Россия и Донбасс. План или рынок?
Алексей Лукьянов

Россия и Донбасс. План или рынок?

Донецкая и Луганская народные республики сегодня, как де-факто, так и де-юре стали суверенными независимыми от Украины государствами. Государствами со своими органами власти, судебной системой, избранными депутатами и Конституцией. В Донецкой Народной Республике 21 министерство, в Луганской – 20 министерств. Учреждены Центральные республиканские банки.

За 2 года своего существования в Донецкой Народной Республике был создан целый ряд профильных подведомственных организаций:

  • Главное управление рыбных ресурсов
  • Главное управление статистики
  • Главное управление экологии и природных ресурсов
  • Государственный комитет горного и технического надзора
  • Государственная инспекция министерства агропромышленной политики и продовольствия
  • ГП «Донецкстандарт-Метрология»
  • ГП «Почта Донбасса»
  • Инспекция по защите прав потребителей
  • ГП Республиканский оператор сотовой связи «Феникс»
  • Республиканский центр занятости
  • Республиканское предприятие «Региональная энергопоставляющая компания»
  • Республиканское предприятие «Рынки Донбасса»

В ЛНР число подведомственных организаций гораздо меньше. Как в ДНР, так и в ЛНР создано множество профильных управлений и департаментов при администрациях глав республик и аппарате совета министров. Созданы и структурированы администрации в районных центрах и городах: 18 административно-территориальных единиц в ДНР и 17 в ЛНР.

Первые полгода своего существования республики находились в стадии активных боевых действий, на фоне которых осуществлялись попытки налаживания процесса самоуправления и государственного строительства.

Реальное масштабное формирование государственных органов власти началось только после прекращения масштабных боевых действий, выборов глав и парламентов республик, т.е. 1,5 года назад. Но и по сегодняшний день обстановка в Донбассе остается крайне напряженной. Регулярные непредсказуемые артиллерийские обстрелы различных районов ДНР и ЛНР, работа диверсионно-разведывательных групп, частые локальные боевые столкновения, а также разрушающиеся, слабо прогнозируемые и нестабильные экономические связи не позволяют осуществлять эффективное долгосрочное планирование.

Только через год, в январе 2016го, в ДНР удалось принять бюджет республики на 1 квартал, до этого бюджетное планирование осуществлялось только на 1 месяц. Руководством республики было принято решение засекретить доходные и расходные статьи бюджета и объявлено, что в новом финансовом документе будут увеличены, как размер социальных выплат, так и добавлены новые виды социальных пособий.

Согласно заявлению министра финансов ДНР Екатерины Матющенко основная сумма расходов предусмотрена на выплату заработных плат работникам бюджетной сферы, социальные выплаты населению и содержание бюджетных учреждений. Бюджет ЛНР построен по тому же принципу.

После того, как Украина объявила финансово-экономическую блокаду Донбассу и осенью 2014 года перестала выплачивать пенсии и социальные пособия, республикам пришлось самостоятельно организовывать социальные выплаты населению. Согласно официальному отчету пенсионного фонда ДНР с 1 апреля 2015 года по 1 апреля 2016го было выплачено 27,3 млрд рублей, число пенсионеров на 1 апреля составило 667,8 тысяч человек, средняя пенсия составляет 3500 – 4000 рублей.

В сентябре 2015 года Александр Ходаковский в своем интервью заявил, что по его оценкам Россия покрывает до 70% процентов расходов бюджета ДНР и ежемесячно выплачивает около 2,5 млрд. рублей. По косвенным показателям можно предположить, что годовой бюджет ДНР без военных расходов в 2015 году составил порядка 40-45 млрд рублей, бюджет ЛНР – около 30 млрд рублей.

* * *

Прекратив социальные выплаты и изымая гривну из обращения в ДНР и ЛНР, Украина сама вытолкнула республики из своего экономического поля и максимально содействовала и содействует интеграции Донбасса с Россией.

Еще не так давно из-за экономической блокады перед республиками очень остро стоял вопрос обеспечения продовольственной безопасности, но сейчас постепенно удается запускать пищевую промышленность, налаживать работу предприятий хлебопекарной, кондитерской, молочной, мукомольной, масложировой, мясоперерабатывающей, плодоовощной, пищевкусовой, пивоваренной, рыбоперерабатывающей, винодельческой, табачной, макаронной отраслей и даже запускать производство безалкогольных напитков и ликеро-водочных изделий.

