Памятник армянскому власову
Игорь Маслов

Памятник армянскому власову

В Армении открыли памятник Гарегину Нжде (Тер-Арутюняну). Личность неординарная и противоречивая. Участник персидской революции 1908 г. и 1-й Балканской войны (Сербия, Болгария, Греция против Османской империи).

В Первую Мировую служил в русской армии и воевал на Кавказе. Опять против турок. К тому времени царское правительство простило Нжде его прежние революционные увлечения. В 1919-1920, в лихолетье Гражданской войны, когда даже искушённому в политике человеку было сложно сориентироваться в резко меняющемся политическом климате, Нжде участвует в боях с азербайджанскими силами. Армяно-азербайджанская распря 1919-1920 гг. была не менее кровавой, чем конфликт в Нагорном Карабахе в 1990-х.

Постепенно на всей территории бывшей Российской Империи устанавливалась советская власть. Советы мыслили масштабными геополитическими категориями, в то время как многие их оппоненты из национальных окраин мыслили местечковыми категориями. Советы стремились сохранить геополитический потенциал бывшей империи, не допустить её развала в угоду интересам Запада, который, хотя и поддерживал Белое движение, делал это с учётом своих интересов.

Так получилось, что в Азербайджане советская власть установилась раньше , чем в Армении. Это было гарантом того, что Азербайджан не попадёт в руки британцев и турок. Когда с территории советского Азербайджана на территорию находившейся в свободном плавании Армении двинулись силы Красной армии, Ндже и его единомышленники расценили это как союз азербайджанцев с Советами. Советы же понимали, что долго так самостоятельно плавать Армения не сможет, и, рано или поздно, попадёт под контроль ведущих мировых держав. Вероятней всего, англичан.

...Теперь Нжде участвует в боях с Красной армией. Он не хочет её видеть на территории Армении. В его понимании красноармейцы воюют за интересы Азербайджана. Советская власть старалась заново "сшить" расползающиеся куски бывшей Российской Империи, ибо только в формате империи эта территория могла эффективно противостоять внешним врагам. Такой формат был выгоден и Армении, но Нжде этого не понимал. Племенную этничность он ставил выше мировой политики. Эта племенная этничность делала его геополитически близоруким.

По сути, в 1920 Нжде боролся за то, что случилось в 1990-х. Армения стала независимой, но это стоило ей много крови (конфликт в Карабахе). Советская власть предлагала компромиссный вариант, потому что без компромиссов на Кавказе нельзя. Но Нжде видел светлое будущее Армении только в уходе Советов из Армении.

Надо полагать, если бы советская власть в Армении установилась быстрее, чем в Азербайджане, и Красная армия пошла бы вместе с армянами на националистический Азербайджан, Нжде против Советов ничего не имел. Но получилось все наоборот: Азербайджан стал советским раньше Армении. Теперь для Нжде Советская власть превращалась в пособника Азербайджана.

Конечно, Советы не могли мыслить так по-детски, как мыслил Нжде. Нжде мыслил на уровне национальной песочницы. Из Армении он хотел сделать детскую песочницу. Советы мыслили глобально, и со своей высоты не могли учитываться мелкомасштабные идеи Нжде. Не желание помочь азербайджанцам задушить армян руководило советским руководством, а желание прекратить идиотский "парад суверенитетов", которому радовались за океаном.

Антисоветчина довела Нжде до сотрудничества с Третьим рейхом. Вместе со своим боевым соратником Драстаматом Канаяном (вместе воевали в русской армии в Первую Мировую) Нжде приложил руку к формированию Армянского легиона в составе вермахта. Будущее Армении он видел только в союзе с нацистской Германией.

Позже он надеялся, что СССР вступит в войну с Турцией. В этот период отношение Нжде кСССР смягчилось. Но советско-турецкой войны не получилось, и Нжде опять огорчился на советскую власть. Как будто эта власть обязана была подстраиваться под национальные чаяния Гарегина Нжде.

В итоге, Нжде был арестован советскими властями, и умер в тюрьме. Одно из предъявленных ему обвинений касалось расстрела пленных красноармейцев во время армяно-азербайджанской войны 1919-1920 гг. Нжде утверждал, что расстрелян были турки, поддержавшие Красную армию.

Для него этническая принадлежность была важнее всех геополитических тонкостей. Он мыслил черно-белыми категориями, со всей пылкостью и прямолинейностью кавказского менталитета.

В постсоветском Армении из Нжде сделали героя. Ему простили сотрудничество с Третьим рейхом. Да, Нжде не Бандера и не Шухевич. Он не устраивал этнических чисток. Он только призывал сделать Армению независимой, и мечтал нанести поражение Азербайджану и Турции.

Нжде - пример человека, которого его внешне благородные порывы увели на скользкий путь. Как в фильме "Берегись автомобиля", где Юрий Деточкин воровал автомобили у взяточников, продавал их и отсылал деньги в детдома. Таково было его понятие о справедливости. Юрия Деточкина по сценарию посадили. Посадили и Нжде. И нельзя сказать, что совсем уж незаслуженно.

Американский Джеймстаунский фонд, регулярно публикующий злобно-критиканствующие материалы о России и её политике, разместил апологетическую статью о Нжде и его почитанию в современной Армении. Надо полагать, такой поворот в идеологии армянского государства Вашингтон устраивает. Фигура Нжде продолжает играть на стороне Запада, как это было и раньше.