Миссия к наследию славян
Игумен Кирилл (Сахаров)

Миссия к наследию славян

Как всегда накануне важной поездки были сильные искушения. Наибольшее из них представлял поздний звонок с настоятельной просьбой приехать рано утром в день отъезда в отделение реанимации крестить умирающего ребенка.

Напротив поклонного креста рядом с Поклонной горой (здесь неподалеку живет руководитель Славянского хода, известный писатель О.А. Платонов) совершил напутственный молебен. Оказалось, что мы выехали в день Славянского единства. Стартовали под игру гармони «Прощание славянки».

О.А. Платонов возглавляет Институт Русской Цивилизации — творческое объединение православных ученых — специалистов в вопросах русской идеологии и истории. Институт создан по благословению приснопамятного митрополита Иоанна (Снычева) (с ним Олег Анатольевич имел несколько многочасовых бесед). Институт издал воспоминания Куняева, Крупина, Личутина. Готовит к изданию воспоминания Н. Деткова (его Олег Анатольевич назвал уникальным русским человеком). Николай был участником поездки. Запомнились такие его слова: «Плох тот христианин, который не стремится стать святым. Как плох и тот солдат, который не стремится стать генералом». Институт готовит издание Русской истории в 250 томах — это похоже на Четьи Минеи, подготовленные митрополитом Макарием.

Платонов занимался изучением истории масонских лож (на это он получил благословение владыки Иоанна). Масоны финансировали и большевиков, и Гитлера, а после их сталкивали. На Западе весьма отлажена работа издательств. За любое опоздание или ошибку налагается штраф (кто-то из участников поездки предложил за минуту опоздания к автобусу штрафовать на 1 евро; собранные таким образом деньги составят «общак»). Рассказал также Олег Анатольевич о своей работе с Особым архивом КГБ. Книга Платонова «Почему погибнет Америка?» издавалась 28 раз на 12 иностранных языках, в том числе дважды на арабском. Виза Платонова была аннулирована и до сих пор он не может туда приехать — такова вот американская демократия.

Об Организации Объединенных Религий (американское правительство обещало ей выделить часть военной базы в штате Калифорния). Нанимая машины, Платонов много поездил по США: «Мир Запада управляется не теми, кого выбирают, а теми, кто за ними стоит. Иногда они совпадают».

«В настоящее время западный мир, несмотря на внешнее благополучие, находится накануне гибели. У нас ресурсов на душу населения в 30 раз больше, чем в Европе и в 10 раз больше, чем в США. Запад близок к полному банкротству. Украину ему не удалось проглотить за один раз. Большинство славянских государств находятся под западным диктатом, управляются из США. Сейчас как никогда актуально ставить вопрос о создании Союза славянских государств – славянского ЕЭС. Речь идет об объединении славян, а не о поглощении их Россией. Главная миссия славянства — нести Западу свет Православия. Главное, что нас сейчас напрягает — это безуспешность попыток связаться с представителями госструктур. Они не собираются реально участвовать в славянском движении, для них достаточно его этнографической составляющей».

В процессе всей поездки во время движения автобуса выступили многие участники (их было около 40). Некоторые выступали неоднократно. Постоянно были музыкальные паузы (сербские народные песни, песни в исполнении Ирины Леоновой и др.). Постоянно пел казачий ансамбль «Белый камень». Практически ежедневно на разные темы выступал я (по истории Польши и Германии, о Православии в Чехии, о русинах, о старом обряде и т.д.).

У одного участника поездки — профессора Тулаева — около 600 публикаций на 10 языках. Он рассказывал: «Ситуация в славянском мире трагическая. Он расколот. Расколота Чехословакия, развалена Югославия. Большинство славянских государств входят в состав НАТО, недавно в состав этого блока вошла Черногория. Остаются лишь только личные контакты и отдельные благожелательные Президенты. Польша очень древняя страна. Племя ляхов. Ряд народностей, населявших эту землю, например, кошубы, были ополячены. Между Московским и Польско-Литовским государствами несколько веков шла борьба за гегемонию. Адам Мицкевич ненавидел Москву, был русофобом. Известный идеолог анархизма Бакунин входил в польскую партию. Вооруженные силы Польши за последние годы увеличились в пять раз».

