Крым - кость в горле НАТО
Лариса Усова

Крым - кость в горле НАТО

Возвращение Крыма в состав России не позволяет НАТО рассчитывать на прежнее преимущество

Находясь на пересечении важнейших морских и торговых путей, Чёрное море традиционно привлекало внимание сильнейших государств мира. При этом особое место в черноморском регионе занимает Крымский полуостров, географическое положение которого исторически определяло его военно-стратегическое значение.

В конце XX – начале XXI веков близость черноморского региона к Ближнему Востоку, Центральной Азии, Каспийскому морю и, соответственно – к энергоресурсам, обусловило самое пристальное внимание к нему со стороны США и Европы. Тем более, что Европа импортирует более 50%потребляемых ею энергоресурсов и заинтересована в получении гарантированного доступа к более дешёвым источникам сырья.

В связи с этим Запад проводил последовательную политику по «выдавливанию» России из региона Чёрного моря, за которой оставалась лишь узкая полоска кавказского побережья. Соответственно возвращение Крыма в состав России на основе результатов Всекрымского референдума означал серьёзное поражение всей политики США и ЕС в регионе Чёрного моря и вызвало их яростную реакцию.

Оценивая новое соотношение сил, в резолюции Европарламента в 2015году отмечалось, что если раньше силы России в Крыму были «минимальны», то теперь она «контролирует сотни километров крымского побережья и прилегающих вод». Бывший главком НАТО в Европе Ф.Бридлав констатировал, что Россия превратила Крым в «могущественный плацдарм, обеспечивающий проекцию силы в регионе», что не позволяет НАТО рассчитывать на прежнее подавляющее преимущество. Ещё более откровенным был госсекретарь США Дж.Керри, заявивший, что «на кону вся модель нашего мирового лидерства».

Использовав как предлог ситуацию вокруг Украины и Крыма, в контексте общего военно-политического давления, Запад посредством НАТО приступил к неконтролируемому увеличению своих сил вблизи границ России, что является прямым нарушением основополагающего Акта Россия-НАТО 1997 года в части неразмещения существенных боевых сил на территориях новых членов альянса.

Кроме концентрации сил в районах Прибалтики и Восточной Европы, стремясь вернуть утраченные позиции на Чёрном море, альянс значительно усилил активность в данном регионе и, по оценке постпреда России при НАТО А.Грушко, к концу 2015 года впервые после распада СССР достиг фактически «постоянного военно-морского присутствия» в черноморской акватории.

На протяжении 2014 – 2016 годов значительно увеличилось количество заходов кораблей стран НАТО в Чёрное море, на регулярной основе осуществляются полёты самолётов дальнего радиолокационного обнаружения типа «AWACS», расширяется количество учений с участием черноморских государств. Украина рассчитывает на помощь НАТО в воссоздании своих ВМС и активно готовится к крупномасштабным учениям «Си-Бриз» с участием подразделений боевых пловцов.

О серьёзности намерений Запада свидетельствует признание главного проводника установок США в НАТО – зам генсека А.Вершбоу в том, что в альянсе рассматривают возможность «более длительного военного присутствия» в Чёрном море с акцентом на «морском потенциале». По замыслу военных стратегов Запада, реализация данного сценария должна лечь «на плечи» ВМС Турции, Румынии и Болгарии с привлечением Украины и Грузии под видом создания так называемой «флотилии НАТО». Функционирование такого соединения при опоре на корабельные группы США и других нечерноморских государств НАТО планируется осуществлять на ротационной основе из-за необходимости пока учитывать ограничительные положения Конвенции Монтрё 1936 года.

Учитывая воинственный настрой США и ЕС, а также объявленную в НАТО политику «сдерживания» в отношении России, неудивительно, что недавняя встреча Совета Россия-НАТО на уровне послов не только не привела к позитивным сдвигам, но по оценке главы МИД РФ С.Лаврова, ситуация оказалась в тупике. На фоне размещения элементов ПРО США в Румынии, аналогичных планов в отношении Польши и захода в Чёрное море одного из четырёх кораблей ПРО США эсминца «Porter», особенно цинично выглядел посыл альянса о «повышении уровня транспарентности»между сторонами.

О реальном же настрое свидетельствуют откровения посла США в НАТО Д.Люта, прозвучавшие в апреле в ходе Аспенского форума по безопасности в Лондоне, где дипломат открыто предложил коллегам по НАТО сконцентрировать усилия на дестабилизации российского государства.

В этих условиях Россия последовательно выступает за всестороннее экономическое развитие государств Чёрного моря, недопущение роста военной напряжённости в регионе и за возвращение к реализации крупных энергетических проектов без ущемления её законных интересов. На фоне фактического переноса Западом конфронтационных схем на черноморский регион, именно механизмы Конвенции Монтрё являются как никогда актуальными, а её режим и дальше должен оставаться незыблемым. При этом российское государство обоснованно предпринимает серьёзные усилия по укреплению боевой мощи своего Черноморского флота как гаранта мира и безопасности в черноморском регионе.

Источник