Ярослав Таманцев

О Минске, армии и реформе власти в России

Эксперт Фонда национальной и международной безопасности Федор Пашин о болезненном реформировании армии, обострении отношений с властями Белоруссии, и перспективах изменений в структуре государственной власти России.

- В условиях кризиса Кремль на фоне внутренних проблем подвергается давлению извне, что не является секретом еще с 90-х годов прошлого века. В чем причина такой зависимости?

- Россия со времен правления Ельцина перешла под внешнее управление. Можно говорить о силе и эффективности этого влияния, которое проявляется во многом, чему есть множество подтверждений и свидетельств, и что не требует обоснований. Конечно, во времена Владимира Путина было сделано многое, чтобы уменьшить это влияние.

Однако силы, которые представляют сильных мира сего, понимают, что сегодня наступает критический момент борьбы за Россию, и то, что влияние, достигнутое во времена Ельцина, значительно уменьшилось. В этой связи обращает на себя внимание то, как в последние годы изменилось поведение нашего лидера Владимира Путина. Он стал менее публичным и не столь жестким, искренним и откровенным. Меньше стало прямых обращений к народу и обсуждения самых острых живых проблем – всего того, за счет чего он получил колоссальную поддержку и за счет чего держался рейтинг.

Подтверждения того, что произошло, уже появляются в СМИ. Со стороны внешнего управления в России Владимиру Путину сделан ультиматум о том, что дальнейший курс на ужесточение государственного строительства, суверенитет, национальную безопасность и территориальную целостность более недопустим. То есть, Россия должна жить по тем лекалам, по которым она жила при президенте Ельцине, быть управляемой извне, выполняя функцию, которую ей предписали сильные мира сего (мировое правительство). Мы видим, что проявления изменений в политике очень заметны. Россия по-прежнему платит дань через все энергетические потоки, которые вывозятся из страны. Это цена за то, что власть остается на месте.

Мы держим своим активы на Западе, накачиваем рынок деньгами на Западе, в то время как он все сужается в России. Мы платим за кризис на Западе. А теперь, на мой взгляд, еще начался процесс передачи силовых структур, практически под внешнее управление.

- Звучит довольно радикально. Но все же, каковы признаки этого?

- Всем памятно назначение нынешнего министра обороны, что стало психологической пощечиной военному братству – не только тем, кто носит погоны, но и пенсионерам, членам их семей. Народ это вытерпел только потому, что была высокая степень доверия Путину. Но по существу этим шагом основа доверия в обществе подорвана. Не исключено, что с этого может начаться падение доверия, которое может быть беспрецедентным, потому что у нас на Руси от любви до ненависти один шаг.

В силовой блок пришел человек без погон, не сведущий, не знающий. Мы наблюдаем следующую ситуацию: глава МВД может носить форму, быть генералом армии, многозвездный глава МЧС тоже носит форму, в форме и при погонах прокуроры и т.д. Но министр обороны почему-то должен быть гражданским человеком, что является беспрецедентным для России. Военные – это форма, форма – это традиции, традиции – это устав, устав – это приказ, приказ – это беспрекословное выполнение. Но мы видим, что с генералов снимают форму, что реформа идет безобразным образом. Мы видим, что «святая святых» - Главное разведывательное управление в Минобороны РФ – последний бастион армейской силы и мощи (потому что армии как единого целого уже нет) реформируется, а спецназ передается в Сухопутные войска. Структуру и даже людей можно переместить, хотя многие уйдут. Но как переместить дух, исторические традиции, волю, корпоративность, единые помыслы? Все это спасало нас в чеченских войнах, где люди воевали в условиях, когда их не поддерживало государство, а СМИ стреляли в спину. Тогда воевала традиция.

Мы видим, что силовые компоненты, нацеленные на защиту и обеспечение национальных интересов, разрушаются. И армия все больше преобразуется под интересы международного сообщества. Идет перевооружение под стандарты НАТО, мы уходим от дивизии к бригаде, от армии к корпусу – именно к стандартам НАТО, Мы понимаем, что эти вооруженные структуры будут вынуждены воевать в интересах международного сообщества. Это свидетельство тому, что наша главная сила – армия передается под внешнее управление, теряя не только свою идентичность, но и главное предназначение – отстаивать территориальную целостность, суверенитет и безопасность страны.

Вооруженные силы затачиваются под интересы нового мирового порядка. Это то, о чем недавно в СМИ говорил небезызвестный Гавриил Попов. Уже переданы под внешний контроль экономика, финансовая сфера, внешняя политика. Теперь начинаем передавать другие элементы.

- С чем связаны слухи об отставке министра обороны, давно гуляющие в Москве?

