Слава Богу, что мы - казаки!
Игорь Ульянов

Слава Богу, что мы - казаки!

Казак - это воин. С этим постулатом не поспоришь. В царское время казак оставался на службе десятилетиями, и за эти десятилетия, участвуя в многочисленных походах и вылазках, приобретал высокий боевой опыт. Этот опыт и делал его профессиональным бойцом: хладнокровным, расчетливым, ловким, смекалистым, когда не логикой, а интуицией угадываешь следующий ход врага. За разговорами о Минских договорённостях мы как-то упускаем из виду, что в Новороссии казачество до сих пор на войне. Война почти исчезла из репортажей центральных СМИ, но не из жизни Донбасса. Армия ДНР и ЛНР - это казачьи подразделения + отряды городского ополчения + местная милиция (полиция). Среди казаков Новороссии - донцы, кубанцы, сибирцы, оренбуржцы. Большинство - из местных донских казаков (Донбасс - бывшая территория Области Всевеликого Войска Донского). Но есть добровольцы из России. 20 апреля в ЛНР похоронили пятерых казаков батальона им. Платова. Их "Урал" был подбит из ПТУР. Очередная скорбная потеря для казачества. Однако, у современного казачества функции шире и объемней, чем только реальная война. 1) Информационная война В информационной войне казаки могут принести не меньше пользы, ведь подрастающее поколение нуждается в реальных примерах воинской доблести и образцах патриотизма. И здесь казачьи организации могут точно так же работать с молодёжью, как это делают военно-патриотические клубы без казачьей составляющей. Пример: поселок Зеленогорский Кемеровской области. После вывода отсюда ракетной части посёлок заметно опустел. Но благодаря традиции ежегодного проведения фестиваля казачьей культуры, жизнь в посёлке не угасает. На фестиваль съезжаются казаки-сибирцы из Алтайского края, Горного Алтая, Новосибирской области. Фестиваль придаёт атмосфере посёлка живость и интерес, привлекает внимание детей и подростков. Среди приезжающих казаков - участники боевых действий в различных горячих точках, представители казачьих ансамблей, казаки-спортсмены. Фестиваль сопровождается экскурсиями в музеи, военно-тактическими играми, выставкой оружия, в том числе, средневекового, и русскими вечёрками. Все это даёт смесь патриотизма и казачьих традиций, оживляет поселковый быт. Туда, где укрепились казачьи традиции, сложно проникнуть деструктивным идеологическим течениям: ваххабизму, протестантизму, либеральному пофигизму, воинствующему атеизму. 2) Взаимодействие с частями МЧС На Кубани на практике реализован опыт создания казачьих пожарных частей. Жаль, что этот опыт не распространился дальше. В США Национальная гвардия участвует в ликвидации последствий стихийных бедствий (наводнений, пожаров). В России содействие частям МЧС могут оказывать казаки, что позволяет сэкономить бюджетные средства. Скажем, для создания дополнительного пожарного отряда или отряда спасателей МЧС нужно проделать массу юридических формальностей, и создать соответствующую административно-иерархическую лестницу. В случае с казачьим вспомогательным подразделением дело облегчается. Иерархическая лестница сокращается практически в разы. Приказ (или просьба) о помощи в ликвидации последствий удара стихии командир местной части МЧС, возможно, по согласованию с начальством, доводит до казачьего атамана, а тот - до своих казаков. И все. Казаки готовы действовать. Оплата их труда не будет так велика, как оплата сотрудника МЧС, которого надо постоянно держать в штате. 3) Шефство над детскими приютами Подобный опыт реализуют казаки Оренбуржья, сотрудничая с Ассоциацией приемных семей. Сироты, оставленные на произвол судьбы, перестают таковыми быть, когда на них обращают внимание казаки. Что такое для одинокого ребёнка визит казаков, их рассказы и показы, форма, подарки, мастер-классы владения шашкой или нагайкой? Для малыша, который заперт в четырёх стенах, это как глоток свежего воздуха! Это понимание того, что и он может стать казаком, а не социопатом, и быть не обузой, а опорой общества. Это знакомство с богатым миром казачьей культуры, что обогащает внутренний мир самого ребёнка. 4) Резерв МО и МВД В царской России существовали казачьи войска. В современной России казачьих войск нет, хотя такое словосочетание используется. Есть казачьи общества и организации, члены которых по собственному почину решают, ехать ли им в очередную горячую точку. Если кто-то решит ехать, он должен сам решать финансовую составляющую вопроса. Братья-казаки иногда помогут с деньгами на билет и т.д. Но так случается не всегда: казачьи организации - не миллионеры. Самое подвинутое казачество, в том числе, финансово, и оно же самое многочисленное - это кубанцы и донцы. У других казаков с финансами дела поскромнее. Нигде так массово не проявился дух казачества, как в Новороссии. Республики ЛДНР выстояли в первые месяцы боев благодаря казакам. Ситуация была пикантной: Киев убивал русских людей, но Россия не могла официально ввести войска на Донбасс. Дипломатические издержки были чрезмерно велики, и повлекли бы за собой издержки ещё более серьёзные - геополитические и экономические. В воздухе запахло Третьей мировой. Но тут появились тысячи (!) казаков, кубанских, донских, терских, оренбургских, сибирских, забайкальских, и Донбасс получил долгожданную помощь. Таким образом, казачество - это многочисленный резерв мужчин, умеющих и готовых воевать. Если бы государство более внимательно отнеслось к этому резерву, было бы намного лучше. Военным аналитикам надо бы рассмотреть вопрос: стоит/ не стоит возрождать казачьи войска, как единую, цельную единицу, включающую в себя представителей всего казачества - от Кубанского до Амурского?