Александр Торшин

Палата регионов ведет прямой диалог

Первый заместитель Председателя Совета Федерации Александр Торшин специально для «Сегодня.ру» высказал свою точку зрения в связи с дискуссией в обществе о том, насколько оправдано существование в России двухпалатного парламента, а также в какой мере реализует нынешний Совет Федерации возложенные на него Конституцией России функции. Власть сама по себе привлекает внимание, и законодательная в том числе. Публично реагировать на действия власти, обсуждать проводимую политику и политиков – необходимое и нормальное условие функционирования демократического общества. Поэтому время от времени появляющиеся публикации на тему эффективности российской власти с анализом или критикой их деятельности я воспринимаю как норму и читаю с интересом. Уровень публикаций, а также содержащейся в них критики и аналитики, профессионализма их авторов, правда, не всегда одинаков, да не о том речь. Поспорить иногда хочется, но всегда смущает уже заведомо невыгодная позиция оправдывающегося. Доказывать, что в Совете Федерации немало толковых, болеющих за свои регионы представителей субъектов, которые, к тому же, имеют богатый профессиональный опыт в политике, экономике, юриспруденции, управлении, военном деле и так далее? Что при этом большинство их совсем не является героями светской хроники, а, действительно работает над законами и отстаивает интересы своих регионов? Думаю, не это задача парламентария. Тем более, сенатору и не до того, если он трудится над законопроектом, спорит с коллегами из Думы из-за очередных поправок к закону, в кабинетах Белого дома убеждает министра в необходимости помощи региональному бюджету, или находится не в Куршавеле, а на встрече с делегировавшим его региональном парламентом или администрацией области или в рабочей поездке. Что касается меня, то я забыл, когда был в отпуске. Хотя езжу много. Адреса только специфические – Южная Осетия, Абхазия, наш Северный Кавказ, Ирак, Афганистан, Косово и прочие «ягодные места»… Поэтому о себе и не буду. Приведу в пример только один, но, пожалуй, показательный аспект деятельности Совета Федерации. А для начала напомню: 17 февраля 2009 года состоялась встреча Президента РФ с членами Совета палаты Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. В самом начале встречи Дмитрий Медведев подчеркнул, что Совет Федерации принимал самое активное участие в обобщении решений законодательных органов субъектов нашей страны. «Благодаря тому, что это производилось оперативно, мы, как и намечали, завершили эту процедуру до конца прошлого года, что важно, имея в виду необходимость всегда самым внимательным образом следить за конституционным процессом. Он настолько тонок, что делать это нужно под очень серьезным надзором», - отметил глава государства. Дмитрий Медведев выразил признательность за то понимание, с которым сенаторы отнеслись к инициативе президента, затрагивающей интересы Совета Федерации, и поддержали Федеральный закон, который изменяет порядок его формирования. А вот и главная тема: беседуя с нами, Д.Медведев отметил, что регионы с разной степенью успешности решают вопросы борьбы с кризисом. Наиболее результативные методики могли бы использоваться в масштабах всей страны. Глава государства назвал роль палаты регионов в реализации антикризисных мер исключительно высокой. «Мы должны сегодня быстро и грамотно реагировать на те вызовы, с которыми сталкиваемся», - отметил президент. «Если что - поправим законопроекты, внесем изменения в действующие законы», - добавил он. Разговор этот возник не случайно. И вряд ли бы возник, если бы в Совете Федерации эта тема была своего рода экзотикой. Ведь неинтересно разговаривать о предмете, в котором собеседник ничего не смыслит. А на встрече в Кремле главу государства познакомили с предложениями Совета Федерации по антикризисным мерам, рассказали о работе «горячей линии» с регионами, которая уже вовсю действовала. Все комитеты и комиссии палаты работают над этой проблемой. Мы координируем эту работу с регионами, выявляя полезный опыт и транслируя его в субъекты Федерации. И вот этот постоянный диалог с субъектами в режиме «прямой линии», не только по кризису, но и по правоприменительной практике, мониторингу законодательства, ключевым проблемам жизни того или иного субъекта я считаю главным отличием деятельности Совета