- Нужно понять главное – свое предназначение, свою функцию Сердюков выполнил: разворошил муравейник и запустил процессы, для нейтрализации которых потребуется слишком много времени. Речь идет о боеспособности армии. Она уже ушла от того, не самого лучшего варианта, с которым мы с огромным трудом победили Грузию, но так и не пришла к новой организации. Во-вторых, сопротивление военных этому разрушению, пусть во многом и молчаливое, в войсках все же есть. Люди уходят, пишут рапорта, не желая своими руками уничтожать армию. У нас есть генералы, которые поступили достойно, сняв погоны.

При этом в руководстве страны тоже есть понимание, что так недалеко спровоцировать какое-то выступление в армии. Конечно, можно заменить все структурами, например, Шойгу. Этот ресурс давно готовится для того, чтобы в том или ином формате удержать ситуацию под контролем и вернуться к ельцинскому курсу. Все это, вкупе с тем, что задачи в какой-то мере достигнуты, и заставляют тормозить, менять Сердюкова на ту фигуру, которая эти разворошенные процессы сможет в какой-то степени уменьшить, закамуфлировать. Помните, как Чубайса сменил Примаков? Еще чуть-чуть, и люди пошли бы на улицы. Но пар спустили, и все обошлось.

- В последнее время готовят о возвышении генерала Шаманова, назначенного на должность главкома Воздушно-десантных войск.

- Можно предположить, что Шаманов шел на ВДВ с прицелом, чтобы стать министром обороны. Это, наверное, не самый худший вариант. Но при уважении к Шаманову (сделал он многое), он все-таки прошел обкатку во власти. А даже для честных и порядочных людей это так просто не проходит. В этой власти можно жить и выживать, играя только по ее правилам. Иначе людей выбрасывают.

Мы знаем, что решение каждого вопроса – это компромисс, отступление. И таких «крючков» даже у искреннего и честного человека, прошедшего испытание властью, есть немало. За ним может идти шлейф проблем, черных мест, которые в нужный момент можно вскрыть и придать гласности. Так что Шаманов популярен и интересен, но он на крючке. Понимает ли он это, другой вопрос.

- Насколько может затянуться процесс смены ориентиров для Вооруженных сил России? Как это скажется на боеготовности и боеспособности российской армии? Вопросы совсем не риторические, ведь эксперты не исключают нового конфликта с Грузией, обострения отношений с Украиной…

- В любом случае в будущую войну Россия может вступить в состоянии, более ослабленном, по сравнению с августом прошлого года. Думаю, что Сердюков даже не понимает этого. У него другие задачи. Но результат мы получили. А ведь судьба армии – судьба государства…

Что касается конфликтов, то ситуация на границах России, будь то в Грузии, или на Украине постоянно искусственно подогревается. Конфликты готовятся. К решению этих вопросов должна быть готова и армия, но ее состояние вызывает большие сомнения. При этом какие бы претензии у нас не были к исполнительной власти, нужно отчетливо понимать, что от судьбы армии зависит в том числе и безопасность высшего руководства России. Только армия с ее традициями и православным духом (!) спасет государство в случае глобальной опасности.

Сдача позиций Западу не спасет, как не спасла Милошевича от Гааги. Представители власти обречены идти вперед, выживать и спасаться вместе со страной.

- Какова перспектива нынешнего статус-кво в государственной власти России?

- Есть точка зрения, что дуумвират означает размывание власти. Мне кажется, что это проект, бьющий, прежде всего, по Путину. Хотя выход есть. На мой взгляд, должности премьера и президента в России должны быть объединены, как единое целое звено исполнительной власти. Владимир Путин может уйти на Федеральное Собрание – единую структуру с выстраиванием федеральной вертикали и тотальным контролем над властью. И власть перетекает к Федеральному Собранию. Это если говорить о реформе сверху.

Для того чтобы Путину получить возможность действовать решительно, нужны сильные движения в обществе, нетерпимые, и в том числе противоречащие ему. Тогда движение снизу приведет к изменению наверху, как всегда было в России.

- Удручающе выглядит конфликт с Минском. Чем все это закончится?

- Союзный проект архиважен, потому что способен переформатировать элиты и увести из Москвы эту тенденцию к разрушению. Включения этого проекта очень боятся на Западе наши геополитические оппоненты. Батька вынужден балансировать, понимая, что на стыке с Россией сохраняет свою власть. Но он обеспокоен в первую очередь собственным выживанием. Лукашенко еще лелеет мечту жизни возглавить Союзное государство, но в нынешних координатах игры никогда не станет его правителем. Поэтому он вынужден играть в свою игру, решая свои геополитические вопросы. Его шанс – балансирование. Губернатором Минской области ему быть очень не хочется.

Думаю, что отношения с Минском существенно не изменятся и будут то теплеть, то охлаждаться. Практически все зависит от того, как будет вести себя власть в Москве.