Забыть Данте!
Александр Гончаров

Забыть Данте!

Точная дата появления на свет Данте неизвестна. Ясно только, что сие произошло в мае 1265 г. в городе Флоренции – одном из столпов эпохи Ренессанса. Данте Алигьери оказал огромное влияние на развитие культуры и литературы во всем мире. Русские поэты неоднократно обращались к творчеству Данте. Упоминание о нем каждый читатель легко найдет и у А. Пушкина, и у Н. Гумилева, и у А. Блока, и у Н. Заболоцкого и многих, многих других поэтов и писателей, составивших гордость России. Безусловно, самым выдающимся произведением Данте является «Божественная комедия», написанная в период с 1306 (или с 1307-го) по 1321 гг. Причем, поэт находился в изгнании, но не за литературные вольности, а за участие в политической борьбе. Да и саму «Комедию» только время определило в круг выдающихся сочинений за всю историю человечества. Первоначально, что и отметил О. Э. Мандельштам, размышляя о сюжете «Божественной комедии» Данте, она была вполне актуальной для тогдашних политиков и обывателей: «Нам уже трудно представить, каким образом… вся библейская космогония… могла восприниматься тогдашними образованными людьми буквально как свежая газета, как настоящий экстренный выпуск». И на самом деле «… Данте все время оперирует материалом, взятым из живой итальянской действительности, материалом современным и даже злободневным для первых читателей его поэмы… Грешники ведут с Данте беседы и споры на современные политические темы… Вообще поэт сохраняет в загробном мире всю присущую ему политическую страстность и при виде страданий своих врагов разражается бранью по их адресу. Самая идея загробного возмездия получает у Данте политическую окраску. Не случайно в аду пребывают многие политические враги Данте, а в раю – друзья». Собственно, сам Данте не имеет отношения к названию «Божественная комедия». В средневековой литературе бытийствовал жанр – «комедия», то есть сочинение обязательно заканчивающееся оптимистично, в отличие от «трагедии», предполагавшей печальный и грустный итог. Эпитетом «Божественная» поэму наградил Джованни Боккаччо (автор известного «Декамерона»). Комедия эпох Средневековья и Возрождения совершенно не имеет отношения к комедийным постановкам и шоу на телевидении XXI столетия, где основным элементом является развлечение с убогими шутками и совершенно тупым юмором. Русский ученый-востоковед, основатель советской японистики, академик АН ССР Н. И. Конрад писал: «В истории Западного мира такие переходные эпохи выявлены с чрезвычайной ясностью. Первая из них − время перехода от древнего общества к средневековому, эпоха эллинизма, как ее обычно называют; вторая − время перехода от Средневековья к новому времени, ей присвоено название эпохи Ренессанса; третья − время перехода от нового времени к новейшему, общепринятого наименования у нее пока нет, но дата ее рождения известна всем: время Парижской Коммуны и «Интернационала». Огромное значение этих трех переходных эпох для истории литературы можно усмотреть хотя бы из того, что каждая из них открывается гениальным литературным произведением, возвестившим ее наступление. О первой возвестил «О граде Божием», о второй − «Божественная Комедия», о третьей − «Коммунистический Манифест». По Конраду «Божественная комедия» оказывается не просто литературным произведением, а неким высоким символом, разграничивающим целые эоны. Мне думается, что к подобному выводу прийти помогло и то, что Николай Иосифович был глубоко верующим православным человеком, оценивающим мир и историю через призму учения Господа нашего Иисуса Христа. Вера (как утверждают атеисты) не помеха знанию, а его основа. Необходимая вставка Николай Иосифович Конрад родился в семье прибалтийского немца (лютеранина, затем перешедшего с чистой душой в Православие) и дочери православного священника. С детства родители воспитывали детей в любви к Богу. Брат Николая Иосифовича – Иван Иосифович стал православным священником и погиб в тяжелую годину репрессий против Русской Православной Церкви. Н. И. Конрад в 1938 г. был арестован и отправлен в лагерь в Красноярском крае (в какой-то степени повторив судьбу Данте). А освобожден в 1940 году. Интересны воспоминания философа и популяризатора истории философии Арсения Гулыги: «Очень почитал я двух ученых мужей − Николая Иосифовича Конрада и Алексея