«В 1867 году прошел Всеславянский съезд. В нем принял участие император Александр II, Тютчев писал стихи по этому поводу. Надо бы отметить юбилей этого съезда на самом высоком уровне. Обратиться к Президенту. Торжества провести в храме Христа Спасителя».

«В Черногории огромное количество русских, но они здесь не имеют таких прав, как англичане и французы. Черногория перешла на латиницу».

«Рассвет славянского мира был перед Первой мировой войной. После войны Сталин поручил возглавить славянское движение Гундарову. Была идея создания Славянской федерации. Ныне славянский мир сжимается».

Запомнилась такая сцена. Идем мы с Тулаевым по Братиславе, он в майке с картой Крыма, которую венчает Российский герб. Громко говорим о проблемах славянского мира. Вдруг раздается громоподобный голос: «Крым — украинский!» и далее мат. Оказывается, Тулаев уже неоднократно сталкивался с подобными выпадами.

Белоруссия. Границу с ней мы пересекли совершенно незаметно. Сразу бросилось в глаза, что земля здесь более ухожена. Дороги проложены даже к маленьким хуторам. Нет надрывных картин разрушенных ферм, покосившихся изб с заколоченными окнами и т.д., как это часто встречается в России. Белорусы не пустили к себе кавказцев — здесь можно встретить только китайцев, и то, порционно и временно.

Минск. В 1992 году мне довелось быть на праздновании тысячелетия Крещения Белой Руси. Патриарх Алексий II побывал здесь шесть раз (последний раз за месяц до смерти). Минск расположен на площади 300 кв. км. Население — почти 2 млн. (до войны в Минске было 250 тыс.). Довоенный уровень населения в Белоруссии не восстановился (конечно, помимо военных потерь, сильно повлиял Чернобыль). Городу исполнилось 950 лет. Еще старше Брест — ему более тысячи лет. В Белоруссии 15 православных и 4 католических епархий. Недавно титул патриаршего экзарха Белой Руси был изменен на «Минский и Заславский».

Минск старше Лондона, Парижа и Москвы. Не раз его разрушали, особенно в годы Великой Отечественной войны (в этом году исполнилось 75 лет со времени ее начала). После освобождения города в нем осталось только несколько десятков целых зданий и только 60 тыс. жителей.

В Белоруссии имеется 4 национальных парка, самый большой из которых — Беловежская пуща. Очень много озер. В одной только Витебской области их около 10 тысяч. В 1783 году Минск вошел в состав Российской Империи. В 1872 году вошли Могилев и Полоцк. Война 1812 года не для всех белорусов была Отечественной. Прошло только 17 лет, как Белая Русь вошла в состав империи. Здесь проходила черта оседлости, и поэтому очень много жило евреев. В Минске было 30 синагог и чуть было больше десятка православных церквей.

Главным духовным центром Белой Руси является Жировицкий монастырь. Среди самых известных храмов Минска — церковь свт. Кирилла Туровского — ее освящал сам Патриарх Кирилл. Церковь во имя Всех святых внешне выглядит потрясающе — прекрасные мозаичные изображения святых, вытянутые в линию, блистали в лучах заходящего солнца. Перед входом в храм памятник Патриарху Алексию II. Вокруг Минска проходит кольцевая автострада длиной 54 км. В настоящее время строится новая кольцевая автострада в три раза длиннее прежней. До революции в Минске был с десяток монастырей. В настоящее время имеется единственная обитель — Свято-Елизаветинский монастырь (последний антиминс Патриарх Алексий подписал именно для этого монастыря). Всего в Белоруссии более 30 монастырей. Самый молодой (2003 г.) посвящен блаженной Ксении Петербуржской.

В кафедральном Свято-Духовском соборе находятся Минская икона Богородицы и мощи св. Софии Слуцкой (перед войной они находились в музее, в храм были перенесены во время бомбежки; именно с почитания св. Софии в начале 17 века связано в Белой Руси возрождение Православия), икона блаж. Валентины Минской. В Полоцке находятся мощи прп. Ефросинии. Около 70-ти лет шли переговоры о передаче их из Киево-Печерской лавры в Полоцк. Передача произошла в 1910-м году. В Белоруссии особо почитается свт. Никола Чудотворец. Более 200-х церквей посвящено этому угоднику Божию. В Минске был Никольский монастырь. Очень древним является Петропавловский храм — ему более 450 лет. К началу 17 века Православие в Белоруссии оказалось в очень тяжелом положении. Во многом оно сохранилось благодаря исповедническому подвигу прп. Афанасия Брестского (а в 19-м веке — свт. Георгия Конисского). Рядом с кафедральным собором располагается Духовная академия с храмом во имя свт. Кирилла Туровского. В 1989-м году в Минске было всего 2 храма (ныне их более 30-ти).