Происходит постепенное переподчинение крупных предприятий пищевой промышленности юрисдикциям ДНР и ЛНР, как это произошло с ООО «Конти». Компания принадлежит экс-вице-премьеру Украины Борису Колесникову. Сейчас кондитерские фабрики ООО «Конти», расположенные в Донецке и Горловке, стали принадлежать ДП «ТОР», но, насколько известно, смена бенефициара так и не произошла. Руководство ЛНР заявляет о том, что в скором времени угледобывающие предприятия корпорации ДТЭК Рената Ахметова, также перейдут под юрисдикцию ЛНР и начнут пополнять республиканский бюджет. Но, тем не менее, еще далеко не все предприятия, размещающиеся на территории республик, готовы выйти из украинской юрисдикции. Например, крупнейший в Восточной Европе производитель тягового подвижного состава ПАО «Лугансктепловоз», входящий в российскую корпорацию «Трансмашхолдинг», до недавнего времени предпочитал заморозить свое производство, чем входить в новое юридическое поле. Правда, сейчас появляется информация о том, что ПАО «Лугансктепловоз» все же получил крупный рублевый заказ от «Трансмашхолдинга», это дает основания предположить, что какой-то компромисс в этом вопросе все же удалось найти.

На февраль 2016 года в ДНР работало 113 предприятий пищевой промышленности, а в первом полугодии 2016 года планируется запуск еще 10. В ЛНР на 1 марта 2016 года – 85 предприятий.

Согласно официальному отчету донецкого министерства агропромышленной политики и продовольствия в сфере сельского хозяйства работает 576 предприятий. В целом республика сама обеспечивает себя хлебом и мучными продуктами. При этом стоит отметить, что порядка 21% пашни до сих пор остаются заминированными. Не смотря на это, ДНР и ЛНР успешно проводят весеннюю посевную кампанию.

В республиках животноводство представлено четырьмя отраслями – молочное скотоводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство яичного и мясного направлений.

На сегодняшний день на территории Донецкой республики действует 6 птицефабрик, 3 из которых – государственные. В свою очередь в ЛНР – работают 2 частные птицефабрики и еще 2 находятся в стадии восстановления. В ДНР производители столкнулись с острым дефицитом медикаментов и комбикормов, а также оборотных средств для их закупки. На март 2016 года Донецкая республика за счет собственного производства покрывала внутренний спрос на яйцо лишь на 29%, а на куриное мясо – только на 50%. В целом республики в марте 2016 года по основным продовольственным позициям покрывали внутренний спрос не более чем на 50%. Разница импортируется из России или доставляется контрабандой из Украины.

При налаживании снабжения и инвестиционного процесса ДНР и ЛНР даже при текущих производственных мощностях могут не только осуществлять полное импортозамещение, но и экспортировать продукты питания на другие территории. Объем производства животноводческой продукции в ДНР приблизительно в 2-3 раза больше, чем в ЛНР.

В Донецкой и Луганской народных республиках очень хорошо развита индустрия строительных материалов, присутствует множество месторождений песка, щебня, строительного камня, гипса, а также цементного сырья. Добывающие мощности сейчас загружены приблизительно лишь на 30%. В ДНР ведущая отрасль – цементная промышленность, также постепенно возобновляется работа промышленности по производству стекла, теплоизоляционных материалов и железобетонных конструкций. Сегодня в Донецкой республике работает 33 предприятия по производству строительных материалов и 22 предприятия занимаются добычей полезных ископаемых. В целом можно отметить, что все строительные и восстановительные работы в ДНР проводятся за счет собственных ресурсов. Например, в апреле 2016 года в Донецке был запущен асфальтобетонный завод. Схожая ситуация и в ЛНР – производители стройматериалов ищут внешние рынки сбыта, в результате чего производители ЛНР и ДНР вступают в конкуренцию между собой.

Также необходимо отметить, что в легкой промышленности ДНР работает 33 производителя из 62-х предприятий, работавших при Украине. В республике сегодня производят текстильную, швейную, обувную, меховую и кожевную продукцию. Мощности загружены порядка 50%. Для целого ряда трикотажных и обувных фабрик основным заказчиком являются различные государственные министерства и ведомства. Производители готовят коллекцию «весна\лето» и в 2016 году планируют выходить на рынки России.

