Иконы и люди
Александр Гончаров

Иконы и люди

Самым верным способом погрузиться в темноту политических бурь и заплутать там, есть забвение истории и благоглупостей, совершенных некогда. Люди — это люди, и если они тысячу лет совершали какие-то ошибки (заканчивавшиеся кровью и малой, и большой), то сие не значит, что мы стали умнее и готовы избежать подобного сейчас. Наличие теплых сортиров, самолетов, айфонов и нано-технологий не гарантирует возрастание мудрости и нравственности в XXI веке по сравнению с предыдущими столетиями. Тем паче современность с садомазохическим удовольствием отвергает Традицию в угоду мнимому прогрессизму. Православная икона является сокровищем Традиции и принадлежит Священному Преданию точно так же, как и записанные тексты и устные сказания. Единство же Священного Писания и Священного Предания — залог незыблемости Православия, да и нормального здравого смысла. 25 февраля (н. ст.) в Русской Православной Церкви совершается одно из празднований в честь Иверской иконы Божией Матери, чудотворной и знатной многочисленными, документально засвидетельствованными, историко-религиозными событиями. Автором иконы считается апостол и евангелист Лука, а икона Пресвятой Богородицы относится к древнейшему типу христианских икон на ряду со Спасом Нерукотворным (два варианта: «убрус» и «черепие»). Первоначальная православная иконопись, таким образом, непосредственно связана с земной жизнью Спасителя и проповедует о ней. В дальнейшем с иконы апостола были изготовлены списки, кои и разошлись по земному свету. В настоящее время насчитывается более 200 разновидностей Богородичных икон, а вместе с различными более поздними версиями — около 800. Иверская икона Божией Матери всегда готова преподать нам урок, наставить нас и научить, в том числе, и не только в религиозной сфере. Но зайдем издалека. Это будет полезно для понимания того, что творится в новейшую эпоху. В 602-628 гг. от Р. Х. развернулась, наверное, вторая настоящая геополитическая война между Ромейской империей (Византией) и державой Сасанидов (Ираном, Персией). Первой геополитической битвой надо определить противоборство Древнего Рима и Карфагена. Ромейская империя и Сасаниды данной войной истощали друг друга. Кроме того, Византию терзали две крупнейшие ереси: монофизитство и несторианство. Ереси активно использовались тогдашними сепаратистами для отделения от империи. И часто еретиками жители окраин христианской Ойкумены оказывались не по причине религиозного горения, но из-за банального национализма. Современный пример, подтверждающий сии слова, греко-католическая и «филаретовская» ереси в Малороссии. И, если, кто хочет рассудить о том, как вели древние еретики себя в отношении православных христиан, пусть обратит внимание на Украину, разница не больно уж и велика. Достаточно лишь не впяливаться в исторический процесс «с широко закрытыми глазами», как поступают историки-либералы. Император Ираклий, вполне достойный правитель и полководец, решил, что укрепить государство можно примирив всех, почитавших себя христианами. На поводу у него пошли патриарх Сергий и римский папа Гонорий (последний — в силу своего богословского невежества!). Они были осуждены VI Вселенским Собором, как еретики. Впрочем, католики скромно забывают об этом и оправдывают «непогрешимого» папу. Все потуги же закончились не единением, а возникновением новой ереси — монофелитства, которое не приняли ни православные, ни монофизиты, ни несторианцы. Хотя Церковь Ираклий и его преемники ломали, буквально, через колено. Над римским православным папой Мартином и Максимом Исповедником совершили жесточайшую расправу. А что в итоге? Ничего изменить не удалось. Вмешательство власти не сохранило целостность империи. Византия и Иран были побиты арабами, выступившими под зеленым знаменем ислама. Ромейская империя хотя бы сохранилась, а Персия попала под пяту новых владык, сменив и религию, и обычаи. Сделалось прям-таки по сценарию китайской притчи: «Два тигра дрались под горой. На вершине сидела обезьяна. Когда хищники изранили друг друга и обессилили, обезьяна взяла палку, спустилась и умертвила их…» Великая слава иконы Божией Матери Иверской зачинается с периода господства «иконоборчества» или иначе ереси иконоклазма. Эта ересь родилась опять по воле императорской власти. Василевс Лев III Исавр выступил против почитания икон в 726-730 гг. Он хотел примирения с иудеями и мусульманами, которые святые иконы не признавали. Лев искал союзников против арабов и решил пожертвовать верой ради политических и военных выгод. В 733 г. он женил сына своего Константина на дочери хазарского кагана. Но остановить натиск арабов удалось только в 740 году после битвы у Акроинона. Впрочем, продвижение исламских завоевателей на византийские территории завершилось, отнюдь не поэтому. Дамасский халифат Омейядов терзали внутренние распри, обострившиеся, именно, к 40-м годам VIII в. В 750 г. Аббасиды разгромили Омейядов, а затем даже перенесли столицу в Эль-Куфу, а чуть позднее в Багдад. То есть, установилось достаточно древнее равновесие государств по принципу: