Война накануне войны
Николай Севостьянов

Война накануне войны

Когда Штаты уничтожали светский Ирак Саддама, многие предупреждали, что разрушением одной страны дело не ограничится. Так и вышло. Именно исламистская база, созданная в условиях вялотекущего послевоенного распада, позволила радикалам перехватить инициативу в период «арабской весны». Как следствие — сирийский пожар, полыхающий уже пятый год (!).

И сегодня тотальная катастрофа в Сирии и длящийся уже 12 лет кошмар в Ираке идеально дополняют друг друга, словно две половины песочных часов, которые переворачиваются в зависимости от ситуации. Но если совсем недавно это выражалось лишь в успешных манёврах исламистов, то сейчас речь идёт о тенденции сращивания двух соседних государств в единый очаг уже не локального, а мирового конфликта.

Причем львиная доля самых последних новостей приходит именно из Ирака, где, казалось бы, всё-таки имел место определенный статус-кво. Иллюзия исчезла, когда Турция отправила военных в район Мосула, крупнейшего города, захваченного Исламским Государством. В данный момент он находится в окружении вооруженных курдских формирований, и турецкий манёвр формально имеет цель способствовать подготовке наступающих сил.

На деле, такое объяснение выглядит крайне сомнительно. Учитывая тысячи фактов сотрудничества между ИГИЛ и правительством Турции, и принимая во внимание то, что оно уже давно с потрохами купило администрацию в Эрбиле, возникает очень нехорошее подозрение. Не для того ли турки появились в окрестностях второй «столицы» террористов, чтобы проконтролировать эвакуацию как инструкторов, так и самых ценных своих протеже, а заодно форсировать вывоз из этого района не только кровавой нефти, но и бесценных артефактов, похищенные в музеях Мосула.

Причем, это не меняет того факта, что рядовые курды и средний командный состав действительно намерены уничтожить ИГИЛ и не боятся жертвовать ради этого жизнями. Речь именно о предателях на самом верху. Ведь то, что политикам в Эрбиле наплевать на миллионы соплеменников в Турции, стало ясно уже давно, а особенно ярко это проявилось, когда именно правительство Иракского Курдистана чуть ли не первым поддержало Турцию после того, как последняя сбила наш бомбардировщик.
    
И в этой связи, приятной неожиданностью стала реакция Багдада, который все последние годы воспринимался как послушный американский сателлит. Власти Ирака, не контролирующие север страны и не раз «глотавшие» турецкие акции в пограничных районах, внезапно выступили с крайне жестким заявлением, обвинив Анкару в самой настоящей военной агрессии. Кстати, прозвучало это после похожих заявлений в адрес США, заявивших об отправке в Ирак спецназа, разумеется, без какого-либо согласования с правительством страны.

Всё это происходит на фоне огромного массива информации о колоссальных финансовых трудностях в Исламском Государстве, что может развалить его намного быстрее любой вражеской армии. Причем, ясно, что реальная внешняя сила скоро будет лишь одна — русская. Американская коалиция целиком обанкротилась с моральной точки зрения, доказав свою полную несостоятельность. США это понимают, и уже готовят почву для отступления, в том числе делая абсурдные заявления об «исчерпании боеприпасов».

Итог — в Багдаде понимают, что Исламское Государство скоро исчезнет. И самое время использовать свой единственный шанс для реставрации независимости, хотя бы в её своеобразном формате. Сделать это можно, только перехватив иракский национализм, который всегда был доминирующей силой в стране. Даже в ИГИЛ он так и остался решающим фактором, исключая какие-либо реальные социальные лифты даже для сирийцев, составляющих «пехоту» группировки.

Поэтому Багдад использует максимально жесткую риторику, и впервые за долгое время он делает это уже не на положении марионетки. Но главное — и сунниты, и шииты видят, что эпоха американской гегемонии в регионе подходит к концу. А вот русская эпоха — только начинается. И чем сильнее подобные настроения, тем очевиднее, что драться за своё находящееся в стадии разложения влияние Штаты будут насмерть. И то, как они подставили Турцию — это лишь первый шаг на пути, который в условиях передела мира может привести к тому, что слова террористов про кровь, которая «прольется морем», могут сбыться уже на их могиле.