"Русский фактор" на выборах в Сербии
Никита Бондарев

"Русский фактор" на выборах в Сербии

Ни на одних других выборах в Сербии не использовался так активно «русский фактор»

Данный аналитический материал, посвященный сербским парламентским выборам, фактически весь состоит из опровержений и разоблачений. Это не вина автора, который, как может на первый взгляд показаться читателю, хочет все подряд опровергать, это повседневная реальность современной Сербии. Внимательно наблюдая за избирательной кампанией в Сербии, поневоле вспомнишь известный афоризм Козьмы Пруткова: если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», то не верь глазам своим. Проблема в том, что политическая жизнь Сербии являет собой такой зоопарк, где почти на всех клетках написано «слон», а что там на самом деле внутри – Бог весть.

Опровержение первое. Российская пресса утверждает, что парламентские выборы в Сербии состоялись 24 апреля, анализирует их как уже состоявшиеся. Однако это не так, поскольку выборы продолжаются. Сербский ЦИК неделю подсчитывал голоса, в итоге, обработав 98,5 процентов бюллетеней, объявил выборы на 15 избирательных участках несостоявшимися из-за грубых нарушений в работе избирательных комиссий. Повторное голосование на этих участках состоится 4 мая, и как долго будут подсчитывать голоса на этот раз – сказать затруднительно. В любом случае, это уникальный прецедент в современной истории Сербии: итоги выборов будут подведены спустя две недели после официальной даты голосования.

Опровержение второе. Как СМИ, так и некоторыми аналитиками тиражируется информация о том, что коалиция в составе движения «Двери» и Демократической партии Сербии (ДСС) пятипроцентный барьер не прошла и в парламент не попала. Это также не соответствует действительности. По официальной информации сербского ЦИК, сейчас Дверям и ДСС не хватает одного голоса (не одного процента или доли процента, а именно одного голоса!), чтобы пройти в парламент. Собственно, повторное голосование было объявлено именно для того, чтобы разрешить этот «казус Дверей». При этом опротестованы ЦИКом были результаты голосования именно на тех участках, где коалиция Двери-ДСС показала наилучший результат. То есть, если бы не эта уловка, коалиция несомненно прошла бы в сербскую Скупщину. Представители Дверей и ДСС, основываясь на данных своих наблюдателей на избирательных участках, утверждают, что получили на этих выборах где-то 6,5 – 7 % голосов. Характерно, что непосредственно в ночь выборов избирательные штабы большинства политических партий (СПС, СРС, ДС) также сообщали, что согласно данным их наблюдателей Двери-ДСС избирательный ценз уверенно преодолевают. В любом случае, судьба коалиции окончательно определится после 4 мая.

Опровержение третье. Сербские новостные агентства и тиражирующие их информацию российские СМИ утверждают, что на выборах одержал «решительную победу» действующий премьер Александр Вучич и его партия прогрессистов (СНС). На самом же деле коалиция, возглавляемая правящей партией, получила на 27 мест меньше, чем на прошлых выборах (а повторное голосование 4 марта может стоить им ещё как минимум одного депутатского мандата). При этом партия прогрессистов и её сателлиты имеют кворум в будущем парламенте, для создания абсолютного большинства им не хватает буквально пяти голосов. То есть формально – это действительно победа правящей партии. При этом все наблюдатели, как эксперты-политологи, так и журналисты, констатируют, что премьер Вучич не выглядит победителем и не ведёт себя как победитель. Премьер очевидно нервничает, делает противоречащие заявления, говорит об угрозе «цветной революции» и «украинском сценарии» и в итоге устраивает повторное голосование (в том, что ЦИК полностью зависим от правительства и действует по его указанию, сомнений нет). Так почему же нервничает Александр Вучич, если всё вроде бы складывается в его пользу?

