Россию втянули в «кольцо анаконды»
Владислав Гулевич

Россию втянули в «кольцо анаконды»

Во время гражданской войны в Соединённых Штатах в1861-1865гг. адмирал МакКлеллан, сражавшийся на стороне северян, применил на практике разработанную им стратегию удушения американского Юга, оттесняя войска южан от береговых линий, которые тут же попадали под контроль Севера. Эта стратегия, получившая название «колец анаконды», принесла победу Северу над Югом, лишившимся выхода к морям. Северяне шаг за шагом выдавливали отряды южан, сжимая их со стороны морских побережий и загоняя всё дальше вглубь материка, действуя, словно анаконда, сжимающая кольцами свою жертву и лишая её возможности манёвра. При сложившихся обстоятельствах южане не имели никаких шансов противостоять мощной армии северян. В наше время стратегическая выгода от применения стратегии «колец анаконды» очевидна. Без выхода к морям с последующим выходом в Мировой океан не может быть и речи о великодержавности. Времена сухопутных империй прошли. Примеров тьма. Некогда мощная империя монголов превратилась во второсортное, сухопутное государственное образование с местечковыми геополитическими желаниями. Страны Средней Азии, лишённые выхода в Мировой океан (по причине географического положения или отсталой экономики) в среднесрочной перспективе не имеют шансов превратиться хотя бы в региональных лидеров. Не будем говорить о Люксембурге, Швейцарии или Лихтенштейне, которым помогает процветать экономическая модель объединённой Европы, и такой эксперимент в других частях света на данный момент сомнителен. Очевидно, что пришло время империй морских. Державы, чьи свершения (позитивные или негативные – это уже другой вопрос) навсегда запечатлелись в мировой истории, имели выход к тёплым морям и, как следствие, мощный торговый и военный флот. Древняя Китайская империя, Япония, Италия времён Средневековья, Испания и Португалия XVI века, Британия, США, Турция, Россия…Список можно продолжить. Поэтому страны–соперники всегда стремились к овладению береговыми линиями враждебного государства. Не изменилась ситуация и в наши дни, и по-прежнему стратегия «колец анаконды» эффективна и актуальна. Россия долго и мучительно воевала за выход к тёплым, незамерзающим морям. Пётр I и Екатерина II добились успехов, обеспечив нашему государству доступ к берегам Балтики и Чёрного моря. Не всех такое положение устраивало. Не всех оно устраивает и сейчас. Поэтому предпринимаются завуалированные попытки вытеснить Россию из Мирового океана и перекрыть выход к морям, которые уже не одно столетие бороздят русские корабли. Польский аналитический центр «Натолин», специализирующийся на проблемах европейской политики, подготовил пространный аналитический доклад, посвящённый инициативам Европейского Союза в регионах Балтийского и Чёрного морей, а также о роли Польши в реализации этих инициатив. Важно отметить, что польские эксперты рассматривают общеевропейские проекты в данных регионах не отдельно, а демонстрируют комплексный подход и обстоятельность. Проект «Восточное партнёрство» Проект запущен по инициативе Швеции, Польши и Чехии. Для Польши это – большой успех в борьбе за влияние на европейскую политику, отвечающую интересам Варшавы, на восточном направлении. Рассматривая Россию как главного соперника в борьбе за влияние на землях, полякам никогда не принадлежавших, Варшава стремится к укреплению политических и экономических связей между объединённой Европой и её восточными соседями, в числе которых Украина, Белоруссия, Молдавия. Все три республики имеют важное геополитическое значение для российской безопасности, и понятны устремления Польши превратить их в некий «буфер» между Россией и Западом. Кроме вышеназванных государств, проект «Восточное партнёрство» предусматривает сотрудничество во многих областях с кавказскими государствами, а именно, Арменией, Грузией и Азербайджаном, к ЕС отношения не имеющими. За дипломатическими словесами о мирном характере проекта просматривается желание закрепиться на стратегических важных территориях, окружающих Россию. Через Грузию можно раскачивать ситуацию на южных рубежах Российской Федерации. При договорённости с властями