Басурмане сверкают ятаганами
Николай Севостьянов

Басурмане сверкают ятаганами

События прошлой субботы можно будет оценить лишь по истечении определенного срока. Неожиданными их назвать нельзя в любом случае. А вот их истинную подоплеку и тот смысл, который оказался вложен в прозвучавшие заявления, пока еще невозможно обозначить с абсолютной уверенностью. Другое дело, что можно сделать определенные выводы, если наложить произошедшее на те рамки реальности, в которые Анкара себя загнала.

Итак, 30 января в турецком МИДе заявили, что днём ранее российский самолёт нарушил воздушное пространство республики. Речь шла о Су-34, а сам инцидент якобы произошел еще утром.

Здесь важны две детали. Прежде всего, в министерство был немедленно вызван российской посол. Это, как минимум, означает, что в Анкаре сразу же озаботились тем, чтобы все убедились — заявление крайне серьёзное.

Вторая деталь заключается в самом его тоне, который куда больше подошел бы для пропагандистского вещания. В одну кучу попытались смешать всё подряд. Во-первых, было сказано, что наш экипаж был множество раз предупрежден, причем не только на английском, но и на русском. Во-вторых, эти заявления сразу же облили «газетным» соусом, назвав происходящее «убедительным признаком» эскалации, к которой, конечно же, стремится Россия.

На секунду даже показалось, что в Анкару откомандировали Псаки — именно в её духе было сделана вся эта отповедь. Но смешного здесь ничего нет. Потому что третьим маркером всего этого стала уже прямая угроза — угроза «серьезных последствий», которые могут произойти, несмотря на предостережения и Турции и НАТО. Очень четкий знак того, что заявление было срежиссировано заранее и совместно.

Другое дело, что заявление тут же стало объектом насмешек — причем даже в самой Турции, где образованному классу уже давно осточертели имперские амбиции вороватого султана, который даже не очень то и турок. Но речь не об этом. Вне зависимости от отношения к нему, не заметить банальные неувязки просто-напросто невозможно.
    
Это и технические детали, такие как показания сирийских радаров, и текущая ситуация, не предполагающая голосовых контактов между российскими пилотами и турецкой стороны. А главное, это сама их невозможность в том виде, как это было описано. О каких «многочисленных попытках» и о каких вызовах на русском языке можно говорить, если максимальный промежуток реального, хоть и гипотетического нарушения составлял бы от силы несколько секунд?

Понятно, что всё это — довольно дешевая агитка, завернутая в мидовскую обертку. И то, что Штаты немедленно её подтвердили, наилучшим образом это подтверждает. Ведь не будем забывать, что в случае серьезных инцидентов Госдеп ведёт себя довольно по-крысиному, занимая выжидательную позицию, за которой можно спрятать реальный торг вокруг условий поддержки. Здесь же он прошел заранее, и именно отсюда такая оперативность.

Вопрос только один: «Зачем?». В чем выгода турок? Она определённо существует. И хотя тут возможны два варианта, фундамент у них один.

Положение внутри страны стремительно ухудшается. А победа на последних выборах стоила слишком больших издержек, и слишком многого ждут от Эрдогана те, кто между собой никогда не договорятся.

В совокупности с катастрофой на Юго-Востоке и с приближающимся коллапсом игиловского проекта (организации, запрещенной в России), ситуация постепенно становится необратимой. Вялотекущее нытье о желании наладить отношения с Россией — полная ерунда. Никакой «мир» туркам уже не поможет, помочь может только реальная сделка — уже не только вокруг Сирии, но, прежде всего, вокруг курдов и кровавого бизнеса на ворованной нефти. Предложить такую сделку Эрдоган может только лично, и отсюда его нервозное желание встретиться с Путиным. Учитывая восточный менталитет, Эрдоган пытается увидеть в российском президенте своё отражение, и отсюда вполне закономерный вывод, что шантаж обязательно должен помочь.

Это первая возможная причина. Вторая гораздо хуже. Она может состоять в том, что Турция намеревается использовать последний доступный инструмент — прямое вторжение в Сирию и захват северных территорий, что уничтожит реальный тыл курдов. Ведь Иракский Курдистан вполне успешно удалось перекупить и превратить в неплохого сателлита, который отлично содействует и черному бизнесу, и планомерной эвакуации штатных боевиков.

Если это так, то подобный шаг уже согласован, однако и здесь без разговора с Путиным ничего не выйдет. Точнее, не выйдет и после разговора, но, опять же, именно на его основе Эрдоган может хоть что-то планировать. Потому что иначе турецкая армия превратится в пепел. Непонятно лишь одно — неужели турки и в самом деле думают, что Россия предаст сирийский народ? Но опять же, каждый судит других по себе.