Казаки выйдут на службу
Владислав Гулевич

Казаки выйдут на службу

По поручению вице-премьера Дмитрия Рогозина подготовлен законопроект, предусматривающий привлечение казаков к охране важных государственных объектов. К федеральному закону "О государственной службе российского казачества" уже подготовлены соответствующие поправки.

Предполагается привлечь казаков к охране министерств, прокуратур, Следственного комитета и прочих госучреждений. В своей работе казаки будут взаимодействовать с МВД и Росгвардией.

Эту инициативу можно только приветствовать. Непосредственное участие казаков в охране важных государственных объектов придаст импульс развитию казачества, как такового. Казаки будут при деле, заняты серьезной работой, что улучшит восприятие обществом самого казачества. Или, по-другому, это придаст морального веса казачеству, повысит его профессиональные навыки, т.к. казаков-охранников необходимо будет обучить соответствующим навыкам, т.е. повысить их профессиональную планку. При участии государства это все будет выглядеть более централизованно и выверено, более веско.

Такой ресурс, как казачество, не используется государством на полную мощность, и это очевидно. Общая численность казаков в России - как минимум, 500 тыс. чел. (реестровые и общественники). Пресса даже называла цифру в 700 тыс. Во избежание преувеличений примем за верную гораздо меньшую условную цифру, например, 300 тыс.

Итак, в России есть 300 тыс. человек, готовых и способных к несению иррегулярной военной (охранной) службы. Проживают эти условных 300 тыс. казаков по всей необъятной России, от Калининграда до Дальнего Востока. Практически в любом регионе есть некоторый казачий ресурс (резерв), который можно использовать с толком.

В условиях оскудения госбюджета привлечение казаков в помощь МВД и ФСО поможет сэкономить значительные средства. Например, казак, в отличие от сотрудника МВД, должен сам обеспечивать себя соответствующей формой одежды (так было и в царское время: казак сам шил (покупал) себе казачью форму).

В отличие от тяжеловесных государственных структур, сумма, предназначенная на оплату труда казаков, проходит по всем ведомствам быстрее. А это - тоже экономия времени и тех же денег, не говоря уже о том, что работа казака обходится сама по себе дешевле, чем работа сотрудника МВД.

Казаков можно привлекать к работе на временной основе, по мере надобности. Нет нужды раздувать штат, как это было бы, если постоянно содержать необходимое количество сотрудников МВД или Росгвардии. Юридически это тоже оформляется гораздо легче, чем в случае с официальными сотрудниками силовых ведомств. И это тоже экономия. К тому же, казак не требует себе никаких льгот, в отличие от сотрудников силовых ведомств.

Наконец, привлекать казаков и прекращать с ними сотрудничество, когда это необходимо, - это все тоже делается гораздо быстрее, в виду отсутствия множества юридических проволочек, неизбежных в официальных структурах, тем более в структурах силовых ведомств. Казак на то и является иррегулярным солдатом, чтобы всегда находиться на подхвате в помощь регулярным ведомствам.

Наконец, казачество - это вклад в будущее в том смысле, что государству всегда полезно располагать многочисленным и готовым иррегулярным резервом. На всякий случай, как говорится.

Никто не знает, что будет с нами через год или двадцать лет, в какой геополитической обстановке придётся жить России. В её истории не раз казаки служили необходимым подспорьем, помогавшим выстоять в тяжкую минуту, когда в тылу не хватало солдат и полицейских для охраны церквей, складов, министерств, казначейств, дорог, станций и т.п. Но эта нехватка восполнялась за счёт казачества. Казакам поручалась охрана важных объектов чаще всего там, где они проживали: сибирцы несли охранную службу в Сибири, уральцы - на Урале и т.д. То есть, в казачьих регионах государство располагало иррегулярным войском весьма кстати.

Потребность государства в помощи казаков налицо и в наше время. Традиции служения казачества государству и Православной церкви надо сохранять, развивать и приумножать. Может статься, что России вновь потребуется помощь казачества в тех же масштабах, как это бывало в царские времена.