Азербайджана можно блокировать некоторые экономические инициативы Кремля в области экспорта энергоресурсов. Армения имеет ключевое значение для безопасности российского Кавказа (о чём писал директор ведущего американского экспертного центра «Стрэтфор» Джордж Фридман). Не дав сблизиться Армении с Россией, Запад получает контроль над ключевыми точками кавказского направления. «Восточное партнёрство» будет заключаться, главным образом, в обсуждении и совместном осуществлении проектов в энергетической сфере, торговле и общей безопасности. На дипломатическом языке это означает привлечение элиты этих стран к участию в проектах антироссийской направленности. Их цель – выбить почву из-под ног Кремля сразу по нескольким направлениям, и спровоцировать нервозные и деструктивные отношения Москвы со своими соседями, как на Юге, так и на Востоке. Проект «Северное измерение» Польские эксперты напоминают, что «Северное измерение» не является частью проекта Европейской Политики Соседства, а представляет отдельную инициативу, поддержанную, в первую очередь, Финляндией в стремлении наладить взаимовыгодные отношения с Россией. Такой формат не совсем устраивает Польшу, играющую в «команде» США и стремящуюся вытеснить Россию из Балтики. Варшава и Вашингтон заинтересованы придать «Северному измерению» несколько иную направленность, сдобренную изрядной порцией русофобии. «Северное измерение» сфокусировалось на маргинальных вопросах, связанных с границами ЕС с Россией, исповедуя практичный подход. Поэтому в ходе реализации проекта проблемные вопросы ЕС–Россия не затрагиваются», - констатируют польские эксперты. По их мнению, затрагиваемые проектом вопросы маломасштабные и не требуют принятия решений на высшем уровне, что низводит функцию «Северного измерения» на уровень обычных договорённостей, обусловленных исключительно практической выгодой. В таких условиях не поднимаются вопросы транспортировки энергетического сырья по дну Балтики, а также вопросы безопасности границ ЕС в бассейне Балтийского моря и угрозы распространения российского влияния в регионе, что и огорчает польских политиканов. Проект «Черноморская синергия» «Бассейн Чёрного моря – целая мозаика проблем и потенциальных угроз в области обеспечения безопасности, примером чему послужила война в Грузии в 2008г. Этот регион обладает неимоверным экономическим потенциалом, особенно в сфере экспорта энергоресурсов и для стран–членов ЕС имеет большое стратегическое значение», - дают свою оценку эксперты из «Натолина». Главной причиной запуска проекта «Черноморской синергии» явилось стремление ЕС стабилизировать запущенные ранее в регионе процессы демократизации общества и формирования комфортных экономических условий для международного сотрудничества. Размах «Черноморской синергии» гораздо больше «Северного измерения». В ней задействованы Турция, Болгария, Украина, Россия, Румыния, Грузия, Армения, Азербайджан, Греция и Молдавия. В политике ЕС Чёрное море рассматривается как политическая цельность, хотя ещё в 2003г. Евросоюз отказывался от такой трактовки. Сейчас «Черноморская синергия» включает в себя три направления: партнёрские отношения с Украиной, Грузией, Молдавией, Арменией и Азербайджаном; возможное присоединение к ЕС Турции; стратегическое партнёрство с Россией; Кроме того, уделяется внимание следующим темам: соблюдение прав человека, безопасность, мониторинг замороженных конфликтов в регионе, наука и технологии, вопросы экспорта энергоносителей, транспорт и морская политика. Замороженными конфликтами в регионе Черноморского бассейна можно считать Абхазию, Южную Осетию и отчасти Нагорный Карабах, раз уж Азербайджан и Армения являются составляющими частями данного проекта. Поэтому желание Варшавы использовать сложившуюся взрывоопасную ситуацию в своих целях вполне объяснимо. И США, и Польша стараются использовать любую возможность для ослабления российского влияния в регионе. При определённых условиях инициатива «Черноморской синергии» может предоставить им такую возможность. Тем не менее, польские эксперты упрекают инициаторов проекта в излишней осторожности и нежелании делать упор именно на разрешение региональных конфликтов, в чём так заинтересованы