«У добрый шлях» («Счастливого пути»), «Барэсау» («Борисов») и т.д. — в Белоруссии сложилось двуязычие. Никогда столько внимания не уделялось изучению белорусского языка и его продвижению в практику общения.

В Белоруссии отдыхает очень много россиян.

В Минск прибыли в субботу вечером. В городе мы были в канун праздника Независимости. В Минске более 250 школ. Правительство республики работает в крупнейшем здании. Одних только залов в нем 18. Примечательно здание железнодорожного вокзала (по-белорусски, чигонучный). Минск был последним местом служения знаменитого «белого генерала» Скобелева.

Остановились в знаменитом Доме милосердия. Раньше на месте этого комплекса был сад. Жилой корпус Дома строили сербы. Внутри Дома храм, посвященный праведному Иову Многострадальному. У входа в храм активисты Белорусского отделения Союза Православных братств встречали нас с чтимым списком Державной иконы Божией Матери и хлебом-солью. Обратило на себя внимание прекрасное убранство храма. Два диакона зычными голосами громко читали канон. Несколько нарочито делали ритуальные поклоны (по старому чину это делается быстро). Возглас «Свят Господь Бог наш» они поделили между собой. Возглашая «Слава Тебе Показавшему нам свет», священник воздевал руки. После службы познакомился со священником из Тверской области. Вспомнил его — накануне поездки видел его выступление в программе «Пусть говорят». Оказалось, что он родом из того самого села, которому мы помогли устроить два иконостаса. Батюшка попал в беду, перейдя дорогу чеченцам, которые держали неподалеку от его дома лесопилку. Вынужден был бежать с семьей в Белоруссию, просить убежища у Президента Лукашенко.

В воскресенье побывал на Литургии. Чуть ранее назначенного времени начали читать часы. Заканчивая каждение на 6-м часе, священник произнес отпуст (так делается и по старому обряду). Перед возгласом «Благословенно Царство» он трижды произнес «Слава в вышних Богу…», а затем дважды «Господи, устне мои отверзеши…» (так и по старому обряду). Все время Царские врата были открыты. Ектеньи священником произносились с амвона. Тайные молитвы читались громко вслух. Часто служащий священник вполголоса произносил «Господи, помилуй» и «Боже, милостив буди мне грешному», касался лбом края престола. На престоле лежала книга — я думал, что это служебник, а оказалось, что Евангелие на русском языке (прочитав его, священник положил книгу в шкаф). На сугубой и заупокойной ектениях поминал по одному имени. Ектенья об оглашенных, как это часто бывает, произносилась скороговоркой. Через 25 минут после возгласа «Благословенно Царство» уже запели Херувимскую. Заходя в алтарь по окончании великого входа, священник к положенным по чину словам добавлял слова из псалма «Кто есть Царь славы, Господь сил, Той есть Царь славы». Когда на возгласе «Станем добре» служащий снова выдвинулся на амвон, я подумал: «Динамично служит, держит в тонусе, не дает дремать». Благословляя Дары, пальцы не складывал в четком перстосложении, а, по сути, осенял пятерней. Многие слова произносил по-русски (например, жизнь вместо живот). При входе в Дом милосердия висит Владимирская икона Богородицы, а под ней статуя Богородицы — характерная для Белоруссии эклектика.

Отсюда до польской границы 5 часов езды. Никакая таможня, кроме украинской, так не напрягает, как польская. Находились около нее около двух часов. Один из участников поездки сказал вслух: «Почему нас здесь мурыжат? В чем причина задержки?» Кто-то ответил: «Мстят за Сусанина». У одного из участников поездки виза открывалась только на следующий день. Снисхождения поляки не проявили — высадили человека. Человек всю ночь провел на вокзале.

Польша. В годы Второй мировой войны около 50 % ее столицы было уничтожено.

