politsvoboda.ru

Франция: наступление на веру

«Сегодня основная угроза христианству, исламу, иудаизму, любой другой религии исходит от секулярного мировоззрения. Именно оно пытается исказить ту или иную религию, представить ее в смешном виде, в том числе финансируя, морально поддерживая антирелигиозные проекты», - заявил заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Георгий Рябых. К этому можно добавить, что все чаще такие проекты получают поддержку на самом высоком уровне.
Так, президент Франции Николя Саркози, выступая перед Парламентом, заявил, что паранджа – это знак принижения женщины и ее порабощения, а не религиозная необходимость. «Это не имеет ничего общего с тем, как достоинство женщины понимается во Франции. Паранджа – это не религиозный символ. Это символ подобострастия. Мы не можем смириться с тем, что в нашей стране есть женщины, которые находятся за сеткой, как за тюремной решеткой, которые отрезаны от социальной жизни», - заявил французский лидер.

Несомненно, позицию президента можно было бы понять и поддержать, если бы вопрос стоял о недопустимости заставлять кого бы то ни было закрывать лицо, но, отметим, что речь шла о добровольном ношении паранджи мусульманками – гражданками Франции, или иммигрантками, имеющими вид на жительство.

Интерпретации Саркози – это его личное дело (хотя, пожалуй, ему следовало бы более уважительно относиться к традициям второй по численности религиозной общины Франции), но как он может посягать на право кого бы то ни было носить такую одежду, какую они считают нужной, если они тем самым не оскорбляют общественную нравственность? Вне всякого сомнения, если бы паранджу вдруг бы одели, например, неверующие люди, а представители молодежной субкультуры, Саркози не сказал бы ни слова. Между тем правительство уже заявило о принятии специального закона, а парламентарии – о создании комиссии для изучения проблемы. Саркози уверен, что отменить паранджу необходимо ради обеспечения свободы женщины. Примечательно, что мнения самих женщин при этом никто не спрашивает. Совсем как некогда большевики.

Напомним, что еще 5 лет назад в школах Франции был введен запрет на ношение хиджабов, вызвавший волну протестов среди пятимиллионной мусульманской общины, прежде всего, женщин.

Минувшей осенью французские власти отказали в предоставлении гражданства женщине на том основании, что та носит так называемую "бурку" (паранджу). Раньше для подобных отказов находили другие предлоги.

Случай, о котором рассказала газета Le Monde, в очередной раз поднимает проблему совместимости разных культур в одном обществе. Насколько французское общество, которое гордится исключительно светским характером и равенством людей всех вероисповеданий, культур и рас, готово принять религиозные особенности людей?
Фаиза М. – марокканка 32 лет, замужем за гражданином Франции (тоже мусульманином) и во Франции родила от него троих детей. Она постоянно живет в стране с 2000 года, говорит по-французски и попросила дать ей французское гражданство. Отказ мотивирован единственной причиной: ношением "бурки" (так арабы называют черную или темную женскую одежду, которая закрывает все тело, оставляя лишь щелку для глаз).

Впервые в истории Франции государственный совет – высший судебный орган страны – принял во внимание религиозную практику, высказываясь о способности иностранца интегрироваться во французское общество, комментирует отказ в предоставлении гражданства Le Monde. Фаиза М., говорится в вердикте, "во имя радикальной практики своей религии проявила такое социальное поведение, которое несовместимо с основными ценностями французского сообщества, а именно принципом равенства полов". В 2005 году суд первой инстанции отказал Фаизе М. по причине "недостаточной ассимиляции". После госсовета теперь апеллировать ей некуда. Как мы видим, это настоящая, ничем не завуалированная дискриминация по религиозному признаку.

Следует также отметить, что, в политических кругах Франции, в общем, это решение было одобрено. По словам первого секретаря соцпартии Франсуа Олланда, "закон применен правильно" и "не следует идти на поблажки". В предоставлении гражданства нужно в каждом отдельном случае учитывать степень ассимиляции. Такого же мнения придерживается министр высшего образования Франции Валери Пекресс. Выступая по радио, она заявила, что "принцип равенства полов не подлежит обсуждению во Французской Республике". "За фактом ношения "бурки" следуют и факты, что эта женщина не ходила голосовать, не имела никакой самостоятельной жизни в обществе и перемещалась только в сопровождении мужа", – подчеркнула министр.