В условиях экономической блокады и достаточно дорогого российского импорта в ДНР весьма активно начала восстанавливаться химическая отрасль, прежде всего, в сфере производства бытовой химии, ориентированной на массового потребителя. Крупнейшее предприятие химической отрасли – Стирол, производитель минеральных удобрений, до начала боевых действий занимал 3% мирового экспорта аммиака, фактически остановлено. Власти республики ведут переговоры с руководством завода о запуске лакокрасочного производства. Ситуация усложняется тем, что головной концерн Group DF, принадлежащий украинскому олигарху Дмитрию Фирташу, отказывается платить налоги в бюджет республики.

В ДНР также представлена и фармацевтическая отрасль, в основном – производство лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения. В отличие от производственного гиганта Стирол, дочернее предприятие концерна Group DF, Стиролбиофарм, вполне активно работает под юрисдикцией ДНР и даже осуществляет экспортные поставки в соседнюю ЛНР, предприятие загружено лишь на 30%. Всего на территории республики осуществляют деятельность 8 фармацевтических производственных предприятий, 11 дистрибьюторов и порядка 600 аптек. При этом производители ДНР занимают лишь 3% внутреннего рынка, более 40% — Россия, около 4% — Украина и 53% — другие государства. В тоже время в ЛНР известно лишь об одном производственном фармацевтическом предприятии – «Фармация», находящееся в госсобственности. Предприятие владеет сетью аптек из 270 аптечных пунктов и контролирует до 60% рынка розничных продаж фармацевтической продукции в ЛНР. Интересен тот факт, что в ЛНР установлена предельная розничная надбавка к стоимости поставщика 25%, а в ДНР – 30-40%.

В 2015 году основной статьей дохода для республик являлись налог на добычу и реализация угля. Угольная отрасль и угольный экспорт перенасыщены разного рода схемами и различными механизмами продажи угля, как Украине, так и Европе. Отрасль является объектом интереса для таких украинских олигархов, как Ренат Ахметов, Юрий Иванющенко, Александр Янукович и прочих, как следствие, торговля углем становится инструментом для политических игр. В октябре 2015 года сотрудниками МГБ ЛНР был задержан министр топлива и энергетики Дмитрий Лямин за организацию нелегальной продажи более трех миллионов тонн угля, при том что официально в ЛНР в 2015 году было добыто 20 млн тонн, а в ДНР – 9 млн тонн. Основным потребителям республиканского угля через посредников остается Украина, прежде всего, корпорация ДТЭК, ПАО «Донбассэнерго», «Киевэнерго» и прочие. Для России донбасский уголь не представляет особой ценности. Угольная отрасль обречена оставаться самой непрозрачной и коррумпированной, так как пока республики остаются непризнанными, экспорт в другие государства может осуществляться исключительно через специально созданных посредников в России или Украине.

* * *

Если ДНР в результате установившегося статуса-кво сохранила за собой контроль над Донецко-Макеевским промышленным узлом (металлургия, трубы, машиностроение, пищевая промышленность), а также Торезо-Снежнянским узлом (добыча угля и машиностроение), то ЛНР, фактически, достался только Луганский промышленный узел, в основном – это транспортное машинностроение, производство инструментов, станков, деталей к автомобилям и сельскохозяйственной технике, а также некоторое трубное производство. Во многом именно такая данность и определяет экономические потенциалы республик.

В ЛНР постепенно запускается машиностроение, в частности, Лугансктепловоз в начале апреля 2016 года получил заказ на производство 50 наименований запчастей для российского «Трансмашхолдинга». В ДНР, как и в ЛНР, большинство машиностроительных предприятий имеют в своем распоряжении уникальные оборудование и технологии, востребованные не только на внутреннем рынке, но и в России. Правда, стоит отметить, что в значительной степени машиностроительный сектор в ДНР и ЛНР представлен горнодобывающими и шахтными машинами, сбыт которых ориентирован, прежде всего, на угольную и рудодобывающую отрасли. Но есть и значительное вагонное и тепловозное производство. Похоже, что власти республик очень рассчитывают именно на развитие и становление машиностроительной отрасли, предполагается, что именно она станет одним из локомотивов экономического роста и вытеснит с российского рынка иностранных производителей. Но все же без восстановления торговых отношений с оставшейся под контролем Украины частью Донбасса добиться серьезных экономических успехов будет крайне тяжело. Также большой потенциал скрыт и в донецком заводе «Норд», одном из крупнейших производителей холодильников и бытовой техники в Восточной Европе, но завод пока остановлен. Харцызский трубный завод находится в ожидании крупного заказа из России.