Даже в нынешнем промежуточном своем виде до повторного голосования этот состав парламента обещает быть по меньшей мересложнымдля правящей партии. Это особенно чётко видно по контрасту со Скупщиной предыдущего созыва: в 2014-16 годах парламент состоял из правящей партии СНС, союзной ей партии социалистов (СПС) и расколовшейся на части демократической партии (ДС), обломки которой возглавили бывший премьер Б.Тадич и бывший мэр Белграда Д.Джилас. То есть фактически это был парламент без оппозиции, без альтернативы правящей партии. Именно эта безальтернативность позволила премьеру Вучичу провести через парламент несколько очень непопулярных проектов, в частности, ратифицировать договор о логистической поддержке НАТО. В Скупщине нового созыва о безальтернативности Вучичу придётся забыть. В парламент прошла Радикальная партия оправданного Гаагским трибуналом Воислава Шешеля (СРС), оппонирующее Вучичу с либеральных позиций движение «С нас хватит!» бывшего министра финансов Саши Радуловича, де-факто в парламент прошла и патриотическая коалиция Двери-ДСС, хотя манипуляции с их голосами до сих пор продолжаются. Но в принципе и одного Шешеля хватило бы для того, чтобы подорвать монополию правящей партии в парламенте. Также необходимо учитывать, что коалиция вокруг партии Вучича существенно менее однородна, чем в Скупщине прошлого созыва. В эту коалицию, названную «Сербия побеждает», входит в частности недавно созданная Сербская народная партия (СНП) во главе с Ненадом Поповичем. Попович, в прошлом член ДСС, много лет был вице-спикером парламента и уполномоченным по связям с Россией. Он жил и учился в России, хорошо известен в российских политических и деловых кругах, сам себя в шутку называет «рукой Москвы». Перед выборами Попович клятвенно обещал и своим избирателям, и своим российским контактёрам, что он будет поддерживать Вучича ровно до тех пор, пока тот сохраняет курс на нейтральность и укрепление отношений с Россией. В случае если премьер надумает вступать в НАТО, признавать независимость Косово или присоединяться к европейским санкциям против России, Попович обещал выйти из состава правящей коалиции. Другое дело, что цена таким обещаниям, сделанным в разгар предвыборной гонки, как правило, невысока. Как бы то ни было, факт остается фактом – в новом парламенте будет представлена оппозиция на любой вкус и цвет, в том числе внутренняя оппозиция в коалиции «Сербия побеждает».

Опровержение четвертое. В первые послевыборные часы некоторые западные СМИ, а с их подачи и российские, сообщили, что «Шешель сдулся». Речь идёт о заявлении лидера радикалов о возможности союза с правящей партией. Да, Шешель не отверг возможность союза с Вучичем. Но что он сказал дословно? «Мы готовы сотрудничать с любой входящей в правительство партией, если она отвергает вступление Сербии в ЕС и НАТО, в том числе и с СНС», – заявил Шешель. С учётом того, что вступление Сербии в ЕС (при невступлении в НАТО) – это вообще один из главных пунктов предвыборной программы партии Вучича, об альянсе радикалов с правящей партией речь идти не может. Вообще, надо иметь в виду, что Воислав Шешель – человек не склонный к коалициям и союзам просто по складу своего характера. Для него характерен постоянный поиск врага в ближнем и дальнем окружении, равно как и вождистские амбиции. Показательно в этом смысле, что сторонники Шешеля называют его «вождь» или «воевода». Все эти личные качества за годы пребывания под следствием Гаагского трибунала не только не сгладились, а наоборот обострились. Таким образом, от Шешеля можно ожидать, в первую очередь, упорной борьбы с соратниками/соперниками по патриотическому лагерю, во-вторых, оппонирования правящей партии, в-третьих, разоблачений местных либералов и западников. Именно в такой последовательности. Если он и вступит в какую-то коалицию с СНС, то долго в ней не продержится. Пару месяцев, максимум полгода, затем прихотливая фантазия Шешеля неизбежно уведёт его в лагерь оппозиции.

Теперь несколько констатаций. Реальным победителем на этих парламентских выборах стал лидер движения «С нас хватит!» Саша Радулович. Не по числу голосов, но безусловно – по той репутации, которую он стяжал за время предвыборной кампании и пост-выборного хаоса. Радулович получил всего шесть с небольшим процентов голосов, но для политического новичка это вполне неплохой результат. В крупных городах, в частности Белграде, Радулович показал результат лучший, чем правящая партия. Его предвыборная кампания, безусловно, была самой творческой и креативной, при этом он воздерживался от нападок другие оппозиционные партии, в отличие от того же Шешеля. Для многих стало сюрпризом то, что Радулович принял участие в организованных Дверями и ДСС массовых протестах 28-29 апреля. Несмотря на либеральные политические взгляды и ориентацию на Запад, Радулович вышел на трибуну вместе с лидерами патриотической коалиции, поддержал протест Дверей и ДСС против абсурдных решений ЦИК. Это при том, что сам он однозначно прошёл в парламент, по логике вещей ему надо было бы выстраивать отношения с правящей партией, вместо того чтобы поддерживать Двери. Но он сделал именно этот, далеко не самый очевидный выбор. Радуловича называют американской креатурой, и это скорее всего правда, во всяком случае, он долгое время жил, учился и работал в США и Канаде. Известно, что из всех сербских политиков он самый желанный гость в американском посольстве. При этом он не боится поддерживать сербскую патриотическую оппозицию если не в целом, то в каких-то конкретных вопросах. Перед нами безусловно политик и по убеждениям, и по личной харизме близкий к покойному Зорану Джинджичу. Либерал, умеющий договариваться с патриотами, западник, считающий, что все решения по интеграции Сербии в наднациональные структуры типа ЕС и НАТО должны решаться исключительно путем vox populi. Удивительно хорошую для либерала репутацию Радуловича в патриотических кругах подкрепляет и то, что он беженец из Боснии, его отец – офицер Югославской народной армии – погиб во время уличных столкновений в Сараево. В общем и целом у этого человека очень большое политическое будущее, особенно если ему удастся сохранить хорошие, как минимум уважительные отношения с патриотической оппозицией.