Во Франции в последние годы дебаты крутились в основном вокруг хиджаба – мусульманского платка, закрывающего голову и шею. Законом от 15 марта 2004 года запрещено ношение явных признаков принадлежности к какой-либо религии в некоторых государственных учреждениях, в том числе школах, колледжах, лицеях. Теоретически во всех других местах хиджаб разрешен. Но время от времени бывают инциденты то здесь, то там, особенно в мэриях.

По закону любой иностранец, заключивший брак с гражданином Франции, через два года получает право на французское гражданство. Но некоторые статьи того же закона ограничивают его. Супруг или супруга должны доказать "свою ассимиляцию во французском сообществе, в частности, достаточным, в зависимости от условий, знанием французского языка, прав и обязанностей, связанных с французским гражданством". Власти могут отказать в случае недостаточной ассимиляции, проявляющейся, в частности, "распространением экстремистских идей, отвергающих основные ценности французского общества". Но, как мы видим, в данном случае не было ни экстремистских идей, ни отвержения ценностей французского общества, только стремление соблюсти религиозную традицию.

Между тем, возможно, что инициатива Саркози найдет поддержку и в других странах. В Швейцарии не без интереса отреагировали на прозвучавшее заявление французского президента Николя Саркози о том, что паранджа – это знак принижения женщины и ее порабощения. В Швейцарии мусульман гораздо меньше, однако связанные с исламом вопросы также регулярно всплывают на поверхность. Так, несмотря на многочисленную критику, инициатива Народной партии Швейцарии по запрету строительства минаретов все-таки будет вынесена на национальный референдум осенью этого года, сообщает швейцарская NashaGazeta.ch.

Реагируя на нынешние дебаты во Франции, президент Группы по изучению ислама в Швейцарии (GRIS) Стефан Латион сказал корреспонденту Швейцарского информационного агентства, что хотя не так уж много женщин во Франции носят паранджу, "число их растет". Подобную же ситуацию эксперт отметил в Швейцарии, подчеркнув, что, поскольку основной приток мусульман в Швейцарию идет с Балкан, где в последнее время крепнут сафалистские тенденции, можно предположить, что паранджи появятся и здесь.

В любом случае, дискуссия по поводу ношения паранджи полезна, считает эксперт. "Паранджа – вызов тем, кто ее видит. Она – результат буквального понимания текста Корана, призывающего женщин полностью закрывать себя". Полностью разделяя позицию Николя Саркози в том, что "паранджа – проблема не религии, а достоинства женщины", Латион настаивает на необходимости запретить ее ношение в Швейцарии, где, в отличие от Франции, разрешено ношение в учебных заведениях хиджаба, закрывающего только голову.

Практические вопросы, связанные с вероисповеданием, в Швейцарии регламентируются кантональными законодательствами, что и объясняет многообразие толкований. Например, в Женеве государственным служащим, включая врачей в госпитале, запрещено носить религиозные символы, а в Лозаннском кантональном госпитале можно увидеть женщин с покрытыми платками головами.

Своеобразно решают эту проблему в Бельгии, где паранджу приравнивают к карнавальному костюму. Там любой человек, выходящий на улицу в маске, закрывающем лицо капюшоне или чадре не во время карнавала, может получить штраф и обязан по требованию полиции открыть лицо.

Понятно, что предстоящее голосование по вопросу о минаретах еще раз всколыхнет все вопросы, связанные с мусульманскими традициями на территории Швейцарии. Мы обязательно будем освещать наиболее интересные моменты этой полемики.

Возвращаясь же к Франции, следует отметить, что происходящее в этой стране не только ставит под сомнение основополагающие права человека, но и еще более увеличивает пропасть между гражданами Франции, исповедующими ислам, и всеми остальными.