Не менее важной отраслью промышленности для ДНР является металлургическая отрасль. Летом 2015 года после длительной консервации из-за активных боевых действий возобновили производство Донецкий и Енакиевский металлургические заводы. Коксохимические заводы республики работают лишь на 30% своих производственных мощностей.

За 2015 год промышленной продукции всех отраслей было реализовано на сумму 88,1 млрд рублей, из которой 40% приходится на металлургическую отрасль, затем коксохимическую, добывающую и машиностроительную. В довоенном 2013м году объем реализации промышленной продукции в городах ДНР достигал 105 млрд рублей. Экспорт промышленной продукции составил 7,5 млрд рублей.

Согласно докладу и.о. министра промышленности ЛНР Дмитрия Божича, в республике возобновили свою работу свыше 40% промышленных предприятий, которые в 2015 году реализовали промышленной продукции на сумму порядка 6,8 млрд. рублей, экспортировали – на 2,5 млрд. рублей, импортировали – на 2,3 млрд. рублей, но при этом налоговых отчислений было выплачено в бюджет республики лишь 190 млн. рублей. В 2015 году в ЛНР работало 226 промышленных предприятий и 39 предприятий готовы запуститься в 2016. Уже в 2016 году за первые 2 месяца промышленная отрасль ЛНР реализовала продукции практически на ту же сумму, что за весь 2015й год – 6,82 млрд. рублей, в частности 2,9 млрд. – добывающая промышленность и разработка карьеров, перерабатывающая промышленность – 1,62 млрд., поставка электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха – 2,1 млрд. рублей.

Как в ЛНР, так и в ДНР продукты питания занимают ведущее место в импорте республик – больше 50%, основной импортер – Российская Федерация, но также на рынках и в некоторых торговых сетях присутствуют и продуктовые товары украинского производства. За 2015 год ДНР осуществила импорт 3,5 млн. тонн товаров на сумму 42,3 млрд. рублей, 58% которого составили продовольствие и сельскохозяйственное сырье. Наблюдается рост конкуренции между производителями продуктов питания ЛНР и ДНР, что даже вылилось в конце 2015 года в ограничительные меры со стороны ЛНР по отношению к ДНР.

* * *

Первоочередная задача для республик – это развитие внутреннего рынка и осуществление импортозамещения. Совокупно в республиках проживает 3,53 млн. человек, в ДНР – 2,324 млн., в ЛНР – 1,506 млн. С точки зрения количества потенциальных потребителей ДНР и ЛНР вполне интересный экономический партнер, но, к сожалению, покупательная способность в регионе остается крайне низкой. Стоит отметить, что она существенно выросла по сравнению с прошлым годом, после того, как в республиках начали выплату пенсий и более-менее наладились зарплатные выплаты бюджетникам, но все равно остается очень не высокой. Средняя пенсия в ДНР и ЛНР — 3600 рублей, средняя зарплата – около 5000 рублей. Таким образом, развитие внутреннего рынка происходит крайне медленно.

Низкая покупательная способность населения не позволяет республиканским производителям в полной мере осуществлять эффективное импортозамещение. Из-за дефицита оборотных средств производители не могут в нужном объеме закупать сырье, начинать инвестировать в восстановление пострадавшей от военных действий, административного вакуума и мародерства инфраструктуру.

В апреле 2015 года, когда республики начали самостоятельно осуществлять пенсионные выплаты, размер новой пенсии определялся через индексацию украинской по коэффициенту 1 к 2, хотя в то время курс гривны к рублю был 1 к 3. Фактически именно тогда была осуществлена первая региональная рублевая эмиссия, которая существенно повысила покупательную способность в республиках. Остается вопрос, почему был использован именно такой коэффициент, так как на тот момент в апреле 2015 года в России денежный агрегат М0, т.е. наличные рубли, составлял 6,54 трлн. рублей, денежный агрегат М2, т.е. вся рублевая денежная масса, составлял 31,6 трлн. рублей, а в январе 2016 года М0 – уже 7,24 трлн. рублей, М2 – 35,8 трлн. рублей.

Другими словами, рублевая эмиссия наличных средств составила 700 млрд. рублей, а общая денежная масса увеличилась более, чем на 4 трлн. Если бы тогда индексация пенсий была произведена по коэффициенту 3 к 1, как того предполагал валютный курс, то общая сумма пенсионных выплат в ДНР и ЛНР за год была бы увеличена на 20 млрд. рублей. Дополнительная денежная эмиссия российского Центробанка в размере 20 млрд. рублей на фоне эмитированных 4 трлн. была бы абсолютно не заметна и никак не повлияла бы на рост инфляции. Но зато это значительно повысило бы покупательную способность населения и дало бы те самые оборотные средства, например, для производителей продуктов питания, не говоря уже о политических и пропагандистских выгодах. Позже, в ноябре 2015 года власти республик приняли решение повысить должностной оклад отдельных отраслей бюджетной сферы на 15%.

