Русофобский центр в Швейцарии
Николай Севостьянов

Русофобский центр в Швейцарии

На протяжение довольно длительного периода на Западе негласно действовали определенные правила в рамках давления на Россию. Как и сегодня, ключевую роль играли разнообразные вбросы и целые кампании по дискредитации российской власти среди населения. При этом основной акцент делался на ту аудиторию, которая уже была подготовлена к такому воздействию, что серьёзным образом ограничивало радиус пропаганды.

Что же касается манипуляций общественным мнением у себя «дома», то в течение многих лет эта проблема решалась путём довольно грубых фальсификаций и привлечения ангажированных «экспертов». В итоге эффект пропаганды оставлял желать лучшего, тем более, что абсолютное большинство независимых западных журналистов откровенно высмеивало подобные попытки, считая их оскорблением не столько России, сколько самой профессии.

Разумеется, в Европе всегда было и множество людей, которые крайне негативно воспринимали такие провокации как-раз потому, что их целью была именно Россия. Но, как правило, и здесь причиной для отторжения становилась не личная симпатия к нашей стране, а понимание того факта, что регулярные антироссийские кампании наносят огромный вред самой Европе. Но, так или иначе, данная система была довольно устойчивой и не имела четких тенденций к развитию в ту или иную сторону.

Однако всё стало меняться два года назад, и сегодня мы можем наблюдать лишь ускорение разнообразных процессов, лежащих в основе информационных войн. Этому способствует целый ряд причин, прежде всего, качественное изменение ситуации в Европе. Речь идёт сразу о нескольких крайне негативных и деструктивных факторах, ставящих под угрозу само существование централизованной системы.

Разумеется, на первом месте стоит миграционный кошмар, спровоцированный руководством Италии, Франции и Германии. При этом не будем забывать, что, открывая ящик Пандоры, они вовсе не действовали в рамках каких-либо национальных, пусть даже и извращенных интересов. Это было чистейшее исполнение чужой воли, благо, что мы помним, с каких упорством к этому их толкали Соединенные Штаты. Итогом стала полная потеря управления над потоками «беженцев» и над их поведением в странах, куда им удалось добраться.

Вторым фактором стала экономическая ситуация. За выверенными красивыми цифрами стоит абсолютно другая реальность, и в ней еврозона не просто переживает не лучшие времена, но и достигает угрожающих признаков серьёзного кризиса, что для Старого Света смертельно. И опять же, это следствие внешнего управления — и не только бюджетной нагрузки, связанной с предыдущим пунктом, но и ответа на санкции, которые были продавлены вопреки любым европейским интересам. Особенно хорошо это понимает бизнес, причем как мелкий, так и довольно крупный, прежде всего, бизнес немецкий, который всегда был завязан на партнерстве с Россией и который сегодня несёт колоссальные убытки, абсолютно не понимая, почему он должен их терпеть.

Но Германия — это лишь пример, не исключающий того факта, что число людей, напрямую пострадавших от интеграции своих правительств в американские интересы, растёт в каждой европейской стране.

И тут мы сталкивается с третьим фактором, который не является новым, но в последнее время выходит на совершенно иной уровень. Это так называемые «евроскептики», термин, под которым мы видим политиков, которые не хотят, чтобы их страны находились на нижнем уровне цепочки внешних интересов. Франция и «Национальный фронт», Голландия и «Партия свободы», Италия и «Лига севера», Австрия и «FPÖ» — эти движения набирают стремительную популярность, и это без учета того фактора, что правительство той же Венгрии уже итак является независимым, саботируя миграционный диктат и продавливая интересы своей страны.

В этой связи самым опасным для Брюсселя стало то, что государственные СМИ слишком долго изображали евроскептиков дегенератами и фантазерами, живущими в несуществующем мире. В итоге это ударило по самому Евросоюзу, когда стало ясно, что именно эти движения имеют наиболее прагматичные и адекватные установки как на миграцию, так и на Украину. Всё-таки сложно в цифровую эпоху скрыть от народа реальное положение вещей. Люди сполна насмотрелись на кёльнских насильников и зигующих свидомых отморозков и сами, без чужой помощи, поняли, кто сбил малазийский «Боинг».

Неудивительно, что они всё меньше доверяют системным политикам, которые де-факто становятся соучастниками преступлений.

Таким образом, Евросоюз как система сегодня находится в крайне опасном положении, выход из которого найти всё сложнее. Единственным спасением может стать только некая катастрофа в России, которая станет мощнейщим маяком для общественного мнения и позволит проводить какие угодно манипуляции на этом фоне.

И здесь интересы евробюрократии совпадают с тем, что сегодня нужно Вашингтону. Там прекрасно осознают, что два основных проекта, на которые делалась ставка, в итоге оказались не просто провальными, а сыграли против самих же Штатов. Майдану не удалось создать мощный антироссийский форпост, напротив, он полностью разрушил Украину, показав всему миру, к чему приводят цветные перевороты. А сирийский ужас, в разрастание которого были вложены астрономические суммы, в конце-концов превратился в триумф русской армии и русской дипломатии.

Таким образом, нужны срочные и эффективные действия, которые смогут переломить этот тренд. Более того, эти действия должны быть еще и в высшей степени оперативными, поскольку единственной точкой, вокруг которой можно закрутить некую комбинацию, станут парламентские выборы в России, которые состоятся уже очень скоро. Следовательно, нужен проект, которые при четкой координации будет решать целый ряд важнейших задач.

Но для проекта нужен центр. И он очень быстро нашелся. В очередной раз им стала Швейцарии, чья репутация «нейтральной страны» не стоит и ломаного гроша. Мы помним, как во время Второй Мировой войны швейцарские спецслужбы, банки и бизнесмены очень эффективно и с большой прибылью для себя работали на Третий Рейх.

