Сколько продлятся санкции?
Вячеслав Холодков

Сколько продлятся санкции?

Стратегия «поворота на Восток» для России – не только реальная альтернатива деловым связям с Западом

На протяжении всего июня в экспертном сообществе весьма активно обсуждался вопрос о возможной отмене западных санкций против России.

Повышенный интерес прессы к этой теме был связан с тем, что санкции продляются каждые шесть месяцев, и очередной срок их действия завершается в конце июля. Кроме того, в мае-июне в деловых и общественно-политических кругах в ряде стран Европы обозначились явные признаки недовольства санкциями.

Резолюцию о «постепенном смягчении» режима санкций принял в начале июня сенат Франции. Законодательные органы итальянских областей Лигурия и Венето проголосовали за отмену санкций. На 5 июля назначено голосование в поддержку аналогичной резолюции в региональном парламенте Ломбардии. В конце июня в Вероне прошла демонстрация за отмену санкций, в которой участвовали около десяти тысяч фермеров и сельскохозяйственных рабочих Италии.

За отмену санкций стали регулярно высказываться крупные европейские бизнесмены, руководители отраслевых объединений деловых кругов, видные политики и государственные деятели Франции, Италии, Греции, Австрии, Словакии, Венгрии. Многие критикуют действующую процедуру продления санкций путем простого голосования и требуют проведения дискуссий в Евросоюзе.

Внимание привлекло также участие председателя Еврокомиссии Жан-Клод Юнкера в Петербургском международном экономическом форуме, что было истолковано как изменение подходе Еврокомиссии к вопросу об экономических отношениях с Россией, включая санкции.

Со ссылкой на анонимных «высокопоставленных западных дипломатов в Брюсселе» сообщалось, что Италия и Франция «тормозят» принятие решения о продлении санкций, а часть европейцев выступают за их постепенное смягчение в соответствии с темпами прогресса в выполнении Минских соглашений.

И вот, наконец, 21 июня в Брюсселе состоялось «долгожданное» заседание Комитета постоянных представителей стран ЕС (COREPER), которые, увы, вновь единогласно проголосовали за продление санкций против России до 31 января 2017 года.

После этого некоторые политологи впали в прострацию, но сохраняли надежду на то, что решение COREPER не будет утверждено на саммите ЕС 28-29 июня.

Центральным пунктом повестки дня на саммите стал, однако, не вопрос о санкциях, а итоги референдума в Великобритании и предстоящий выход этой страны из ЕС. Что касается антироссийских санкций, то все свелось к краткому и сухому заявлению канцлера ФРГ Ангелы Меркель об отсутствии прогресса в выполнении Минских соглашений, а следовательно и отсутствии оснований для ослабления антироссийских санкций. Меркель сообщила прессе о том, что «вместе с президентом Франции Франсуа Олландом» проинформировала об этой позиции «своих коллег по Европейскому Совету». Очевидно, упоминание о тандеме с Олландом было призвано продемонстрировать непоколебимость единства ЕС и призрачность надежд на смягчение позиции правительства Франции в вопросе о санкциях.

Вероятно, в качестве утешительного приза для тех в России, кто надеялся на какой-то прорыв в вопросе о санкциях, председатель Европейского Совета Дональд Туск сообщил, что в ходе октябрьского саммита ЕС вопросам отношений с Россией будет посвящена «отдельная дискуссия».

Наконец, 1 июля на официальном сайте Евросоюза появилось сообщение о том, что Совет ЕС принял решение о продлении санкций еще на шесть месяцев – до 31 января 2017 года.

* * * * * *

Гора родила мышь, причем уже не в первый раз.

Каждый раз перед очередным истечением сроков санкций идет поиск очередных диссидентов в рядах Евросоюза и поднимается шумиха по поводу возможной отмены санкций. Что интересно, в большинстве случаев волна публикаций на эту тему начинается с перепечатки сообщения в какой-то солидной западной газете или информационном агентстве, которые ссылаются на «конфиденциальную информацию из надежных источников». Но подходит время очередного заседания Комитета постоянных представителей стран ЕС, который продляет санкции, и шумиха стихает по меньшей мере на полгода.

Возникает впечатление, что дискуссии относительно сроков отмены санкций раскололиэкспертно-политологическое сообщество на две части.

