Беседовал Юрий Котенок

Интернет-обучение инвалидов: инвалиды пополнят ряды ИТ-профессионалов

Интервью с профессором МГУ им. Ломоносова Владимиром Александровичем Сухомлиным. - Владимир Александрович, Ваша лаборатория открытых информационных технологий МГУ им. Ломоносова и региональная общественная организация инвалидов (РООИ) «Стратегия» заявили о совместном проекте по созданию учебного Интернет-центра для повышения информационной грамотности инвалидов и обучения их ИТ-профессиям. Расскажите, пожалуйста, об этом проекте. - Проект только стартовал, мы делаем первые шаги по его реализации. Цель проекта – создание учебно-научного Интернет-центра (УНИЦ «Стратегия»), который должен стать исследовательской и учебной базой как для научной, так и практической работы, направленной на развитие у людей с ограниченными возможностями компетенций в области информационных технологий (ИТ), на актуализацию профессиональных знаний в течение жизни. Особенностью проекта является то, что мы собираемся не только способствовать развитию информационной грамотности данной группы населения, но и развивать профессиональные компетенции у инвалидов, склонных к работе в такой сложной и престижной области, какой является область ИТ. При этом в процессе обучения предполагается использовать самые современные информационные, образовательные и компенсационные технологии. Таким образом, главной нашей задачей является подготовка инвалидов для работы в качестве профессионалов в ИТ-отрасли, чтобы инвалиды могли заняться интеллектуальной продуктивной деятельностью, почувствовать себя полноправными членами общества, внести посильную лепту в создание валового продукта страны, повысить свой уровень жизни, обеспечить материально свою семью. - Это требует исследований рынка труда для инвалидов в конкретной отрасли, создание механизма их трудоустройства и законодательной поддержки, стимулирующей или обязывающей работодателей квотировать какой-то процент рабочих мест в своих компаниях для занятия их людьми с ограниченными возможностями. - Вы правы. Профессиональное обучение и трудоустройство по полученной профессии теснейшим образом связаны друг с другом, особенно в сфере социальной защиты инвалидов. По статистике известно, что менее 20% людей работают всю свою жизнь по специальности, которую им дала система образования. У инвалидов, как правило, гораздо меньше возможностей в конструировании собственных профессиональных траекторий. Поэтому выбор профессии для них с большой вероятностью становится судьбоносным. Мы постараемся подойти к профориентации инвалидов системно, охватив все связанные с профессиональным обучением аспекты. В частности, одной из важных задач является определение номенклатуры востребованных в ИТ-отрасли и ее приложениях профессий, которые были бы доступны инвалидам. Это, естественно, потребует специальных исследований, взаимодействия с отраслевиками, их ассоциациями и объединениями. Вместе нам нужно будет определить требования к профессиональным компетенциям для таких профессий, учтя специфику условий труда инвалидов. Далее – разработать программы обучения таким компетенциям, создать учебно-методическую базу для соответствующей образовательной деятельности, подготовить преподавательские кадры, продумать вопросы аттестации, стажировки, трудоустройства. Возможно, придется готовить предложения и в законодательном поле. - Как возникла идея создания такого Интернет-центра? - В данном случае сложились три вектора инициатив отдельных доброхотов, и получился новый вектор, направление которого как раз мы и обсуждаем. Первый вектор, связан с деятельностью Владимира Александровича Крупенникова, ныне члена Общественной палаты РФ, Председателя правления РООИ «СТРАТЕГИЯ», с которым я знаком уже несколько лет. Особенно интересными и заслуживающими добрых слов его начинаниями считаю организацию и проведение нескольких олимпиад по программированию среди инвалидов (с акцентом на компьютерную графику и ее приложения). На подведение итогов одной из таких олимпиад, а именно шестой в 2006 году, мне даже довелось участвовать в качестве члена жюри. Неоднократно доводилось видеть, с каким трудом В.