Возвращение самих себя
Александр Гончаров

Возвращение самих себя

После публикации моей статьи «Возвращение к красному маразму» у читателя, не желающего до конца обдумывать сказанное, наверняка возникнет желание обвинить автора в «буржуазности» и нападках на СССР.

Только беда в том, что гибель Советского Союза я считаю второй, по значимости, катастрофой в истории всего человеческого рода. Первым же разверстыванием бездн стало разрушение Российской Империи. Эти империи являлись государствами русского народа и несли в себе, именно, русские и православные понятия о справедливости, долге и чести. Даже официальная пропаганда атеизма не могла сему помешать в Советскую эпоху.

Кстати, выражением, четким и ясным, русского менталитета оказались даже детские фантастические фильмы…

В 1974 году вышла в прокат картина Ричарда Викторова «Москва – Кассиопея». В 1975 г. состоялась премьера второй части «Отроки во Вселенной». Данная дилогия отлично вместила в себя незамутненный дух русского народа, пусть и прикрытый типично советской маскировочной сетью.

Фильмы Викторова обладают какой-то удивительной незамутненностью веры, какой-то неизреченной чистотой и передают нормальные чувства человечности и естественной свободы. Сейчас так не снимают. Бешенная погоня за «баблом» выбила из постсоветской режиссуры обычное желание делать что-то нужное людям. Гоши из фильма В. Меньшова «Москва слезам не верит» закончились в «перестройку», ибо принцип: «Я предпочитаю делать в своей жизни то, что я люблю, а не то, что модно, престижно или положено» выбросили на помойку мусорного капитализма…

Но обратимся вновь к «Москве – Кассиопее»…

И.О.О. (актер – Иннокентий Смоктуновский), предваряя разворот основного сюжета, предупреждает, что действие разворачивается «летом будущего года». Фантастика объявлена. Однако, хоть фильм и не о настоящем Советского Союза, но и не о «прекрасном далеко», а об обыкновенном «завтра», которое наступит вот-вот. «Завтра» тесно привязано к «сегодня», следовательно, мир настоящего плавно перетекает в мир будущего. Видение реального дня пересекается с прозрением дня грядущего. Самым интересным является то, что кино отнюдь не связано с коммунистической идеологией в дистиллированном виде. Не кружатся в кадрах портреты членов ЦК КПСС, бюсты и памятники «вождей», никто не изучает работы классиков марксизма-ленинизма и не упоминается ни под каким соусом «дорогой Леонид Ильич». «Пионерская зорька», мавзолей, Кремль и «Комсомольская правда» – атрибуты чего-то другого... Отчизны. Дома. Мiра.

Существующий строй – не диктатура пролетариата, а меритократия (власть лучших). Академик Благовидов (Меркурьев) отдает приказ: «Срочно узнайте имя и отчество того мальчика». И становится понятным, что приказ будет всенепременно выполнен. Благовидов находится в высшем эшелоне управления СССР.

Решение о строительстве звездолета «ЗАРЯ» принимается решительно и быстро. И совершенно неважным для власти являются возраст, специальность и т. д. разработчиков проекта. Ты – лучший, ты – профессионал и поэтому ты имеешь право работать и реализовывать свои идеи. Деньги и первоначальный социальный статус не имеют значения. «Каждому по способности!» Общество в дилогии выглядит совершенно органичным. Советское общество. Общество будущего. Общество без коммунистического промывания мозгов, но с русским лицом. А за плечами стоит Христос!

Идеалом семьи выступает многодетная семья Козелковых. В основном ее жизнь и разворачивается перед зрителем. Дети в этой семье умеют не только мечтать, но и добиваться своих целей. Недаром в «Отроках» мы узнаем о вполне благополучной жизненной дороге младшего поколения Козелковых. Все происходит натуральным образом, без применения карательных или стимулирующих средств со стороны чиновничества. Ювенальная юстиция совершенно не нужна, хотя сестра и кладет брату кашу в трусы...

Советское образование помогает расти гениям. Бесплатное образование. И не во Франции или Великобритании. И не в Москве. В провинциальной Калуге.

Впрочем, таланты примечают и на самом верху. И помогают им подняться. Академики едут в Калугу на пионерский космический сбор и ведут дискуссии со школьниками.

