Пепел Волыни в сердцах поляков
Максим Безфамильный

Пепел Волыни в сердцах поляков

В Польше в массовый прокат вышел фильм режиссёра Войцеха Смажовского "Волынь". Фильм повествует о преступлениях ОУН-УПА против польского населения Волыни и др. западно-украинских регионов в 1939-1943 гг.

Фильм просто взорвал польскую аудиторию. Как выразился сам Смажовский, очень мало поляков понимают, что происходило в те страшные времена на Волыни. Официальная Варшава делала все, чтобы поляки знали как можно меньше о преступлениях украинских националистов против Польши.

С самого начала работы над картиной Смажовский столкнулся с проблемами. Постоянно не хватало денег, а официальные власти скрипели зубами, что не могут в открытую запретить деятельность Смажовского.

Рядовые поляки поддерживали режиссёра, и с нетерпением ждали премьеры фильма. Многим пришлось болезненно расстаться с прежними прекраснодушными иллюзиями, будто украинские нацики и поляки - это два народа, между которыми лишь случайно пробежала чиная кошка. А так, они сообща боролись с коварными москалями, которым была выгодна резня поляков на Волыни.

Вы будете смеяться, но придурковатый министр обороны Польши Антоний Мацеревич так и заявил: резню спровоцировала Москва!

Но поляки засомневались в искренности министра. По стране пошёл слух о содержании фильма Смажовского. Сам фильм, задолго до выхода, стал предметом обсуждений на ТВ и в прессе, на кухнях и в подворотнях. И вот фильм вышел в свет. В нем показан истинный облик ОУН-УПА. Нападения на польские села и хутора, преследования мирных жителей, даже детей. Жестокость и зверства, зверства и жестокость.

Оппозиционная партия "Кукиз-15" с трибуны сейма потребовала от МИД Польши поспособствовать распространению фильма на территории Украины. Представитель партии Томаш Жимковский заявил, что украинские политики должны окончательно решить, готовы ли они признать горькую правду, и строить отношения с Польшей дальше.

Д-р Адам Эберхардт из Центра изучения Востока отметил, что Бандера стараниями Киева уже давно стал элементом массовой культуры украинцев, а бандеровский лозунг "Слава Украине!" употребляется так же, как во Франции "Vive la France!".

Здесь неизбежен идеологический конфликт между поляками и украинцами, но не между официальной Варшавой и Киевом. Варшаве выгодно, чтобы украинский неонацизм рос и креп, но чтобы он кусал исключительно Россию. Однако, неонацизм - оружие обоюдоострое. И одной кромкой лезвия он целится в Польшу и в историческую память поляков.

Этот факт актив использует польская оппозиция. Так, партии "Кукиз-15" и "Народная демократия" инициировали обсуждение в Институте национальной памяти проекта постановления, предусматривающего уголовное наказание за отрицание преступного характера действий ОУН-УПА. Пока проект не встречает сопротивления и передаётся на рассмотрение в более высокие инстанции. Если его примут, многим украинцам в Польше не поздоровится. Не секрет, что в восточных польских воеводствах до сих пор в украинских сёлах жив культ ОУН-УПА, и стоять памятники убийцами мирных поляков. Памятники тогда придётся снести, а за почитание Бандеры или Шухевича - заплатить штраф или отсидеть в тюрьме.

...Сейчас на Украине проходит XI фестиваль польского кино. "Волынь" Смажовского показывать не будут, ибо Киев против. Киев не хочет отвечать за преступления, совершенные украинскими нациками. Не хочет он отвечать за то, что является наследником их идеологии, которая и довела Украину до состояния, в котором она находится сейчас.

Но история Украину не простит. Нацизм будет наказан. И поляки не прочь поучаствовать в его наказании.