Рим — Персия… Однако, при Льве гонения на православных христиан были относительно слабыми. Иконоборчество и репрессии достигли пика при императоре Феофиле (829-842). Предоставим слово историку Церкви Карташеву А. В. : «В 833 г. Феофил поставил патриархом фанатичного иконоборца своего профессора Иоанна Грамматика. Иоанн немедленно созвал род собора во Влахернском храме и тут анафематствовал иконопочитателей. После этого Феофил приказал вынести из церквей все иконы, a стенные изображения опять заменить фигурами зверей и птиц. Гонение обрушилось и на самих живописцев, писателей икон. Их убивали, или возвращали им жизнь под условием, что они плюнут на иконы, бросят их на пол и растопчут ногами. Знаменитый тогда изограф Лазарь подвергся увещаниям, затем тюрьме, a затем за упорство ему положили на ладони раскаленное железо, отчего он упал полумертвым… Еще обожженными руками он написал икону Предтечи… Как и подобает истинному иконоборцу, Феофил с особой яростью ополчился на монахов. Он изгнал монахов из столицы и других городов, отобрал монастыри для государственного использования. Монахам дозволил жить только в пустынях и не показываться в городах. Феофил вызвал ученых иконопочитателей на диспуты. Но — Боже сохрани! — не в шутку начать возражать ему. Явились на диспут в столицу уроженцы Иерусалима два брата монаха Феодор и Феофан, прозванные потом «начертанными». Император Феофил на диспуте ссылался на пророка Исаию, на его беспощадные обличения идолоделания. Феофан заметил, что текст, читанный императором, искажен. Он попросил принести из патриаршей библиотеки авторитетную рукопись. В ней Феофан нашел это место y Исаии и предложил императору прочитать его. Император Феофил, взглянув и увидев, что он попал впросак, хотел было сказать, что не находит данного места. Но Феофан ткнул ему пальцем. Взбесившийся деспот не вытерпел и закричал, что нельзя так «превозноситься над особой императора». Отдан был приказ дать братьям по 200 ударов палками и затем варварски вырезать на лицах их по 12 строк ямбических стихов (очень неуклюжих) следующего содержания: «…Все люди хотят побывать в Иерусалиме, a эти из Палестины пришли в столицу распространять свои глупости. За это, как злодеи, заклейменные на лицах, они снова изгоняются». Феофил издевательски сказал ипарху: «Ямбы эти плохенькие, но ведь лучших они и не заслуживают». После этой пытки братья, «начертанные», были посланы в ссылку…» При Феофиле около города Никеи жила благочестивая вдова. У нее имелась икона Богородицы. Стражники-иконоборцы обшаривали частные дома с целью уничтожения образов. Запрещенное было найдено, но женщина уговорила воинов оставить икону на месте до утра, обещав им деньги. Представители власти согласились (проявив, так сказать, «принципиальность»! О, «великие укры» — это ваши прямые предки!). Но некий воин, смеясь, ударил икону копьем! После ухода иконоборцев вдова обнаружила, что из лика Богородицы проистекает кровь. Ночью христианка отнесла икону к морю и пустила ее «по водам», не желая поругания святыни. Эта икона Божией Матери по морю дошла до Афона. Ее обнаружила братия Иверской обители по огненному столпу, бьющему в небеса. Икону перенесли в храм, но на заре следующего дня монахи разыскали ее над воротами монастыря. Сама Пресвятая Дева, явившись игумену во сне сказала, что желает быть хранительницей Ивериона. Отсюда прозвание Иверской иконы – «Портаитисса» («Вратарница», «Хранительница врат»). С Иверской иконой Божией Матери чудес связано столько, что и пересчитать их невозможно. Когда во время Греческого восстания против Османской империи в первой половине XIX века, турки ввели войска на Афон, часть солдат разместились в монастыре. Турки хотели ограбить икону, содрав с нее оклад. Но им не удалось даже подойти к «Портаитиссе» (она уже находилась в специально выстроенном храме). Через несколько лет Богородица явилась иноку во время службы и изрекла: «Пришло время хорошенько вымести весь монастырь. Уж столько лет стоит неметеный». И действительно отряд был отозван из обители… Жаль, что Эрдоган — президент турецкий, не знает Православного Предания. Давно уже его край «стоит неметеный». На Русь икона Иверской Божией Матери пришла лишь в XVII веке (после Смуты и перед идотическими «реформами» Петра Первого), но с тех пор чтится православными людьми и защищает Россию в годины гонений на христианство. Четыре иконы Богородицы по святоотеческому Преданию охраняют нашу землю — удел Её: Владимирская, Тихвинская, Смоленская и Казанская. А Иверская у Воскресенских ворот бережет сердце России и напоминает, что нельзя русским склоняться перед ересями и врагами ради каких-нибудь выгод материального мира. Стояние в вере проповедует Иверская икона Божией Матери! И, да избегнем участи Православной Ромейской империи, утонувшей в ересях и политических играх, и погибшей, преданной и католическим Римом и бывшими союзниками! «Совозсия днесь Свету Воскресения свет чистыя иконы Твоей, обоя весело торжествующе вопием: сохрани раб Твоих благодатию, Владычице» (Кондак Божией Матери в честь иконы Ея Иверская, глас 4.)