Казаки. Лубочные и настоящие
Олег Горностаев

Казаки. Лубочные и настоящие

В царские времена казачество выполняло военно-полицейские функции, будучи нерегулярным войском.

Сам институт казачества был административно очень гибким и не был застывшей бюрократической структурой. Это повышало его эффективность. Например, казачьи части подчиняли то МВД, то военному ведомству, в зависимости от текущей необходимости. При этом, одни части могли быть подчинены МВД, а другие - военному ведомству.

Существовали также городовые казаки - назначенные правительством люди для охраны общественного порядка и объектов инфраструктуры в российских городах и весях, в том числе, в глубине страны.

Это - ответ современным критикам, которые считают, что казаки были только на Дону, Тереке, и т.д. по списку традиционных казачьих войск, а казаками в центральных районах страны, мол, и не пахло.

На самом деле, казаки могли появиться там, где в их появлении правительство видело практическую пользу - любом городе или посёлке. И в городовые казаки записывали не только потомственных казаков, но и добровольцев. Чем не аналогия с днём сегодняшним?

Так что появление казаков в Калининграде, Петербурге или Москве - вполне в традициях казачества. И не зря возрождаются сегодня Енисейское, Иркутское казачества. Историческая преемственность налицо.

Но почему попытки возродить казачество не всегда приводят к задуманным результатам? На Дону, Кубани и Тереке с казачеством все сложилось хорошо: сказываются древние казачьи традиции этих регионов.

Чем дальше от Дона и Терека, тем скромней успехи в деле возрождения казачества. Все же, централизованное уральское, сибирское, амурское казачество появилось царским указом, а не сложилось стихийно, как на Дону.

Очень и очень многие казачьи общества ограничивают свою деятельность сугубо информационным аспектом. Посмотрите на сайты большинства казачьих обществ (я не говорю сейчас о Донском, Кубанском, Терском казачьих войсках).

За небольшим исключением, все сайты предельно однообразны. Историческое вступление о роли казачества в истории России, потом - фото-отчеты о песнях-плясках и коллективных молебнах.

Никто не спорит, что песни и пляски тоже нужны, а без веры, вообще, никуда. Но возникает вопрос: а где же боевые будни? где "военно-полицейские функции"?

Для сравнения приведу список вопросов, среди прочих хозяйственно-бытовых тем затрагивавшихся 22 апреля 2016 г. на Совете правления МСОО Всевеликого Войска Донского: подготовка к Пасхе, отдых детей в лагерях, крымский вопрос, репрессии против противников киевской хунты на оккупированных территориях Луганской обл., захват украинскими войсками нескольких населённых пунктов в "серой зоне" в ДНР, повышение квалификации личного состава.

Чувствуете практическую хватку? Практическую, прикладную практику, а не сухую теорию!

Для сравнения - рубрики сайта другого казачьего общества (не буду его называть): "Казачьи фестивали", "Казачьи заповеди", "Казачья музыкальная шкатулка", "Литературная страница", "Православный календарь". Разницу улавливаете?

Песни и пляски должны быть дополнением к ратным трудам казака-воина, чтобы мог он оттаять душой и отдохнуть телом от военных реалий. А тут все наоборот: песни, гармошки, балалайки - это основное, а прикладные воинские навыки - это что-то далекое и второстепенное. В таких казачьих обществах любят в теории рассказывать, грозно насупив брови, что казак - это круто и сильно, а на деле показать - пшик! А ведь надо учить не рассказом, а показом.

Таких лубочно-фестивальных казачьих обществ быть не должно вообще! Казак - это воин? Воин. Представьте, что было бы, если бы значительный процент подразделений ВС РФ занимался не войной, а солдатскими песнями. Много бы навоевала тогда такая армия?

То-то же. Так же должно дело обстоять и с казачеством: на первом месте - боевые навыки личного состава, на втором - все остальное. Если бы донцы и кубанцы занимались только песнями, вряд ли они смогли бы отстоять Новороссию в жуткие 2014-2015 гг.

При мне в одном казачьем обществе проводили предварительное собеседование с молодым кандидатом в казаки. На вопрос "Пьёшь?" претендент ответил, что нет, потому как спортсмен. В ответ посыпались глупые шуточки под ухмылочки: болеет, наверное, потому и не пьёт.

Каким будет впечатление у этого спортсмена, с открытым сердцем потянувшегося к казакам? И почему эти псевдоказаки-выпивохи поставили себя заранее выше непьющего спортсмена, позволив себе ёрничанье в его адрес?

Ещё один аспект из другой области. Казаки всегда готовы прийти на помощь, если власть их об этом попросит. Но иногда чиновники любят этим злоупотреблять.

Например, выделят энную сумму на празднование Рождества, Пасхи, Дня Победы, и просят казаков поработать в эти дни бесплатно. На оплату казачьего труда средств почему-то часто не хватает. И некоторые атаманы уговаривают казаков принять такое предложение. Атаманам все равно, они дежурить на праздник не будут, а вот рекламу себе сделают. В газетах потом напишут "там-то и там-то дежурили казачьи патрули такого-то казачьего общества".

Не все за деньги продаётся, это моральный императив, но когда казаков постоянно норовят использовать как бесплатную рабочую силу, тут попахивает уже моральными спекуляциями по принципу "Вы - казаки и патриоты? Тогда потрудитесь за спасибо".

И так каждый раз, хотя оплата казачьего патруля стоит сравнительно дешево. А ведь отказ оплатить человеку его труд говорит о степени уважения к нему. Те же самые чиновники за спасибо из дома не выйдут, а казаков пичкают сентенциями о бескорыстном патриотизме.