Русские разворачиваются в Азии
Николай Севостьянов

Русские разворачиваются в Азии

19 мая в Сочи стартует саммит Россия-ACEAН. Хотя само мероприятие было запланировано давно и не является чем-то чрезвычайным, его значение при этом весьма велико, как и уровень самой организации. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии существует без малого 50 лет, и за это время она прошла долгий путь трансформации и развития, доказав свою состоятельность.

Сейчас в ACEAН входит 10 стран, а штаб-квартира находится в Джакарте. Самым важным аспектом является то, что в объединение не входят ни Китай, ни Япония, ни Корея. В каком-то смысле, это экономический союз государств, которые пока еще не сумели реализовать свой потенциал. Особняком стоит лишь Сингапур, однако для него участие в любых региональных структурах является жизненно важным ввиду развитой, но чрезвычайно хрупкой экономики.

ACEAН – это не объединение равных. В одном ряду с фантастически богатым Брунеем стоит совершенно нищий Лаос, а полуязыческий Вьетнам соседствует с Малайзией, где большая часть населения – мусульмане. Однако это не мешает работать вместе уже не первое десятилетие и постепенно преодолевать тот фактор, что в своё время большинство этих стран оказалось в роли сырьевых и «сборочных» придатков для государств, на которые Запад сделал ставку.

Но это вовсе не клуб неудачников. Наоборот, это успешный пример преодоления подобного статуса, и сегодня объединение выглядит колоссальным, включая в себя почти 600 млн. человек с общим ВВП более чем в $2 трлн.

Что же касается взаимодействия, то его интенсивность лишь возрастает, отчасти — благодаря достигнутым успехам, но прежде всего, по причине общих вызовов и проблем, в том числе, связанных с исламским фактором.

Несмотря на удаленность от центров мусульманской цивилизации, Юго-Восточная Азия сама превращается в один из них. Ведь трудно игнорировать тот факт, что Индонезия, в которой базируется организация, является крупнейшей мусульманской страной на планете. Как невозможно закрыть глаза и на то, что запрещенное в России Исламское государство не просто пустило свои корни в регионе, но и стремительно развивается, в том числе на Филиппинах.

Всё это требует ответов и мер, которые не всегда возможно реализовать. Поэтому самым важным становится опыт стран, которые готовы и к поддержанию внутреннего баланса, и к решительной реакции на любые попытки дестабилизации. Это одно из ключевых положений, которые толкают вышеперечисленные страны к более плотному сотрудничеству и за пределами ACEAН. А последние события не предполагают более надежного и своевременного партнера, чем Россия.

Если же говорить о наших суверенных интересах, то не будем забывать, что в центре всё равно экономика, а поля саммита — идеальная площадка для самых глобальных идей, в том числе с участием Китая. В данном случае особую роль занимает AIIB – Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Основанный в 2014 году, он сразу же стал одним из главных потенциальных инструментов для ослабления роли Штатов в регионе.

На тот момент реакция Вашингтона не заставила себя ждать — американцы просто-напросто запретили Японии участвовать в этом проекте. Однако это не помешало экспансии АПВ, прежде всего, благодаря его фундаментальным принципам, которые нацелены на сотрудничество практически с любой заинтересованной стороной. Но ключевых акционеров по-прежнему три — это Китай, Индия и Россия.

Другое дело, что очень часто грандиозные транснациональные конструкции либо оказываются пустым звуком, либо о временем начинают работать в интересах лишь одной страны. Чтобы иметь гарантию, что в данном случае не стоит ожидать подобного развития событий, хотелось бы, чтобы мы принимали куда большее участие в непосредственном руководстве Банком.

И здесь мы видим крайне позитивные сигналы. Во всяком случае, есть определенная надежда, что именно этот вопрос будет поднят во время саммита. Более того, имеются вполне четкие ожидания, что проблема должна решаться на уровне вице-президента Банка, которым должен стать наш соотечественник. Называется даже имя — Алексей Груздев, прекрасно зарекомендовавший себя на посту торгпреда РФ в Пекине.

Что из этого выйдет, мы узнаем уже очень скоро. Но в независимости от итогов, можно констатировать то, что само проведение подобного мероприятия — это еще один жирный крест на любых попытках изолировать Россию. Это не песенный конкурс и не европейская болтовня, это дорога в будущее, и на этом пути наша страна не просто возвращает утраченные позиции, а завоёвывает их с той скоростью, что процесс этот уже не остановить.