Так и сейчас, мы видим, что именно Швейцария становится формально независимым центром многовекторной антироссийской пропаганды. И опять же, похоже, что и в этот раз мы имеем всё тех же кураторов из Берлина, только с тем отличием, что сейчас уже сам Берлин работает «по доверенности» из Вашингтона.

В данном случае, Швейцария становится идеальным выбором и благодаря языковому вопросу, что позволяет охватить почти всю Европу, действуя на итальянском, французском и, собственно, немецком направлении. И хотя последнее достаточно развито, нынешнего уровня уже недостаточно, особенно если принимать в расчет тенденцию к выходу такой ключевой страны как Австрия из-под контроля, о чем свидетельствует продвижение во второй тур президентских выборов кандидата от «FPÖ» Норберта Хофера.

Таким образом, проект становится необходимым. И в его рамках уже была опубликована целая серия материалов. Что же касается вывода о немецких кураторах, то слишком уж подозрительную активность мы наблюдаем со стороны некоторых журналистов, в прошлом работавших на ключевые немецкие СМИ, на тот же Spiegel, контроль над которым со стороны правительства Меркель не просто очевиден, но в самой Германии даже не скрывается, хотя для стороннего наблюдателя регулярно разыгрываются спектакли, цель которых — создать независимый критический имидж издания.

На деле мы видим полное следование системному фарватеру, причем даже не в государственном плане, а в рамках кабинета Ангелы Меркель. Таким образом, перед журналом лежат три основных задачи. Во-первых, это тонкие манипуляции миграционной проблематикой (путём высмеивания конкретных случаев и обвинений в нацизме в адрес каждого, кто пытается противостоять наплыву). Во-вторых, это атаки в адрес Дональда Трампа и его сторонников. И в-третьих, это целый спектр провокаций, обвинений и откровенной лжи в адрес России. Хороший пример — растиражированная статья, в которой наша страна обозначена как главный враг западной цивилизации. Это — то, что уже делается в Германии. И это же начинает осуществляться в Швейцарии под четким руководством вполне солидных профессионалов.

Если говорить о конкретных именах, то прежде всего это Хольгер Штарк, глава Вашингтонского бюро, человек, непосредственно вхожий в любые нужные кабинеты. Кроме того, это Кристиан Неэф, один из ключевых авторов Spiegel, занимающийся «восточной» тематикой, в том числе «правильным» освещением конфликта и Украина и кроме того курирующий антироссийские вбросы, в том числе лично против Путина, и не только на страницах СМИ, но и в социальных сетях. Также можно отметить шефа московского бюро и большого друга «Эха Москвы» Матиаса Шеппа.

Вообще, в Швейцарии мы видим многовекторный характер работы, в том числе резкий уход в сторону социальных сетей, тех сегментов, которые наиболее лояльны подобному воздействию. Кроме того, если мы обратим внимание на тот же «фейсбук» и опубликованные там антироссийские материалы, то мы обнаружим значительный процент комментариев, которые, скажем так, вызывают очень большие сомнения в своей подлинности. То есть, налицо манипуляции дискуссией и попытки придать публикациям стартовую популярность.

Это крайне важно, поскольку ясно, что опытные немецкие мастера скорее будут руководить, чем писать. Наполнение редакционных объемов, наоборот, возложено на журналистов, которые либо имеют обладают нейтральной окраской, либо имеют восточноевропейские происхождение, что сказывается на их известности.

Если же мы говорим о темах, то мы уже видим некий сосуд, из которого всё это будет черпаться. Очевидно, что главный акцент будет поставлен на выборы, и там дальнейшее развитие получат те методы, которые были испытаны с декабря 2011 по сентябрь 2013 года — «фейковые» снимки, взятые с потолка цифры и хорошо срежиссированные ролики, снятые в антураже избирательных участков, но со значительными ляпами и нестыковками.

Кроме того, уже сейчас мы наблюдаем лихорадочное стремление сгладить все вышеперечисленные углы и попыться использовать ярко выраженные неудачи в своих же интересах. Но и здесь ничего нового, поскольку мотивы всё те же — важность атлантического сотрудничества и необходимость прислушиваться к мнению старшего заокеанского брата. Есть, правда, и параноидальная изюминка в виде попыток убедить читателя, что это Москва отправила в Европу орды «беженцев» со всех стран Ближнего Востока. Каким надо быть идиотом, чтобы в это поверить — непонятно, учитывая, что эти инсинуации базируются на теме российской операции в Сирии, а миграционная катастрофа началась гораздо раньше.

Понятно, что успех на этом направлении возложен только в случае скоординированных атак на журналистов и политологов, которые не собираются подключаться к этой кампании. И этот процесс, мы тоже, к сожалению, наблюдаем — пока в виде адресных вбросов против заметных в Швейцарии людей, имеющим адекватную в отношении России позицию, таких как Ги Меттан, которого «мочат» давно и целенаправленно, в том числе довольно серьёзные издания формата франкоязычной газеты Le Temps. Но сегодня в этом усердствуют и британские «коллеги», в том числе из Global Labour Institute, НКО, работающего под проверенной маской «демократического социализма».

Насколько плодотворным окажется весь этот процесс, покажет время. Пока же можно лишь констатировать тот факт, что дальнейшее еразвитие несомненно окажет воздействие на методы, и кроме тематики выборов очень вероятны самые различные информационные провокации, в том числе на этнической тематике, и прежде всего, с фокусом на российские регионы. Таким образом, мы имеем дело с серьёзной конструкцией, и пока она не вышла на рабочие обороты, нужно принимать самые срочные меры.