Первых я бы назвал «евроромантиками». Они считают, что «прогрессивная общественность» Европы во главе с польскими производителями яблок, помидорными королями Лигурии и сыроделами Прованса обязательно «дожмет» свои правительства, которые в конце концов будут вынуждены отменить санкции либо все сразу, либо постепенно – в соответствии с темпами прогресса в выполнении Минских соглашений. Многие из них свято верят в то, что санкции будут сняты до конца текущего года, и после этого Россия вновь расцветет, как цвела в тучные нулевые годы.

Вторых можно было бы назвать «евроскептиками». Многократный «облом» в ожиданиях отмены санкций породил в этой части общества смутные подозрения о том, что «что-то тут нечисто» и коварные англосаксы в очередной раз водят нас за нос. Сторонники конспирологического подхода к международным отношениям тут же объявили, что все эти «танцы-шманцы-обниманцы» в парламентах Франции и Италии, публичная критика санкций европейскими бизнесменами и политиками, а также фермерские демонстрации – часть хитроумной многоходовой комбинации Вашингтона, призванной посеять уныние среди наивных и романтичных россиян, убедить их в бессмысленности надежд на отмену санкций и сломить нашу волю к сопротивлению.

* * * * * *

У меня иной взгляд на санкции.

Не сомневаюсь, что в общественном мнении Европы по вопросу о санкциях действительно наметился раскол. Однако это вовсе не означает, что мы должны надеяться на скорую отмену санкций.

Для того, чтобы понять, когда можно ожидать отмены санкций, необходимо вспомнить об их цели и разграничить позиции Вашингтона и европейских участников событий.

Бесспорно: санкции введены в связи с событиями вокруг Украины, но цель их отнюдь не сводится лишь к урегулированию украинского кризиса.

Инициатором введения санкций как всегда был Вашингтон. Важно понимать, что американские санкции всегда носили персонифицированный характер и были направлены на решение какой-то международной проблемы путем подрыва неугодного режима, устранения лидера, олицетворявшего этот режим, и его замены на более приемлемую для Запада фигуру. В этом, как в капле воды, отражается менталитет американцев. Энергичные, деятельные, изобретательные, они уверены в том, что историю делают личности, и ведут себя на международной арене в соответствии с известной формулой: есть человек – есть проблема, нет человека – нет проблемы. Устранение лидера через санкции может быть как легитимным в ходе выборов, так и нелегитимным, в результате «цветной революции» либо даже путем вооруженной интервенции. Санкции США против Ливии были нацелены на устранение М.Каддафи, против Ирака – на устранение С.Хусейна, против Ирана – на отстранение от власти бывшего президента М.Ахмадинежада, который отличался резкой антизападной риторикой и считался «радикалом», против Сирии – на устранение Б.Асада.

Антироссийские санкции нацелены на снижение жизненных стандартов большей части населения в результате кризиса, стимулирование протестных настроений в российском обществе и в конечном счете – на устранение с политической арены нынешнего Президента России. Отношение на Западе к В.В.Путину стало меняться после знаменитой «мюнхенской» речи в феврале 2007 года, в которой он честно и открыто сказал то, что думают о политике Запада в отношении России 95% граждан нашей страны. Еще год Запад терпел, видимо, рассчитывая, что больше не увидит В.В.Путина в Кремле, но сразу же после того, как он победил на президентских выборах 2012 года, т.е. еще задолго до украинского кризиса, образ российского лидера стали на Западе регулярно и целенаправленно демонизировать. Очевидно, задача-максимум для США – свержение В.В.Путина в результате «цветной революции» и приход к власти одного из лидеров внесистемной оппозиции прозападного, «либерального» толка. Задача-минимум – замена В.В.Путина на более приемлемую для Запада фигуру в ходе предстоящих в 2018 году президентских выборов.

Важно также, что американские санкции обычно вводятся довольно легко, а отменяются чрезвычайно трудно, причем продолжаются даже не годы, а десятилетия, о чем свидетельствует история их применения в отношении Кубы, Ирана, Ливии и многих других стран.

