Топите дровами
Ирина Антонова

Топите дровами

Терпению Москвы пришел конец. Киев перешел красную черту обесточив Крым и теперь расплатится за свои неадекватные решения. В преддверии зимних морозов Россия остановила поставку угля на Украину.

По словам представителя одной из угольных компаний, российская таможня не пропускает в адрес украинских потребителей ни энергетический, ни коксующийся уголь. При этом топливо, идущее через Украину в третьи страны, не встречает препятствий.

Подобных действий от Москвы ждали. Российский министр энергетики Александр Новак накануне высказывал предположение, что прекращение поставок угля может стать одной из ответных мер против Украины после блэкаута в Крыму. Тем не менее, как сообщает газета «Коммерсант» со ссылкой на источник в российском правительстве, директив на этот счет пока нет.

Возможно это пробный шар, учитывая, что в Киеве, уповая на западных благодетелей, самоуверенно считают, что Россия не оcмелится заморозить незалежную.

Однако на практике ситуация для украинцев удручающая. Дело в том, что с приостановкой поставок из России, Донецкая Народная Республика также заморозила экспорт угля на подконтрольные Киеву территории. Об этом заявил министр транспорта ДНР Семен Кузьменко.

Для Украины подобный демарш очень опасен, учитывая, что достаточными на зиму запасами угля она так и не обзавелась, зато местные властители не уставали скандировать о гипотетической энергетической независимости от России.

А, между тем, из-за войны Киев потерял большинство шахт. На неподконтрольной ему территории — самые прибыльные шахты, а предприятия, оставшиеся под контролем властей Украины, добывают нерентабельный газовый уголь. Доставка угля из зоны военной операции осложнена из-за разрушенной инфраструктуры, в частности, из-за повреждения взрывами железной дороги. В итоге Киев вынужден импортировать уголь из ЮАР и России.

Однако с поставками из Южно-Африканской Республики вышел казус. Закупил на $40 млрд угля у ЮАР, Киев получил бракованный продукт. Как жаловались в украинской генпрокуратуре, уголь «плохой и не горит в отечественных ТЭС».