Все, что связано здесь с просоветской Армией Людовой, безжалостно уничтожается, а то, что связано с Армией Крайовой, напротив, культивируется. В Доме ветеранов нам был оказан теплый прием. Меня это очень тронуло, потому что с поляками у нас особо сложные отношения. В годы Второй Мировой войны погибло около 45 млн. славян, в т.ч. 6 млн. в Польше и 4 млн. на Балканах. Один из наших польских друзей сказал, что его дед был царским генералом и что он воевал на Шипке. Умер он в 1904-м году. К сожалению, в Польше в настоящее время очень сильна русофобия. Русофилы репрессируются. Молодежную аудиторию собрать на встречу с приезжими из России нереально. Польша до ее раздела была главным конкурентом России в Славянском мире. Ее правящая верхушка ориентировалась на Запад. Царь Иоанн Грозный начал борьбу за возвращение западнорусских земель. После его смерти, в период Смутного времени, мы наблюдаем польский реванш. Много было зверств, причем не столько со стороны поляков, сколько со стороны представителей других национальностей, находившихся в составе польского войска (например, запорожских казаков). В Угличе было сожжено несколько сот русских людей.

Поляки представляют собой суперэтнос, который интегрировал в себя более мелкие народы. Между Польшей и Московским государством неоднократно были войны за Киев. Раздел Польши произошел по инициативе Германии. Делили не Польшу, а Речь Посполитую, где проживало очень много русских. Литва наполовину была Русью. Вся документация здесь велась на русском языке. В войске Наполеона было около 100 тыс. поляков. Наполеон обещал воссоздать Царство Польское. Поляки воспринимали его как освободителя. При Александре I министром иностранных дел был поляк князь Чарторыжский (он был членом масонской ложи и врагом России — стремился ее развалить). Находясь в составе России, поляки неоднократно восставали.

После одного из таких восстаний 400 человек были повешены и тысячи сосланы. В царской России поляк был символом революционера. Все славянофилы были за отделение Польши. Это произошло только после развала Российской Империи. Диктатором Польши стал Пилсудский (некоторые его называют первым фашистом Европы). В Варшаве мы видели памятник ему. Пилсудский стремился воссоздать Речь Посполитую. Стремясь к этому, польские войска под его предводительством заняли Вильно и Киев. После падения коммунизма около 100 тысяч поляков, которые сотрудничали с СССР, попали в Черную книгу.

Поляки к нам этнически более близки, чем чехи и словаки. Их культура на более высоком уровне. К сожалению, диалог и тем более дружба с ними, как и с «свидомыми», т.е. с сознательными украинцами, практически невозможны. В Польше славянское движение задавлено, официальные структуры его не поддерживают, сторонники сближения с Россией воспринимаются, как агенты Москвы. Им грозят репрессии вплоть до тюремного заключения.

Грюнвальд. Раньше поездки на место, где произошла знаменитая битва, воспринимались польской элитой как враждебный шаг, удар в сторону Запада, нанесенный объединенным славянством. Точное количество сражающихся с обеих сторон неизвестно. Войско Тевтонского ордена насчитывало до 24 тысяч, а объединенное славянское — до 30 тысяч. На стороне тевтонцев были генуэзские арбалетчики. Стрелы от арбалетов летели на расстояние до 200 метров. Была сложность в том, что они медленно перезаряжались – 2-3 стрелы в минуту. Славянское войско было вытянуто в три линии. В центре были три смоленских полка, а по сторонам — поляки и литовцы (вместе с татарской конницей). Три часа под палящими лучами солнца, без воды рыцари ожидали начала сражения. Они первыми пошли в атаку на правый фланг, где стояли литовцы во главе с князем Витовтом. От мощного удара рыцарей литовцы и татары дрогнули и стали отступать. Рыцари их преследовали, потом они повернули вправо для атаки на центр. Была смята и польская рать. Тевтонцы уже начали было праздновать победу, но не дрогнули три смоленских полка. Долго продолжалось сражение, огромные потери были с обеих сторон. Витовт смог организовать своих воинов. Вернулась и татарская конница. По рыцарскому войску был нанесен мощный удар. Был убит магистр Тевтонского ордена. Около 800 рыцарей было убито и взято в плен. Проиграв сражение, остатки рыцарского войска бежали и укрылись в Мариенбургском замке (около 500 воинов). Предместья замка они сожгли. Осада замка была неудачной, т.к. у осаждавших не было осадных орудий. То, что тевтонцев не преследовали, считается ошибкой. Разгромленный Орден присягнул польскому королю. Впоследствии Орден был упразднен и превратился в обычное герцогство. Один из последних магистров принял лютеранство — это тоже сказалось на крахе Ордена. Попытки возрождения Ордена успехом не увенчались. Есть версия, что Конрад — магистр Тевтонского ордена — был литовцем и что он развалил Орден в отместку за немецкие репрессии. Своего рода реваншем за это поражение был разгром немцами русской армии в 1914-м году в Мазурских болотах. У памятника павшим (рядом была высокая стела с гербами стран – членов ЕС, в т.ч. США) я совершил заупокойную литию, а затем прочитал благодарственные молитвы. Здесь произошел инцидент — польская полиция предъявила претензии в связи с присутствием «тоталитарной символики» — красного флага Победы. Руководителю нашей группы пришлось объясняться.