В этой связи наивно надеяться на скорую отмену санкций даже в случае каких-то уступок России в конфликте вокруг Украины: ведь цель санкций – не только урегулирование украинского кризиса на условиях Запада, но и устранение с политической арены Президента В.В.Путина. Вполне вероятно, что по мере приближения к президентским выборам 2018 года Вашингтон будет под разными предлогами пытаться ужесточить собственные санкции и склонить к аналогичному решению Евросоюз.

О такой возможности, в частности, говорит тот факт, что в конце июня с.г. США объявили об очередном ужесточении санкций: в ограничительный список были внесены еще пять российских оборонных предприятий на основании «закона о нераспространении оружия массового поражения в отношении Ирана, КНДР и Сирии». Нынешнее обоснование расширения санкций звучит особенно забавно с учетом подписания в июле прошлого года соглашения с Тегераном по ядерной программе, в подготовке которого Россия сыграла не последнюю роль и даже удостоилась похвалы со стороны Дж.Керри, а также вывода химоружия из Сирии и его уничтожения под международным контролем в 2014 году.

Колебания среди европейцев, на мой взгляд, связаны с несколькими причинами.

Первое. Эффективность санкций с точки зрения достижения действительных, а не публично заявленных целей, вызывает у европейцев все больше вопросов. Несмотря на сложную экономическую ситуацию в России и существенное снижение жизненного уровня большей части населения, протестных выступлений практически нет, а уровень общественного доверия и поддержки у В.В. Путина чрезвычайно высок. Прозападная оппозиция чрезвычайно слаба и дискредитирована. Следовательно, никаких шансов на победу «цветной революции» в России нет.

Второе. Не достигая поставленных целей, санкции тем не менее наносят ущерб европейскому бизнесу, причем не только сельскохозяйственному. Есть разные мнения по поводу размера потерь европейцев, но мне наиболее убедительными кажутся оценки итальянской парламентской комиссии, согласно которым ущерб ЕС от санкций и российских контрсанкций составляет более 44 миллиардов евро, что эквивалентно потере около 900 тысяч рабочих мест.Это немало даже для такой крупной экономической величины как Евросоюз и очень много для отельных стран ЕС и отдельных компаний, которые поддерживали тесные экономические связи с Россией. В период экономического спада в РФ многие бизнесмены понимали, что глупо рассчитывать на восстановление бизнеса с Россией, однако сейчас российская экономика стала показывать признаки выхода из кризиса, и европейские предприниматели и политики заметно оживились.

* * * * * *

А теперь о третьей по очереди, но не по значению причине растущих сомнений в Европе по вопросу о продлении санкций.

Я имею в виду китайский фактор.

Мне кажется, что многие в России недооценивают влияние этого фактора на подход Запада к отношениям с Россией, в том числе к вопросу о санкциях. Во всяком случае «китайская тема» практически не затрагивалась в многочисленных комментариях на тему продления или отмены санкций.

В политических кругах Вашингтона, Лондона и других крупных европейских столиц возможность формирования прочной связки между Россией и Китаем на международной арене всегда воспринималась как «ночной кошмар», как угроза безопасности Запада и вызов западному доминированию в мире. Конечно, главную опасность для Запада представил бы российско-китайский военно-политический союз, и хотя Москва и Пекин неоднократно заявляли об отсутствии намерения создать такой союз, даже малейшее движение в этом направлении вызывает на Западе нешуточную тревогу.

Для того, чтобы понять это, достаточно проанализировать реакцию серьезных западных изданий и аналитических центров на развитие российско-китайских отношений стратегического партнерства, в частности, на согласование позиций двух стран по важнейшим вопросам глобальной и региональной безопасности, проведение совместных военных учений, продажу Китаю суперсовременных российских комплексов ПВО С-400 и истребителей Су-35, подготовку двустороннего соглашения о защите интеллектуальной собственности в сфере космических технологий и предстоящую поставку в КНР российских жидкостных ракетных двигателей РД-180.

В свою очередь деловые круги многих европейских стран видят в развитии российско-китайских экономических связей и укреплении китайского присутствия на обширном российском рынке угрозу своим коммерческим интересам. Сейчас этот рынок сжался, но любой серьезный бизнесмен всегда смотрит в будущее.

В этом контексте стратегия «поворота на Восток» для России – не только реальная альтернатива деловым связям с Западом, но и серьезный стимул, подталкивающий европейцев к смягчению или отмене санкций против России.

