четверг, 2 Апреля, 2020

Подробно

Вариации конструирования идентичности в социальных сетях

Наталия Лапкина
28.12.2015 - 19:33
Вариации конструирования идентичности в социальных сетях

Мы сейчас не мыслим себя вне виртуального пространства, у подавляющего количества пользователей Интернета есть аккаунты в социальных сетях, часто этих аккаунтов несколько. Человек может быть зарегистрирован ВКонтакте, в Фейсбуке, с Одноклассниках, в Инстаграме, в Твиттере и в новомодном Перископе. И в каждом аккаунте пользователь создает некий особый виртуальный автопортрет, создает себя и свою идентичность.

Позиционирования в социальных сетях могут быть самые разные, кто-то транслирует образ успешного родителя, кто-то просто красивой девушки, кто-то человека в постоянных поездках...

Образов очень много и чаще всего, это образы успешные. Тех, кто жалуется в социальных сетях сильно меньше, все хотят создать своего собственного героя в виртуальном пространстве. И конечно, в данном процессе интересным является соответствие конструирования идентичности в разных соцгруппах реальному типажу личности. Эта тема сейчас стала актуальной для исследования в социальной и культурной антропологии.

Одним из факторов создания идентичности, на мой взгляд, является конструирование национальной идентичности пользователей в сети. Осознанно или бессознательно каждый транслирует тот или иной культурный код.  Проблематика конструирования идентичности, в том числе гражданской, в виртуальном пространстве актуальна для России в целом, особенно для отдельных регионов Российской Федерации, таких как Татарстан, Дагестан, актуальна и для стран ближнего зарубежья: Латвия, Эстония, Украина.

Иногда в силу остроты политической ситуации мы можем увидеть ярко выраженный кризис идентичности, что особенно видно на примере Украины, когда именно в сети человек более жестко и резко создает, осознает, трансформирует собственную гражданскую идентичность, например, принимает и отторгает один язык раз за разом, демонстративно переходит в написании постов на тот язык, который большинство его френдленты с трудом понимают, потом возвращается к отверженному языку, тогда как в реальной жизни человек может быть достаточно пассивен и не выражать ярко свои эмоции и мысли по своей гражданской идентичности. Именно в виртуальном пространстве в публичной сфере происходит демонстрация этого кризиса.

Разные социальные сети задают разный формат конструирования идентичности, есть ресурсы преимущественно ориентированные на визуализацию, такие как Инстаграм, в нем картинка является доминирующей по отношению к тексту, текст сведен к кратким фразам или набору тэгов, практически редуцирован. Есть ресурсы, в которых соблюден определенный баланс между визуальным и текстовым содержанием, к такому типу социальных сетей можно отнести Фейсбук. Именно в данной социальной сети чаще можно найти интересные размышления пользователей по поводу идентичности. Еще одна группа ресурсов - где текст превалирует над иллюстрациями, например, Живой журнал, хотя в последние несколько лет активность пользователей в нем заметно снизилась.

Интересно проследить, насколько отличается формирование идентичности пользователя в разных сетях, где лучше считывается идентичность и где пользователи более открыты и честны. В рамках научно-исследовательского проекта РГНФ № 14-06-00836 "Кризис идентичности на постсоветском пространстве. Кросскультурный анализ" актуализирована данная проблематика и проводятся исследования в этом направлении.

В Москве ввели режим всеобщей изоляции
Отдел информации
Местные жители пытаются спасти его от катастрофы
Павел Кухарев
США вышли на первое место по количеству инфицированных
Отдел информации
Воинствующие безбожники пошли на решительный штурм
Борис Джерелиевский
Отдел информации
Россия готовится к «взрывной» ситуации с коронавирусом
Отдел информации
Жителей Северо-Курильска срочно эвакуируют
Отдел информации
16+
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования