Федерализация из-под палки
Отдел информации

Федерализация из-под палки

3 февраля президент Украины Петр Порошенко резко раскритиковал инициативу Киевского областного совета о внедрении прямого избрания губернаторов областей, назвав его странным и безответственным. Порошенко также сказал, что не допустит федерализации Украины.

По словам Директора Агентства стратегических коммуникаций, политолога Минской экспертной группы Олега Бондаренко, реально Украина уже является федераций. Такое мнение он высказал на круглом столе «Выборы губернаторов на Украине как неизбежность федерализации», прошедшем 4 февраля в Москве. «Помимо изначально автономного, а теперь присоединившегося к России Крыма, Донецкой и Луганской народных республик, на Украине также обладает широкими полномочиями региональный олигархат. Кроме того, Порошенко заявлял о необходимости предоставления национальной автономии крымским татарам. Напомню, что на территории Украины проживают еще русины, венгры, болгары, румыны, они тоже могут потребовать себе аналогичные автономии», - рассказал эксперт. Также Бондаренко отметил, что выполнение подписанных Украиной минских соглашений также подразумевает федерализацию.

Политолог полагает, что, несмотря на заявление Порошенко, в действительности губернаторские выборы могут быть введены на Украине уже в этом году, поскольку единственная возможность сейчас сохранить единым это государство — предоставить право избрания губернаторов в федеративном формате на местах.

На данный момент губернаторы напрямую назначаются президентом по предложению кабинета министров. Накануне в ответ на обращение Киевского облсовета с просьбой ввести на Украине губернаторские выборы, президент Украины Петр Порошенко ответил категоричным отказом. При этом новым главой Киевской областной администрации бал назначен экс-кандидат на выборах в мэры Киева Максим Мельничук.

Директор фонда «Украинская политика» Кость Бондаренко отметил, что вопрос о федерализации обсуждается на Украине очень давно. «Сейчас, - напомнил он, - на Украине вообще не существует губернаторов как таковых, есть главы Областных государственных администраций (ОГА), которые, согласно Конституции, назначаются президентом по согласованию с премьер-министром, то есть, существует институт кросс-ассигнаций, когда главы ОГА являются компромиссными фигурами между президентом и правительством. На Украине уже была война кросс-ассигнаций в период, когда президентом был Виктор Ющенко, а премьер-министром Юлия Тимошенко». Сейчас, по словам Бондаренко, время от времени обсуждаются вопросы об изменениях в Конституцию Украины, касающиеся введения выборов глав ОГА. Тот же Порошенко, сейчас так рьяно осудивший федерализацию, еще год назад возможность введения подобных выборов не отрицал. В различных проектах новой Конституции, также активно сейчас обсуждаемых на Украине, спорным является лишь вопрос о том, будет ли губернатор избираться всенародно, или облсоветом. Расширения полномочий требуют представители региональных элит Закарпатья, Днепропетровска, Одессы и других областей.

Бондаренко указал на тот момент, что зачастую подобные политические нюансы недостаточно заметны при взгляде из Москвы. Впрочем, по его мнению, на данном этапе говорить о федерализации еще рано, но активная ревизия унитаризма на Украине уже идет.

По словам политолога Дмитрия Джангирова, власть, как президентская, так и правительственная видит конституционную реформу в виде децентрализации, то есть передачи части полномочий на места. Но децентрализация проходит в условиях дефицита ресурсов. Полномочия предполагается передать в большем объеме, чем объем финансирования полномочий. В этой ситуации возникает процесс деунитаризации, когда региональные финансово-политические элиты пытаются выбить себе и большие полномочия, и большее финансирование, и большую легитимность.

При этом, если Киев обозначает некоторые границы раздачи полномочий, то региональные элиты могут в борьбе за расширение своих прав зайти далеко. Этот процесс естественный, тут нет какого-то заговора элит. Регионы хотят уменьшить влияние Киева на распределение финансовых ресурсов. При дарвинистском капитализме каждый региональный олигарх хочет получить политическое прикрытие для своего экономического ареала.

Говоря о жестком ответе Порошенко на предложение Киевского облсовета, Джангиров отметил, что при этом президент назначил на пост главы Киевской ОГА откровенно слабого и непопулярного Максима Мельничука. Также это обращение было направлено уже в тот момент, когда у части украинских элит создалось впечатление, что Рада не собирается рассматривать конституционные изменения в эту сессию. То есть, вопрос о федерализации сейчас на Украине — это предмет торга.

По мнению Джангирова, одним из главных сторонников введения губернаторских выборов может стать, например, Михаил Саакашвили, свято верующий в свою харизматичность и в электорат из женщин постбальзаковского возраста и ошибочно полагающий, что, будучи непопулярным в Одессе, может избраться за счет области.

Руководитель Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко отметил, что наибольшую тягу к федерализации проявляют бюджетообразующие регионы. «С предложением об автономии выступали Запорожье и Харьков. Днепропетровск и при Коломойском, и при Филатове, отстоял свою фактическую независимость от Порошенко. Балога в Закарпатье тоже неприкосновенен — Киев может лишать его полномочий, но по факту бессилен лишить Балогу власти», - напомнил он. По его мнению, и за предложением Киевского облсовета стоит реальный общественный и внутриэлитный запрос, а федерализация Украины — объективно идущий процесс, который Порошенко остановить уже не в силах. Расширения полномочий хотят все региональные элиты, а не заинтересован в этом один украинский президент.

Что касается Конституционной реформы, то Ищенко полагает, что на Украине уже давно сложилась такая политическая система, когда президенты при необходимости могут обходить конституцию. То есть, при желании, выборы губернаторов ввести будет технически не сложно. «Федерализация Украины — не возможное будущее, а объективный процесс, который уже идет, его нельзя остановить. Его даже тормозить нельзя, поскольку торможение такого процесса ведет к нарастанию противоречий между регионами и центральной властью», - резюмировал Р. Ищенко, вспоминая слова американского вице-президента Джо Байдена о том, что упущенная федерализация может привести к распаду Украины.

Глава фонда «Народная дипломатия» Алексей Кочетков указал на то, что вопрос о федерализации Украины следовало было решить еще десять лет назад. «Украина долго боролась за некий свой особый статус, и она добилась-стала главным больным Европы. Нежелание Порошенко принимать федеративный рецепт говорит о том, что часть украинской элиты еще не созрела. В аналогичной ситуации, когда польские элиты в 18 веке проявляли полную недоговороспособность, Польшу разделили. От больных людей в Европе соседи имеют привычку уставать. Иногда проще убить, чем лечить», - рассказал политолог. По его мнению, сейчас вопрос стоит уже не о возможности или невозможности федерализации Украины, а о способах ее реализации, поскольку, если Киев не сделает правильных выводов, в ближайшее время решение об украинской государственности будет приниматься за пределами Украины.