Важно, что сотрудничество с Китаем позволило снизить эффективность западных санкций: двусторонние деловые связи развиваются быстрыми темпами именно по тем направлениям и в тех секторах, которые стали объектом западных ограничений, – финансах, энергетике и ВПК.

С момента введения первых санкций между Россией и Китаем было заключено более 150 соглашений в указанных сферах.

Достаточно назвать соглашение о строительстве газопровода «Сила Сибири», по которому в течение 30 лет будет экспортироваться в Китай до 38 млрд. кубов газа ежегодно. Ведутся переговоры о строительстве еще одного газопровода мощностью 30 млрд. кубометров (Сила Сибири-2). Важно, что по нему будет поставляться газ с месторождений Западной Сибири, с которых газ сейчас поставляется в Европу. Таким образом, Россия получает возможность маневра в том случае, если Евросоюз когда-либо вздумает распространить санкции на газовую сферу или сократит импорт газа из России по каким-то другим причинам.

Быстро растут поставки российской нефти в КНР по трубопроводу ВСТО и по другим маршрутам. В 2015 году Россия экспортировала 244 млн. тонн нефти, из которых в Китай было направлено почти 11% (26,7 млн. т.). Россия стала крупнейшим поставщиком нефти в Китай, оттеснив Саудовскую Аравию на вторую позицию. В ближайшей перспективе планируется довести поставки до 40 млн. тонн в год.

В условиях невозможности доступа российских банков и компаний на западные финансовые рынки Китай открыл для российских банков и компаний кредитные линии на сумму более 70 млрд. долларов. В частности, «Банк развития Китая» подписал кредитные соглашения со Сбербанком на сумму 6 млрд. юаней (1 млрд долларов) и Внешэкономбанком на 8 млрд долларов. Экспортно-импортный банк Китая открыл Внешторгбанку, Россельхозбанку и Внешэкономбанку кредитные линии на сумму 2 млрд. долл. каждому. В марте 2016 года «Газпром» получил кредит в объеме 2 млрд. евро от Банка Китая. Банк России и Народный банк Китая заключили соглашение о валютных свопах объемом 25 млрд. долларов.

Китайские компании быстро расширяют свое присутствие в нефтегазовом секторе России. Китайская Sinopec Group в декабре 2015 года приобрела 10% акций холдинга СИБУР, и такую же долю в проекте «Ямал СПГ», который реализует российская компания «Новатэк».

Очередным ответом на западные санкции в нефтегазовой и финансовой сферах стал визит Президента В.В.Путина в Пекин 25 июня 2016 года. Подписаны 30 соглашений, в частности об открытии китайскими банками кредитной линии объемом 12 млрд. долл. для реализации проекта строительства в России крупнейшего завода по сжижению газа («Ямал СПГ»), сотрудничестве в строительстве на территории КНР подземных хранилищ газа и реализации проектов газовой генерации, продаже китайской компании China National Chemical Corporation (CNCC) 40% акций Восточной нефтехимической компании (ВНХК) и долевом участии CNCC в финансировании проекта строительства НПЗ мощностью переработки 24 миллиона тонн нефти, продаже китайской компании Beijing Gas 15% доли в Верхнечонском нефтегазовом месторождении. Идут переговоры о продаже китайской стороне пакета акций (19,5%) »Роснефти» – крупнейшей нефтяной компании России с государственным участием.

В общем, китайские компании быстро занимают то место под солнцем, на котором раньше хозяйничали американские и западноевропейские корпорации, что еще раз заставляет бизнесменов и политиков стран Евросоюза задуматься о том, правильную ли стратегию они выбрали по отношению к России в контексте украинского кризиса.

Принимаемые государством меры в рамках стратегии «поворота на Восток» уже дали заметные результаты с точки зрения географической диверсификации внешних экономических связей. В 2014 году доля стран Евросоюза во внешнеторговом обороте России составляла 48,4%, в 2015 – 45,2%, а в первом квартале 2016 года только 43%. Переориентация 5,5 процентов товарных поставок в течение неполных полутора лет с Запада на Восток – наш эффективный ответ западным «санкционерам».