Германия. Циклопические ветряки. Такое сооружение стоит не менее 3 тыс. евро, а его установка 100 тыс. Их здесь сотни. Германия — мощное, богатое индустриальное государство (когда это прозвучало кто-то из участников поездки заметил: «Мы протестуем против низкопоклонничества перед Западом» и еще: «Мощь у Германии всегда была огромной, но не всегда она могла ею правильно распорядиться»).

…Очень комфортные машины перевозят поросят. Почти отсутствует реклама. На кабинах автомобилей нет фото с обнаженными натурами. Постоянно возникали ассоциации с милитаристским прошлым Германии. Прошел мимо нас Ганс, обслуживавший нас в поместье: «Заходит с тыла, чтобы ударить с огнемета». Группа мотоциклистов — сущие «псы-рыцари». Пролетел самолет: «Над нами машина Люфтваффе — скорее расчехляйте пулемет». Выкошенная трава квадратами — «как нацистские парады». Вывеска на пристани: «Ахтунг!» — как при входе в концлагерь. Проехала группа велосипедистов, громко общающихся между собой – «получай фашист гранату». Слово «шнеля» (быстро) тоже воспринималось соответствующим образом. Этот похож на штандартенфюрера СС, а та на ту, которая мучила ребенка в фильме «Семнадцать мгновений весны». Группа молодежи идет походным строем — гитлерюгенд. Т.е. многое увиденное в современной Германии воспринималось через призму Великой Отечественной войны. С немцами, однако, было легче общаться, чем с поляками.

Не знаю, правда ли то, что мне рассказывали о том, как нацисты поднимали уровень дисциплины народа. Проходит проверка по улице, видят грязные окна на верхнем этаже, — очередь из автомата по стеклам. Останавливают электричку, всех безбилетников выводят на улицу и расстреливают и т.п.

Через каждые 20 метров в полях Германии видны борозды для машин — прямо в посевах. Экономия земли?

Сельхозпоместье, где мы жили, частично было переделано в турбазу. Тут и лошади, и коровы, и куры, и кролики, и даже попугай. Детская площадка. В бывшем коровнике проводятся свадьбы с количеством участников более 300 человек.

Въезжаем в Берлин. Первое, что бросилось в глаза, — небольшая мечеть у дороги. Очень много граффити. Большие фотографии чернокожих, немца с мулаткой. Грязновато. Кто-то из наших заметил: «Лужкова бы сюда на пару лет для зачистки, а потом Собянина на пару лет для наведения порядка». В Трептов-парке у знаменитого памятника воину-освободителя совершил заупокойную литию. На пути к памятнику 17 стел с высказываниями Сталина военного периода. Проезжали мимо стены, которая разделяла Берлин до 1989 года. Знаменитое фото с поцелуем двух коммунистических старцев — Брежнева и Хоннекера. Когда стену строили, конфликт разгорелся нешуточный. По своему масштабу он напоминал Карибский кризис. Танки с обеих сторон стояли впритык. Возникла реальная угроза новой мировой войны. К счастью, сумели договориться.

Хотели пройти вокруг рейхстага с крестом и флагом Победы. Рискованно.

