Иконоборчество и революция
Александр Гончаров

Иконоборчество и революция

На 23 (10-е по ст. стилю) октября в православном календаре приходится память святых отцов VII Вселенского собора. Он был созван в 787 году в Никее при византийской императрице Ирине. На соборе была осуждена иконоборческая ересь. С точки зрения материалистической истории данное событие произошло давно и прямого значения для современного мира не имеет. Но это взгляд поверхностный, скользящий по верхушке волн и не осознающий глубин океана жизни. Иконоборчество и победа Церкви над ним может научить на самом деле очень и очень многому, но надо лишь правильно понимать и принимать эти уроки. Иконоборчество возникло скорее по причинам политического, чем религиозного свойства. Византийская империя столкнулась с мусульманской агрессией. На границы империи наступал ислам. Зеленое знамя последователей Мухаммеда серьезно стало угрожать городам и весям империи. Для того чтобы укрепить идеологическое единство державы, император Лев III Исавр решился запретить иконы. Здесь василевс полагал ублажить часть еретиков-монофизитов (особенно сильных в азиатских и африканских провинциях), павликиан (манихеев), иудеев и мусульман. То есть, маловерно принес в жертву политике истину. Сын Льва — Константин V Копроним («Навозник») в 754 году даже собрал иконоборческий собор и издал ряд указов, ужесточавших преследование иконопочитателей. Константин дошел до того, что запретил слова «святой» и «святая» и приказал не именовать Пречистую Деву Божией Матерью. Монашество и мирян, вставших на защиту Православия, Константин Копроним презрительно обзывал «идолопоклонниками» и «любителями тьмы». В житии святого преподобномученика Стефана Нового мы читаем: «И творились тогда в Константинополе великие беззакония. Даже священные сосуды, в которых совершались Божественные Тайны, попирались ногами, так как на них находились священные изображения. Святые же иконы ввергались — одни в болото, другие — в море, третьи — в огонь, а иные были рассекаемы и раздробляемы секирами. А те иконы, которые находились на церковных стенах, — одни сострагивались железом, другие замазываемы были краскою. Беззаконники не пощадили и благолепнейшую церковь во имя Пресвятой Богородицы, что во Влахернах, которая была роскошно украшена изображением всех событий земной жизни Господа Иисуса Христа, начиная от воплощения Его и кончая распятием и воскресением Его. В сей церкви беззаконный царь Копроним повелел уничтожить все иконописные украшения ее, блещущие золотом и драгоценными камнями, и как бы обнажил ее, лишив, как царицу, порфиры; взамен всего этого он приказал расписать стены ее изображением деревьев, зверей и птиц… …Тогда и мощи святых выбрасывали иконоборцы из церквей и ввергали их или в огонь или в море, или же влачили за город и сбрасывали с гор в пропасти и болота. Тех же, кто дерзновенно стоял за честь святых икон и мощей, злочестивые еретики немилосердно мучили и предавали горькой смерти, проливая кровь их как воду, при этом тела мучимых за иконы они оставляли без погребения и бросали на съедение хищным птицам и зверям. Тогда наступила для всех православных скорбь великая, какой не было от самого начала мира». Действия иконоборцев напоминают нечто происходившее в России уже в XX веке от Рождества Христова. Революция! Да, конечно. 1917 год. И далее. Гражданская война и гонения на Церковь при Советской власти. Уж больно похожи методы поругания святынь! Иконоборчество — ересь, но ересь революционная. Она неожиданно приоткрывает тайну любой настоящей революции, которая зачинается отнюдь не снизу, ее поднимают «верхи», то есть люди, стоящие у кормила власти. По сути, Реформация в Западной Европе тоже являлась революцией. А Лютер без поддержки германских князей вряд ли бы избежал пут инквизиции. Безусловно, революция в России была атеистической, а потому и носила четкий храмоборческий и иконоборческий характер. Статистика свидетельствует: «В 1914 году на территориях Российской Империи, по официальным данным, насчитывалось 54 174 православных храма (включая монастырские, домовые, кладбищенские, недействующие и приписные, но без учета военных церквей), 25 593 часовни, 1025 монастырей. В 1987 году в СССР оставалось 6893 православных храма и 15 монастырей». Погром очевиден. Собственно, революция в России подготавливалась людьми, придерживавшихся иконоборческих взглядов. Ленин не зря назвал Льва Толстого «зеркалом русской революции». Писатель насмехался над иконами и отрицал Православие, проповедуя фактически свою религию, известную как «толстовство». Иконоборчество в Византии, Реформацию и «толстовство» объединяет одно: под видом возвращения к истокам христианства происходит открытое издевательство над живым, подлинным христианством, кое не замечают или же очень и очень не жаждут замечать. Святые отцы Седьмого Вселенского собора отстаивали не просто иконопись, но и саму жизнь христианскую. Они осудили не обычную ересь, но самую что ни на есть революцию, грозившую подорвать устои всего христианского общества той эпохи.