* * * * * *

Благодаря помощи со стороны Китая и нашим собственным усилиям (антикризисные программы, развитие импортозамещающих производств, выделение государством средств для пополнения капиталов системообразующих банков, переход в торговле с Китаем и другими развивающимися странами на взаимные расчеты национальных валютах и т.д.) эффективность западных санкций невелика и продолжает неуклонно снижаться. Если использовать более профессиональные термины, можно утверждать, что российская экономика адаптировалась к санкциям.

Об этом свидетельствуют итоги развития тех секторов российской экономики, против которых санкции были направлены, прежде всего нефтяного и банковского.

Никакого спада в нефтяной промышленности нет. Наоборот, восьмой год подряд отмечается устойчивый рост. В 2015 году в России добыча нефти выросла на 1,3% (533,2 млн. тонн против 526,1 млн. тонн в 2014 году), а экспорт «черного золота» увеличился на 8,6% – до 222,3 млн. тонн. Поступательное развитие этого сектора продолжается и в текущем году. В первом квартале 2016 года добыча увеличилась на 4,5% (до 137 млн. тонн) по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, а экспорт – на 4,3% (до 61,9 млн. тонн).

Уже сегодня в банковской системе нет недостатка свободных средств, а к началу 2017 года, по оценке Э.С.Набиуллиной, сформируется избыточная ликвидность. Активы российских банков впервые превысили размер валового внутреннего продукта России (80 трлн. рублей). Только на банковских счетах предприятий лежат свободные денежные средства в размере 19 трлн. рублей, что превышает годовой объем совокупных (государственных и частных) инвестиций (14 трлн. руб.). При этом совокупный (государственный и корпоративный) внешний долг России за два последних года сократился на 210 млрд. долларов (с 728 млрд. на 1.01.2014 до 518 млрд. на 1.01.2016), а внешний долг российских банков и компаний – на 177 млрд. (с 651 млрд. до 474 млрд. долл.).

Кто-то может спросить: как же так? В экономике России кризис, производство падает, а в статье утверждается, что эффект от санкций невелик? Где логика?

Разгадка этого парадокса дана в обзоре «Россия не слишком озабочена санкциями», который был подготовлен в сентябре 2015 года главным экономистом американской финансовой группы Citigroup по России и СНГ И. Чакаровым. Детально проанализировав статистику по каждой из отраслей российской экономики, он сделал вывод о том, что «вклад» санкций в спад производства составляет всего 1/10 часть, а 9/10 – это влияние резкого снижения мировых цен на нефть, причем прекращение доступа корпоративного сектора России к западным рынкам капитала не создает сколько-нибудь существенных сложностей в развитии производства.

* * * * * *

Все это позволяет предположить, что Вашингтон в вопросе о санкциях будет «биться до конца». Что касается Европы, то решимость продлять санкции и даже ужесточать их в странах ЕС окрепнет в том случае, если на предстоящих в сентябре в России парламентских выборах прозападная либеральная оппозиция добьется каких-то успехов, либо если в России в результате грубых просчетов властей начнутся протестные выступления. И наоборот, можно ждать усиления настроений в пользу отмены санкций по мере преодоления спада в отечественной экономике и успешного развития экономического сотрудничества с Китаем.

Не хочется гадать на кофейной гуще и предсказывать конкретные сроки, да это и не так важно: расчеты И.Чакарова и собственный анализ показывают, что отмена санкций не окажет сколько-нибудь заметного положительного влияния на экономическое развитие России, хотя, безусловно, отдельные банки и компании могут выиграть.

Нам нужно сконцентрироваться на решении внутренних проблем российской экономики, которые и являются главной причиной нынешнего кризиса. Для того, чтобы выйти из кризиса и обеспечить устойчивый экономический рост на перспективу, необходимо «слезть с нефтяной иглы» или, выражаясь более строгим языком, провести структурные реформы, отказаться от тупиковой сырьевой модели развития экономики в пользу инновационной модели, диверсифицировать производство и экспорт за счет ускоренного развития высокотехнологичных производств.

А еще нужно поменьше обращать внимание на высказывания зарубежных деятелей по поводу санкций и не тешить себя иллюзиями. В истории России было немало сложных периодов, и наши предки преодолевали все трудности простым и надежным способом – засучив рукава и не надеясь на доброго европейского или американского дядю, который простит наши мнимые прегрешения, придет с мешком денег и решит все наши проблемы.

Источник