Федерации от других органов государственной власти, хотя региональный аспект в том или ином качестве присутствует всюду. Но одно дело мониторинг со стороны, а другое – когда его ведут представители самих регионов, являющиеся при этом федеральными политиками. Тогда и реализуется идея консолидированного решения проблем. Члены Совета Федерации продолжают реализацию поручений, которые даны в Послании Президента РФ. Разработан механизм взаимодействия палаты с законодательными органами регионов, создана Концепция взаимодействия Совета Федерации с законодателями субъектов России в законотворческой работе. На той встрече мы сказали Президенту о намерении, чтобы каждый региональный парламент заключил соглашение с Советом Федерации о координации работы и внесении местных законодательных инициатив на рассмотрение Федерального Собрания. И такие соглашения уже заключены и продолжают заключаться. В комитетах и комиссиях СФ идет работа над комплексом мер социального характера, который нужно закрепить на законодательном уровне. Ведь главное – защитить людей, самые уязвимые категории населения, прежде всего, а это пожилые люди, учащаяся молодежь, семьи с детьми. Существующие проблемы надо не замалчивать, а открыто заявлять о них. С этим призывом мы обратились к региональным лидерам и населению. В Совете Федерации ведется системный анализ этих вопросов. Способность противостоять экономическому кризису, не впасть в депрессию проверяется сегодня, в дни испытания России, её общества и государства на прочность. Поэтому власть обязана говорить откровенно и прямо о тех решениях, которые принимает для того, чтобы преодолеть кризис, и о тех трудностях, с которыми мы сталкиваемся. И эту сколь благородную, столь же и неблагодарную задачу члены Совета Федерации также взяли на себя – и в зале заседаний, и на парламентских слушаниях, и в поездках по стране. Да, нам приходится вносить коррективы, менять параметры федерального бюджета и бюджетов регионов, изыскивать дополнительные ресурсы для реализации запланированных ранее нацпроектов. Однако позиция Совета Федерации - все эти меры необходимо проводить продуманно и без ущерба к запланированным социальным программам. А как инструмент мониторинга ситуации в стране, определения положения в регионах, градуса общественных настроений, оценки действий местных руководителей и, что очень важно, появления обратной связи в цепочке власть - граждане наша работа может и играет предназначенную ей роль. Население, в отличие от некоторых СМИ, как раз именно таким образом и поняло представленную им возможность поделиться своими проблемами и мыслями с высшими эшелонами власти, что подтверждается данными Аналитического управления СФ. Лишь десять процентов звонивших по «горячей линии» обратились к нам с просьбами или жалобами на недобросовестных работодателей. Диалог власти и общества складывается абсолютно нормально, несмотря на всю тяжесть финансово-экономической ситуации. И это опровергает сложившееся мнение, что в России власть и общество живут в разных измерениях. Измерение-то у всех одно - российское, просто нужно налаживать диалог с людьми, уметь с ними разговаривать. За предложениями граждан стоят не только настроения, связанные с сиюминутной ситуацией, но и общественные ожидания в самом широком смысле. Как подметили эксперты Аналитического управления верхней палаты, практически во всех звонках звучала тема о необходимости государственной поддержки в очень многих сферах экономики, включая сюда и некоторые законодательные меры. Конечно, Совет Федерации в своих поисках путей, направленных на оздоровление ситуации в экономике и на рынке труда, не ограничивается лишь подобной информацией. У каждого сенатора есть свои каналы информации, по которым он получает сведения о ситуации в своих регионах. Таким образом, мониторинг ведется всесторонний, а сложенные вместе в единое целое данные помогают выбрать оптимальные решения. Мы считаем, что в борьбе с кризисом не хватает пока системного подхода, не выработано единой схемы по преодолению возникающих финансовых проблем. Так, может быть, это происходит из-за недостатка информации о разного рода кризисных проявлениях в экономике России? И как раз всесторонний мониторинг ситуации в стране, который без шумного «пиара» ведет Совет Федерации, поможет организовать и системный подход и согласовать единую схему действий.