развивался образовательный потенциал уже не Германии, но США и России (…решающее «приращение» образовательного потенциала было сделано именно в царствование Николая II)». Но в данном месте просто необходимо процитировать слова из вышеупомянутой книги Преображенского: «Русская народная школа создана нашим духовенством, и это будет составлять его вечную заслугу пред Отечеством. Это — одна из лучших страниц в истории его просветительной деятельности. И эта страница так прочно начертана, что ни замалчиванием, ни какими-либо другими способами стереть, изгладить ее никому не удастся». Соработничество государей и лучших представителей сословий Российской империи создало русскую школу. Принципы воспитания в ней были на порядок выше, чем в школах Европы. Это все актуально для России XXI века, застывшей в междумирье капитализма и социализма. Надо вспомнить все… Когда идешь по проходу в пещере и упираешься в тупик, то логично не пробивать камень лбом, а повернуть назад — к выходу, к свету, к солнечному дню, и ни ждать пока не погаснет факел, и не наступит тьма… И как же здесь не вспомнить завет великого русского православного педагога К.Д. Ушинского: «Всякая школа, позабывшая слова Спасителя: Не хлебом единым жив будеши (Мф. 4,4) и приготовляющая человека только к материальной жизни, как бы утончена эта жизнь ни была и сколько бы ни требовалось для нее познаний, не выполняет своего значения. Она не приготовляет человека к жизни, но на первых же шагах сбивает с настоящей дороги».