Ныне же все истребляет ЕГЭ. А с его помощью Витю Середу не найти, и современная система олимпиад тоже не предполагает активного отбоа людей, способных предложить нетривиальные решения серьезных проблем, людей, живущих надеждой и исканием. И, полагаю, что родись Середа сейчас, то в итоге он не стал бы конструктором космического корабля, а стал бы копировальщиком какого-нибудь очередного китайского планшета, всего лишь...

Герои фильма служат науке и справедливости. Они приносят свою жизнь в жертву науке. Кто-то может сказать: «Зачем? Потерять друзей, родственников и огромный кусок жизни ради науки? Какая дурь!» Но разве будет прав этот «кто-то»? Середа, Козелков, Копаныгин и другие отказываются от привычного ради прорыва всего человечества в космос, ради новых горизонтов бытия, ради открытия, ради свободы быть тем, кем и должно быть. Ныне человек швыряет на алтарь потребительства судьбу: ради смартфонов и суши, ради 3D-телевизоров и энергетических напитков, ради...

Да, «достойная» рокировка! Человечество резко оболванивается и деградирует во всеобщем праве прожирания и пожирания... Подобный «Скотный двор» даже Оруэллу не снился. Впрочем, все же «некоторые животные равнее прочих». Это неизменно!

Картина Ричарда Викторова не несет в себе никаких прямых религиозных мотивов. Здесь даже атеизма нет! Но фильм совершенно русский! А значит, не мог не отразить русский характер, замешанный на православной христианской традиции.

Православное юродство (как тип святости!) знаменательно проявляет себя в фигуре Феди Лобанова. «Лоб» – провокатор и шут от природы. Он – светский юродивый, постоянно заставляющий своих многоумных одноклассников стать чуть-чуть человечнее, чуть-чуть добрее. «Феодор» ведь переводится на русский язык как «Божий дар». «Лоб» – дар экипажу «ЗАРИ». Он, если вспомнить рассказ Эрика Фрэнка Рассела (опубликованный впервые в журнале «Юный техник» № 02, 1973), «немножко смазки». Он спасает героев-исследователей от одной из самых коварных опасностей – от снобизма и душевной черствости. И в «Отроках» Лобанов уже готов «отдать душу за други своя». Федя идет на помощь Агапиту, рискуя потерять все. Саму волю. Свой рассудок. И жизнь.

Загадочен и интересен в фильме и И.О.О. Кто он? Что он, наконец?! Персонаж, сыгранный Смоктуновским, легко привязать к Мефистофелю или же некоей «мегакосмической» силе. Или Супермену. Или Джеймсу Бонду. Или майору Пронину. Да вот не выйдет. Этот непонятный И.О.О. чаще всего выполняет функции вестничества. Он сообщает, наставляет, подталкивает, но не помогает напрямую.

И.О.О. – скрытая икона Ангела. Ангела-вестника...

Автор ясно представляет, что дилогию снимала интернациональная бригада и меня не волнует этническая принадлежность членов ее. В обоих фильмах показан советский (читай – русский!) характер, характер, каким ему надлежало стать. В годы лихолетья мы разменяли «ЗАРЮ» на смартфоны и пылесосы пополам с чуждой либеральной идеологией. Но пока остается желание смотреть «Москву – Кассиопею» и «Отроков во Вселенной», идеалы русского солидарного общества остаются с нами. И Россия (СССР) не утонула в прошлом. Вспомним все и пойдем «назад в будущее». Из глухого угла под горой ведь возможно выйти только в ту сторону, из которой и пришел, но не сугубо разбивать свою голову, долбясь оной о стену пещеры (что с успехом продолжают творить и «белые», и «красные»).

Впихивания Санкт-Петербурга в Ленинград, издевательства над памятью страстотерпца царя Николая Второго, как и насмешки над «совком», и грязные инсинуации по поводу Великой Отечественной войны ведут только в тупик недочеловечества…

Надо бы прекратить играть в историю и вернуться к самим себе.

«Я возьму этот большой мир,

Каждый день, каждый его час,

Если что-то я забуду,

Вряд ли звезды примут нас»

(Роберт Рождественский)