Бандеровский филибастер
Александр Дмитриевский

Бандеровский филибастер

Верховная Рада так и не смогла на закрытии сессии вернуться к рассмотрению конституционных изменений по децентрализации Украины, прописанных «Минском-2». Тем самым хунта расписалась в полной неспособности и абсолютном нежелании выполнять взятые на себя обязательства. Насчёт Минских соглашений никто и никогда не строил иллюзий: они были изначально невыполнимы. Если точнее — их выполнение привело бы к демонтажу нацистского режима, так как результаты глубоко половинчатых реформ по условиям договорённостей всегда рассматривались бандеровцами как капитуляция. Хочет ли хунта подписывать себе смертный приговор? Вопрос риторический: «революция гнидности» устраивалась совсем не ради единственного патрона в барабане. Для того чтобы найти выход из положения, депутатам Верховной Рады ничего не пришлось придумывать, ибо всё изобретено уже до них их же заокеанскими боссами. Этот инструмент называется филибастер — то, что толковые словари называют «тактикой обструкции законопроектов путём затягивания принятия решений с помощью внесения огромного количества поправок, декламирования лозунгов, пространных размышлений по теме и не по теме». В отличие от американского парламента, где регламент не налагает никаких временных рамок, в Верховной Раде такой фокус не пройдёт. Но если дверь закрыта, лазейка всё равно останется: например, сроки рассмотрения законопроекта. Когда принималась нынешняя украинская конституция, то в процедуру внесения изменений было заложено условие, что таковые могут иметь место не слишком часто, а между парламентскими чтениями должен быть солидный интервал. Цель таких правил заключается в том, чтобы избежать конституционного переворота: его инициаторы просто не в состоянии быстро переформулировать положения основного закона, иначе их действия будут нелегитимными. При предыдущих президентах эта норма позволяла сохранить баланс сил во власти и была действенным инструментом системы «сдерживаний и противовесов». Но когда потребовались оперативные меры, связанные с выполнением Минского процесса, этот принцип превратился в тормоз. Вначале у украинских парламентариев «внезапно» не нашлось необходимого конституционного большинства, причём не помогли ни угрозы, ни подкуп, а коалиция затрещала по швам. То есть, выноси законопроект на голосование или нет, а нужного количества голосов он не соберёт. Наиболее радикальная часть националистов инициировала рассмотрение изменений в основной закон в Конституционном суде. Это тоже не быстрая процедура, а кроме того, его решения окончательные и обжалованию не подлежат. Иными словами, если Конституционный суд признает требования Минских соглашений антиконституционными, то на нет и суда нет. Либо надо выносить вопрос на общенациональный референдум с заведомо известным исходом, результаты которого тоже не оспоришь. Таким образом, сложился жёсткий клинч, когда международное сообщество давит на Киев с требованием выполнить обещанное, а внутри Украины идёт жёсткий саботаж процесса. Учитывая неконтролируемость центральной властью значительной части бандеровцев, можно предположить, что хунтовцы намерены «тянуть резину» до второго пришествия Туркменбаши. Тем временем обстановка в Донбассе обостряется, и уже весной вполне можно ожидать решающего сражения: к этому есть все предпосылки. А то, что Донбасс уже не свернёт с пути в Россию, об этом говорят многие происходящие процессы в жизни молодых республик. Сейчас мы наблюдаем агонию Минска-2: пациент ещё жив только потому, что врачи упорно отказываются фиксировать факт его смерти и отключать от аппаратуры искусственного поддержания жизни. Будем надеяться, что продлится это недолго.