Вторая констатация. Ни на каких других выборах в Сербии не использовался так активно «русский фактор». По образному выражению одного сербского блогера, различные политические партии, включая и правящую СНС, в течение всей избирательной гонки занимались исключительно тем, что лупили друг друга портретами Путина. Это утверждение недалеко от истины. Как правящая партия, так и оппозиционные партии патриотического толка делали всё от них зависящее, чтобы продемонстрировать близость к Москве. Позиция России в этом вопросе была сформулирована в начале апреля вице-спикером Государственной Думы Сергеем Железняком. Железняк заявил, что Россия поддерживает все сербские партии, выступающие за укрепление отношений Сербии и России, как правящую партию, так и оппозиционные. В ознаменование чего были подписаны договоры о сотрудничестве между Единой Россией и рядом сербских оппозиционных патриотических партий, в том числе и коалицией Двери-ДСС. Аналогичный договор с правящей партией СНС был подписан Единой Россией ещё в 2012 году. К сожалению, эту мудрую и взвешенную позицию России сохранить не удалось. Накануне выборов состоялись официальные визиты в Белград К.Косачева и того же С.Железняка, которые были истолкованы сербскими избирателями как однозначная поддержка Москвой правящей партии, хотя у обоих визитов была повестка, формально никак не относящаяся к выборам. По оценкам сербских экспертов, Косачев и Железняк принесли партии Вучича от 8 до 10 дополнительных процентов голосов, за счёт той категории избирателей, которая до последнего момента не знает, за кого именно будет голосовать.

Отдельного упоминания заслуживают действия сербских политических маргиналов, паразитирующих на патриотической идеологии, прежде всего партии «Третья Сербия». Карликовая партия, которой по итогам выборов не удалось набрать даже 0,5 процента голосов, развила небывало кипучую деятельность именно на российском направлении. Ими был придуман следующий «хитрый ход» – в российских СМИ (конкретно были задействованы «Аргументы и Факты», интернет-портал Федеральное агентство новостей и другие ресурсы) размещается абсолютно субъективная информация, представляющая лидера этой партии Мирослава Паровича единственным настоящим другом России в Сербии, а коалицию ДСС-Двери – агентурой ЦРУ и мировой закулисы. Затем эта информация перепечатывается на сербском языке, причем преподносится как позиция российских официальных лиц, видных политологов, СМИ, близких лично президенту В. Путину. Автором большинства этих заметок был приятель лидера Третей Сербии, подвизающийся в Белграде молодой россиянин без определённых занятий Владимир Д. Зотов. Вполне очевидно, что единственной целью и смыслом подобных публикаций был подрыв репутации коалиции Двери-ДСС. Как показывают результаты обработанных на сегодняшний день бюллетеней, самой Третей Сербии эти инсинуации не помогли, а вот по репутации Дверей серьёзно ударили. Что явилось главным побудительным мотивом столь последовательной и злобной информационной кампании против Дверей, мы судить не берёмся. Возможно, личная месть, сведение счетов – М. Парович был в своё время членом Дверей, но вышел из этого движения, разругавшись с его руководством. Возможно, здесь имело место банальное отрабатывание политического заказа. Этой ситуации и её негативному влиянию на российско-сербские отношения было посвящено открытое письмо директора РИСИ Л.П. Решетникова,опубликованное как на сайте РИСИ, так и на сербских информационных сайтах. К сожалению, использование «втёмную» не всегда разбирающихся в политических реалиях Сербии российских СМИ продолжилось и после публикации этого письма, более того – продолжается до сих пор.

Таким образом, мы возвращаемся к тезису, сформулированному в начале статьи, – политическая жизнь в Сербии подобна своего рода абсурдистскому зоопарку, на всех клетках в котором стоит надпись «слон». То есть, на самом деле, табличек может быть несколько – «друг России», «истинный патриот», «страдалец за народное благо» – при этом они повторяются многократно, с минимальными изменениями. В ожидании итогов повторных выборов мы можем лишь констатировать: время покажет, кто есть кто. В Сербии, безусловно, есть и истинные патриоты, и истинные друзья России, но хватает, к сожалению, и самозванцев…

Источник