В тоже время низкая стоимость труда в ДНР и ЛНР – это достаточно серьезное конкурентное преимущество для местных производителей, при правильном подходе у республик есть возможность стать своего рода «Русским Китаем», где организация новых или восстановление старых производств будут очень выгодны из-за более низкой себестоимости. Причем, низкой себестоимости не только персонала, но и тех же стройматериалов, которые сейчас производятся или могут производиться в том же регионе.

В дореволюционном 2013 году вся Донецкая область осуществляла экспорт в 141 страну мира. Основным торговым партнером Донецкой области была Россия, которая занимала в структуре экспорта лишь 19,7% или 2,4 млрд. долларов, 79 млрд. рублей. Весь экспорт составлял 12,4 млрд. долларов, 409 млрд. рублей. Важно отметить, что в структуре экспорта более 55% составлял экспорт черных металлов, при этом удельный вес машиностроительной продукции падал, в том числе и в структуре экспорта в Российскую федерацию. Металлопродукция в основном экспортировалась в страны Европы, Азии, Ближнего Востока и Южной Америки, но не в Россию, так как в России есть свои достаточно мощные металлургические заводы, которые занимают практически весь внутренний рынок. Собственно также ситуация обстоит и с угольной промышленностью. Такая данность существенно усложняет процесс экономической интеграции ДНР и ЛНР с Россией. В России в некоторой степени остаются востребованными донбасские машино- и трубостроение, особенно учитывая тот, факт, что за последние несколько лет в течении которых в начале из-за евроинтеграционных устремлений Украины, а затем и из-за прямых боевых действий на российский рынок зашли иностранные производители. Правда, стоит отметить, что и российские производственные машиностроительные мощности загружены далеко не полностью. Но, возможно, машиностроительные предприятия ДНР и ЛНР могут осуществить эффективное импортозамещение на российском рынке каких-то отдельных или даже целого ряда импортных торговых позиций, которые сейчас не производятся в России, но могут начать производиться с минимальными капиталовложениями в ДНР и ЛНР. А, если учесть то, что республики находятся в рублевой зоне, то такого рода сотрудничество будет еще и дополнительным инструментом для поддержания курса рубля.

Также колоссальным толчком к экономическому развитию республик было бы создание торговых посредников на территории России, Южной Осетии или других государств, которые бы могли помочь ДНР и ЛНР восстановить кооперационные связи с остальным Донбассом и преодолеть ту экономическую блокаду, в которой они оказались из-за своего непризнанного статуса.

Очень важно создать, конечно, если таковой еще не создан, единый координационный экономический штаб, который бы занимался регулированием экономического развития республик и позволил бы избежать чрезмерной конкуренции между ними, а также минимизировал уровень конкуренции с российскими производителями, прежде всего, на российском рынке. Необходимо своего рода разделение труда, где у каждой республики была бы своя экономическая производственная ниша, тогда эффективность инвестиций и расходования ресурсов были бы оптимальными. Стоит отметить, что, похоже, первые подобные шаги были уже сделаны 3 февраля 2016 года – состоялась первая рабочая встреча представителей Министерства экономического развития ДНР и Министерства экономического развития и торговли ЛНР, на которой обсуждались пути развития легкой промышленности в республиках.

* * *

Можно ли сейчас добиться эффективного налаживания экономической ситуации в республиках исключительно рыночными методами? Нет, нельзя. Если власти ДНР, ЛНР и России будут руководствоваться исключительно рыночными механизмами, то инвестиции в ближайшее время в Донбасс не придут, а многие российские производители вместо того, чтобы развивать производство в республиках, например, в сфере продуктов питания, будут просто увеличивать загрузку своих базовых мощностей в России и осуществлять импорт в ДНР и ЛНР.

Интеграция Украины в Евразийский Союз – это огромный толчок для развития Евразийского Союза, а также шанс для Украины выйти из того порочного экономического круга, в котором она оказалась из-за своей руссофобской политики. От того, насколько быстро и эффективно будет осуществлена интеграция в Евразийский Союз ДНР и ЛНР, напрямую зависит и судьба Украины в ЕАЭС.

Источник