поляки. Польские аналитики с удовлетворением констатируют желание Бухареста содействовать развитию ячеек гражданского общества в Черноморском регионе. С этой целью Румынией организован Черноморский форум, к которому Вашингтон проявляет очень большую благосклонность. Привлекаемые к участию в форуме представители румынских, украинских и американских НПО координируют свою работу, содействуя продвижению идеалов «демократии» и прав человека. Один из американских экспертно-аналитических центров - «Атлантический совет» - разместил на своем сайте информацию о намечающемся на 30 сентября экономическом форуме, посвященном политике Запада в Черноморском бассейне и, в частности, энергетическим ресурсам этого региона. Форум состоится в Бухаресте, что еще раз наводит на мысль о взаимосвязанной политике Румынии и США. Анонсы об этом событии замелькали на сайтах не только американских, но и румынских исследовательских центров. Мероприятие финансируется Министерством иностранных дел и Министерством экономики Румынии. Среди почетных гостей числятся: президент Румынии Траян Басэску, министр иностранных дел Румынии Кристиан Диаконеску, министр экономики Румынии Андриян Видяну, министра энергетики США Стивен Чу, глава Атлантического совета Чак Хагел, представитель Вашингтона по вопросам энергетики на Евразийском пространстве Ричард Морнингстар. Учреждение Белым домом официального ведомства по вопросам энергетики на Евразийском пространстве и назначение Р. Морнингстара говорит о многом. Участие высокопоставленных американских чиновников в планирующемся мероприятии тоже служит красноречивым знаком. Однако не все страны в регионе Чёрного моря положительно воспринимают проект «Черноморская синергия». Турция и Россия справедливо видят в этом завуалированные попытки объединённой Европы закрепиться на стратегически важных позициях в ущерб интересам Москвы и Анкары. Дабы перетащить турок на свою сторону и включить их в общеевропейскую борьбу за ослабление российского влияния в регионе, польские эксперты призывают Варшаву способствовать если не вступлению Турции в Евросоюз, то, по крайней мере, предоставлению Анкаре привилегированного положения как главного партнёра Европы в Черноморском бассейне. Тогда Кремлю придётся противодействовать инициативам Запада в одиночку, на что так надеются в Варшаве. Напрашиваются следующие выводы. Из трёх перечисленных проектов, в которых формально декларируется стремление к налаживанию добрососедских отношений с Россией, только «Северное измерение» не затрагивает ключевых геополитических факторов. Этот проект направлен, в первую очередь, на развитие торговых и экономических отношений. Скандинавские страны придерживаются взвешенной политики в своих отношениях с Москвой и не имеют желания нагнетать обстановку возле своих границ. Проект «Восточное партнёрство», которому так много значения придают в Вашингтоне и Варшаве, направлен, прежде всего, на отрыв от России её прежних союзников и вовлечение этих стран в антироссийские действия на стороне атлантистов. «Восточное партнёрство» затрагивает наиболее уязвимые «болевые точки» российской геополитики: Украину, Грузию, Армению, Азербайджан. Эти державы давно находятся под пристальным вниманием зарубежных стратегов, и овладению ими придаётся первостепенное значение. «Черноморская стратегия» направлена на вытеснение России из бассейна Чёрного моря с целью его превращения во внутренне море НАТО. О таком подарке США, Польша, Великобритания и Турция могут только мечтать. Ставки в игре настолько велики, что некоторые игроки будут пытаться придать теме «Черноморской синергии» несколько иное измерение. Прежде всего, это Польша и Румыния, действующие по указке из Соединённых Штатов. Через политическую элиту этих стран Вашингтон пытается придать «Черноморской синергии» более антироссийский ракурс. Оттеснение России от береговых линий, блокирование ей доступа к тёплым морям – это главное геополитическое уравнение, над решением которого бьются лучшие стратегические умы в Вашингтоне, Лондоне и Варшаве. Это те «кольца анаконды», в которых Запад мечтает задушить Россию. И наша задача – отстоять своё право именоваться великой морской державой.