Аркона — славянское святилище на острове Рюген. Этот остров упоминается в «Голубиной книге» под названием «Буян». Рюген был форпостом Руси на Западе. 4 мая 1945 года гарнизон Рюгена капитулировал без боя. До 1992 года был закрыт для посещений. После ухода советских войск потерял свое стратегическое значение и стал курортом. В первом тысячелетии до н.э. Берлин был городом полабских славян. Ратибор стал — Ратцинбургом, Дрозды — Дрезденом, Бреславль — Бреслау.

Остров Рюген постепенно уходит под воду — Балтийское море понемногу откусывает его землю. На острове любил бывать Гитлер. Он приказал здесь построить Дом отдыха для военнослужащих — строения протянулись на 5 км. Достроить их не успели — помешала война. В настоящее время доступ на остров ограничен — не более 10 человек в день. Самая старинная церковь на Рюгене была построена датскими монахами в 12 веке. В стены храма вложен камень языческого божества Световида — храм был построен на основании славянского культового сооружения. В книге отзывов некий посетитель написал «Слава Световиду!» Над каменным престолом изображение Христа, подающего руку утопающему Петру.

Наверху маяка (1902 год) совершил водосвятный молебен. С галереи опоясывающий маяк совершал каждение и окропление окрестностей святой водой.

По словам О.А. Платонова, основные города Германии основали славяне (Вена тоже бывший славянский город, как и весь регион Штирия; лютичи вообще доходили до реки Сены). Олег Анатольевич считал очень важным, чтобы это место было освящено христианской молитвой. Наш Славянский ход он назвал миссией мягкой силы. Необходимо было показать, что славяне представляют собой силу, способствовать их сплочению. Необходим равноправный Славянский союз — это позволит славянам жить спокойно и надежно. Столицей Союза мог бы стать Минск. В настоящее время славянские страны находятся под мягкой оккупацией. ЕС — форма эксплуатации славянских стран и др. малых государств Европы. В 4-5 веках в Европе существовало государство Славия. Сорбы, лютичи, анты, поморы, русы, венеды — все это были славяне.

Лужицкие сербы. В 19-м веке их было несколько сот тысяч. В 1848 году состоялся первый Славянский съезд. В 1912-м году учрежден культурный центр лужицких сербов — Домовина. Была вероятность автономии. Была идея конфедерации с Чехословакией. На сегодня количество лужицких сербов около 150 тысяч. По-прежнему они себя считают народом, угнетаемым немцами. Это отдельно стоящий субэтнос. Есть верхние лужицкие сербы, есть нижние. Они не очень похожи. Разница между их диалектами больше, чем между русским и украинским языками.

Главный город нижних лужицких сербов — Готбус. Верхнелужицкие сербы ближе по культуре к немцам, а нижние — к полякам. Между их языками много отличий. По сути, это два самостоятельных западнославянских языка. Верхнелужицкие сербы во многом являются немцами, хотя и со славянским элементом. Германизация оставила в них глубокий след. Нынешние их функционеры — осторожные и закрытые люди. Они не заинтересованы в славянском единстве. Их устраивает спокойное комфортное существование в рамках немецкой системы. Местные сербы здесь варятся в своем соку, не ищут выхода на других славян. Славянская элита просеивается через германское сито. Кто не соответствует установленным стандартам, те к власти не допускаются. По сути, лужицкие сербы являются экзотической разновидностью немецкого народа.

Главный город верхних лужицких сербов — Будишин, по-немецки — Баутцен — город тысячи башен. Одно из последних пристанищ славян, которое немцы не могли долго подавить. Местный собор используется для служения и католиков и лютеран. Неподалеку экуменический магазин, в котором продается литература разных христианских конфессий. В одном из кафе познакомились с работавшими там выходцами из России. Работают вместе с турками. В целом, к русским хорошее отношение, хотя немецкая молодежь иногда бывает резковатой.

Через одну женщину, с которой списывался руководитель нашей группы, пытались выйти на руководство Домовины. Максимум, что нам разрешили, это спеть перед входом в Культурный центр. Внутрь нас не впустили… К нам не было проявлено даже формального дружеского отношения. Более 20 писем направили руководству Домовины с разных адресов, выдержанных в самых корректных выражениях. В ответ — полное молчание. Похоже, что опасаются любых контактов со славянством, особенно с русскими. Грустно.

На небольшом кладбище наших воинов совершил заупокойную литию. Запомнились могилы сержанта Чикина Кузьмы Васильевича и старшины Афанасьева Григория Поликарповича.