А. Крупенникову дается осуществление его, возможно, самой заветной задумки - создание учебного центра для инвалидов, реализуемой по существу на одном энтузиазме. Второй вектор связан с подвижничеством членов организации «Сестры милосердия» в шефстве над пациентами 6-го военного клинического госпиталя, в котором проходили лечение искалеченные войной молодые российские солдаты – участники боевых действий годичной давности в Южной Осетии. О пациентах и тех, кто о них заботился, написал в своем репортаже бывший военный разведчик, ныне молодой писатель Александр Карцев (http://artofwar.ru/k/karcew_a_i/text_0500.shtml), сам постоянно участвующий в подобных миссиях. Третий импульс исходил от автора портала vif2.ru, сетевого журналиста Владимира Сухомлина (Кливера), моего сына, который, когда у него возникали деньги на программистскую работу, и стояла задача выбора для нее исполнителя, отдавал предпочтение инвалиду, несмотря на то, что тот уступал по профессиональным качествам другим кандидатам. А когда по ночам приходилось самому исправлять сделанные программистом-инвалидом ошибки, Владимир сам себя подбадривал, что все равно правильно поступил, что доверил работу инвалиду, так как для того это не только материальная, но и, прежде всего, моральная поддержка, стимул к жизни. Владимир искренне радовался, видя старательность и самоотверженность программиста-инвалида, его прогресс. Владимир бредил Интернет-академиями и университетами. Конечно, будь он жив, он давно бы уже сделал что-либо подобное для обучения инвалидов, тем более для тех, кто потерял здоровье, защищая интересы страны на солдатском посту. В итоге, эти три вектора как-то сложились и спроектировались на Виртуальный университет ИТ-образования (it-edu.ru), развитием которого занимаюсь последние годы. Кстати, начинали проработку создания такого Виртуального университета с целью поддержки нового образовательного направления - «Информационные технологи», опять же вместе с сыном, которого, таким образом, можно считать и незримым участником нового проекта. - Какие ресурсы предполагается задействовать для решения поставленной задачи, какая сформировалась кооперация для выполнения работы, кто будет финансировать обучение инвалидов? - Специальной структуры и штатов на данном этапе мы не создаем. Обучение и выдача сертификатов будут проводиться через Управление дополнительного образования Московского университета. Для технологической поддержки Интернет-обучения пока достаточно будет ресурсов, на которых работает Виртуальный университет, созданный в рамках национального проекта «Образование». Электронные учебные курсы разработаны или адаптированы для программ обучения инвалидов нашими преподавателями инициативно. В июне 2009г. ректорат утвердил длинный список программ дополнительного образования, два десятка программ краткосрочных курсов из этого перечня подготовлены сотрудниками лаборатории открытых информационных технологий. В учебном процессе планируется задействовать высококвалифицированных преподавателей, способных проводить обучение, удовлетворяющее принципам инклюзивного (включенного, интегрированного) образования, т.е. максимально учитывающего индивидуальные особенности и потребности в обучении учащихся. Организационные вопросы по отбору людей на программы обучения берет на себя организация РООИ «Стратегия» (В.А. Крупенников). Финансирование обучения инвалидов будет вестись по различным каналам. Конечно, должна быть обеспечена целевая персонализированная помощь инвалидам для обучения со стороны государства. Есть уже примеры спонсорских предложений. Будет проработан и вопрос кредитования такого обучения со стороны работодателей. Конечно же, поборемся и за гранты. Кооперация по реализации проекта также уже частично сформировалась. Помимо Московского университета, в проект вошел Тульский государственный педагогический университет. Также к проекту присоединилась Сетевая академия «ЛАНИТ» (Генеральный директор Д.В. Изместьев), готовая предложить обширный ассортимент из почти двухсот практико-ориентированных курсов и при необходимости адаптировать их под конкретные потребности данного контингента учащихся. Надеюсь также на поддержку этого проекта со стороны отраслевиков, их объединений и ассоциаций, таких, как, например, СОДИТ, АПКИТ, РУССОФТ и др. Что касается научно-исследовательской составляющей проекта, то, думаю основные исследования проводить силами аспирантов факультета ВМК МГУ им. М.В. Ломоносова, ТГПУ им. Л.Н. Толстого и других университетов. Конечно, будут приглашены в проект психологи и педагоги. Комплексно проблему профессиональной подготовки инвалидов для работы в ИТ-отрасли планирую обсудить на круглом столе в рамках IV Международной научно-практической конференции «Современные информационные технологии и ИТ-образование», которая пройдет в МГУ им. Ломоносова 14-16 декабря 2009г. - Когда запланировано начало обучения? - Мы вместе с В.