За что ненавидят Сноудена
Николай Севостьянов

За что ненавидят Сноудена

Хотя в последние 2 года «изоляция» и стала лейтмотивом всей западной политики на российском направлении, особых иллюзий ни у кого уже не осталось. Штатам хватило нескольких месяцев, чтобы осознать, что в XXI веке подобная стратегия просто-напросто неосуществима. Можно окружить страну военными базами и ввести какие угодно санкции, однако мир намного больше, чем кажется из Вашингтона.  

Отсюда и нынешняя модель поведения — если не можешь победить по-настоящему, попробуй убедить в этом окружающих. И Штатам действительно удалось изобразить своё превосходство, благо что под их прямым и опосредованным контролем находятся все ключевые западные СМИ, как американские, так и европейские. Не будем забывать и то, что в данном случае начинает работать «закон либерального меньшинства», когда несколько тысяч подкупленных, но очень активных публицистов с легкостью создают картину всеобщего единодушия.

При этом журналистов честных, разумных и адекватных в Европе куда больше. Проблема лишь в том, что им намного сложнее получить доступ к ведущим информационным площадкам. Однако это не меняет того факта, что мы всё равно наблюдаем огромное число интересных материалов, которые вовсе не обязательно являются пророссийскими, достаточно, что в них нет русофобии и уже набивших оскомину попыток певернуть любое событие с ног на голову. Другое дело, что их авторы также бывают повержены тем или иным мифам и предрассудкам. Тем не менее, посмотреть на подобные материалы иногда бывает крайне любопытно, и одна такая статья в конце сентября была опубликована в итальянском журнале «Панорама».

В ней Кристиана Джулиано делится своими мыслями по целому ряду вопросов. Так, она вспоминает начало истории вокруг Сноудена, делая акцент сразу на нескольких моментах. Например, на том, что все его действия определялись его же пониманием американской Конституции и тем, что казалось ему истинным патриотизмом. А еще на том, что с 1985 года еще не было случаев, когда сотрудник тех или иных спецслужб переходил на другую сторону по идейным мотивам.

И это факт. Продавшихся за гражданство и хорошие гонорары беглых шпионов было хоть отбавляй. Однако таких как Сноуден за последние 30 лет действительно не было. Наверное поэтому на Западе его так ненавидят. Особенно в той связи, что именно его путешествие стало триггером для тектонических процессов, которые стремительно изменили структуру информационного пространства.

Джулиано связывает эти последствия именно со Сноуденом — как рейды хакеров, которые привели к публикации переписки Хиллари Клинтон, так и разоблачения американских спортсменов, открыто принимавших допинг с позволения WADA. Иными словами, наши итальянские коллеги видят в этих взломах «русский след» и не скрывая своего удовлетворения.

Но самое главное — это восприятие самой России, прежде всего её столицы, которая, по словам Джулиано, «из тёмного города с домами-казармами» давно превратилась в сверкающий сверхсовременный мегаполис, который всё так же является тем самым центром, где пересекаются интересы разведок всего мира. И не всегда речь идёт о политике. Экономический шпионаж также всегда будет в цене.

Впрочем, как пишет «Панорама», работать иностранным агентам становится всё сложнее, учитывая, как сильно изменилась страна всего за какие то 17 лет. И если в эпоху Ельцина даже Кремль представлял из себя проходной двор, набитый подслушивающей аппаратурой, то сегодня инициатива на другой стороне. С приходом Путина сперва прекратилась утечка, а затем началась контратака. И уже Россия укрепляет свои спецслужбы, поднимая вопрос о возрождении ведомства, имеющего те же полномочия, какими обладали в КГБ.

Что тут можно добавить? Пожалуй, лишь одно — эта статья очень точно отражает то, что думают все западные журналисты. Разница лишь в том, что кому-то нельзя об этом говорить, а кому-то и вовсе нужно демонизировать это всё до предела. Однако основа всё равно остаётся неизменной — Россия возродилась и обратного пути уже нет. И этот факт на Западе понимают уже все.