Федоровича Лосева. Им я обязан окончательным просветлением мозгов. Оба были глубоко верующие люди. Когда скончался Николай Иосифович, у вдовы собрались ученики покойного. Один спросил меня: «Вы верующий?» − «Нет». − «Странно, Николай Иосифович говорил, что вы верующий. Все равно приходите на отпевание, гроб нести некому, у вас хоть вид православного». Отпевание потрясло меня. Не столько красотой обряда, сколько каким-то приобщением к вечности и к чему-то родному, что я не мог себе объяснить. Я рассказал об этом Лосеву. Могучий старец, потерявший зрение в сталинских лагерях, сказал мне: «Не знаю, какой у тебя вид, думаю, что нормальный, а душа у тебя христианская. Ты хоть и говоришь, что в Бога не веруешь, но ты христианин; раз русский, значит, христианин…» Читателю наших дней очень сложно воспринимать «Божественную комедию», ибо он приучен к духовной «жвачке» в виде пошлейших новейших романов, комиксов и прочей дребедени. Вряд ли он доберется и до других сочинений Данте, скажем «Пира» или тракта «Монархия». Однако, и «Комедия» несет в себе опасность для малосведущего ловца информации. Произведение Данте имеет свои сполохи и тени, свои положительные и отрицательные стороны. «Божественная комедия» родилась в лоне католической культуре. Сама структура поэмы отражает католическое учение о загробном мире. Части «Комедии» нарекаются: «Ад», «Чистилище» и «Рай». Здесь напрямую отражаются заблуждения католицизма. Никакого «чистилища» в христианской догматике не было и нет. Это «открытие» выросло в католицизме после отпадения от полноты Христианской Церкви. К сожалению, в «Божественной комедии» нашли себе место и каббалистика (коей столь увлекались интеллигенты Ренессанса), и учение ордена тамплиеров (неслучайно Данте, в видениях путешествующий среди миров, одним из своих проводников по Раю избирает Бернара Клервоского (XI-XII вв.) – соучредителя тамплиерства). В «Комедии» выскакивают и откровенно языческие мотивы, и астрологические выкладки. В тоже время у Данте находятся и важные христианские постулаты, от которых, кстати, отказывается сейчас постмодернистская Европа. Поэтому человеку, который хочет ознакомиться с культурным наследием человеческого рода читать «Божественную комедию» необходимо, но только постоянно сверяя прочитанное со святоотеческим учением, иначе возникает опасность духовного порабощения художественным вымыслом. Таковы, увы, уж проблемы всего творчества Данте Алигьери: свет чередуется со тьмою… Сейчас Данте Евросодому не нужен. Абсолютно и бесповоротно. Запад, утонувший в пучине потребительского хамства, отказавшийся от христианства, постепенно изживает и литературу, и искусство, выросшие из христианского мировоззрения. Шекспира призывают запретить – он подозревается в антисемитизме (см. «Венецианского купца»). Из-за приверженности мнимой политкорректности из школьной библиотеки в США убираются книги Марка Твена. А вот Данте попал под удар из-за того, что в аду он поместил Мухаммеда (не толерантно!), чревоугодников (а как же свобода выбора?!), ростовщиков (а кредиты для покупки товаров?!), мужеложцев (обижает секс-меньшинства!) и Иуду с Каиафой (опять приплетается антисемитизм). Но все же фигура Данте значительно возвышается и над Уильямом Шекспиром, и над Твеном, поэтому «Божественную комедию» пробуют переписать, исключив из нее все неудобные для расхристанного и антихристианского человечества места. Потребительское общество жаждет отбросить все беспокоящее его (запретить, сокрыть, перелицевать, хотя бы и Данте!). Ад должен быть отринут. Он страшен. Да и на земле уже чувствуется дыхание его. Ад лезет в души через товарные чеки, денежный фетишизм и попрание всего человека ради того, что находится ниже пояса. Потребитель же не должен знать об этом. Иначе все пропало для радетелей «прогресса». Данте надо забыть!.. А Россия ведь осталась последней хранительницей высокой европейской христианской культуры. Поэтому Данте и наше наследие, от коего отказываться нельзя. И пусть Данте (не в нем дело, а в росте христианофобии!) изгоняют ради спокойствия западного очумелого общества, православные христиане помнят строки из Священного Писания: «Ибо, когда будут говорить: “мир и безопасность”, тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут. Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать» (1Фес 5, 3-4).