А. Крупенниковым планируем в сентябре-октябре 2009г. начать обучение первых групп учащихся. Нам важно до конца этого года отработать все звенья такой системы обучения, наладить кооперацию, связи с наукой и практикой. А затем можно будет думать о масштабировании данного проекта. - Планируете ли Вы готовить инвалидов для открытия ими собственного бизнеса? - Да, над этим мы думаем. По статистике известно, что 5% инвалидов желали бы открыть собственный бизнес. Для подготовки таких людей у нас есть курсы по основам микроэкономики и менеджмента, управлению проектами, системе качества, оптимизации бизнес-планирования и пр. К тому же мы дружим с нашим могучим экономическим факультетом, который нам в помощи никогда не отказывал, а наработок в этом вопросе у него целое море. Так что теоретический потенциал у нас достаточный. В практическом плане все, конечно, сложнее. Но и здесь есть положительный пример в лице компании ЛОМОНД, Президент которой А.В. Булаев выразил готовность поддержать инвалидов, открывающих малый бизнес в секторе применения компьютерной полиграфии в услугах населению. Под поддержкой имеется в виду передача необходимого оборудования, программного обеспечения, расходных материалов. Также компания обеспечила бы централизованное производство и доставку адресату продукции, оставив инвалидам по существу всю творческую работу, которую они могли бы выполнять дома. - А какие виды услуг подразумеваются? - Это, например, профессиональная обработка и изготовление фотоматериалов, изготовление наглядных рекламных и агитационных материалов, изготовление репродукций художественных произведений, дизайн интерьеров, компьютерное изготовление макетов обоев для помещений, изготовление художественно оформленных семейных и корпоративных альбомов, конечно же, малотиражная издательская деятельность, которая становится особенно популярной в мире и т.п. - Создаваемая Вами система обучения инвалидов ориентирована только на область информационных технологий. Но не все инвалиды хотят и могут стать программистами или дизайнерами. Известны ли Вам примеры аналогичных проектов с ориентацией на другие сферы деятельности? И, вообще, есть ли государственная программа, определяющая политику по отношению к инвалидам и интегрирующая такие проекты? - Начну с конца. Факты таковы. Россия в сентябре 2008 года подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов, фактически показав свое намерение двигаться к обществу равных возможностей. Однако государственной программы, направленной на обеспечение выполнения положений Конвенции ООН о правах инвалидов, нет. Численность инвалидов в России приближается к десяти процентной отметки от общей численности населения. Исследования показывают, что тенденция роста числа инвалидов в ближайшее десятилетие будет сохраняться. Таким образом, проблема инвалидов в России характеризуется особой масштабностью и сложностью задач. Положение инвалидов в России с материальной и социальной точек зрения просто ужасное. Думаю, хуже, чем у беспризорников. Фактически инвалиды у нас это едва ли не изгои общества. Разве может изменить что-нибудь в этой сверх запущенной ситуации государственная программа, пусть даже очень хорошая? Тем более что в условиях коррумпированности правящей элиты, озабоченной только собственными интересами, скорее всего, такая государственная программа, если и будет создана, то только с целью пиара первых лиц государства по первой программе телевидения, да и для прогона под ее аншлагом денежного потока, который те же госчиновники растащат по собственным кормушкам. Поэтому больших надежд на это государство не питаем. Теперь, что касается, аналогичных инициатив. Я знаю об одной такой инициативе, которая ориентируется на подготовку трудовых ресурсов для лёгкой промышленности. При этом использование инвалидов в лёгкой промышленности предусмотрено и программой развития трудовых ресурсов Минпромторга, в которой заложена возможность применения гибких форм занятости на предприятиях лёгкой промышленности. Но таких проектов должно быть много, и чем больше их будет, тем ближе мы будем на пути интеграции с инвалидностью. - Ваша оценка ситуации совсем неутешительная. Но без достойного решения проблем, связанных с социальной защитой людей с ограниченными возможностями, для России нет места в цивилизованном мире. Есть ли надежда на прогресс в этом вопросе? - Как я уже сказал, надежды на государство в его нынешнем виде, что оно способно реально и ответственно продвигаться по пути к обществу равных возможностей, нет. Именно реально, а не на словах. На словах мы уже почти удвоили ВВП, а в действительности оказались в жесточайшем кризисе. Проблема социальной и экономической интеграции людей с инвалидностью это проблема национального масштаба. Без сознательного участия каждого из нас в этом процессе полноценного результата не достичь. Именно наше сознание в каждом из нас должно перевернуться, и мы должны изменить отношение к инвалидам и внести посильную лепту в то, чтобы человек с ограниченными возможностями ощутил себя полноценным членом общества.