Не проливший братской крови
Борис Джерелиевский

Не проливший братской крови

В Покровском соборе в Запорожье состоялись торжества по случаю причисления к лику святых последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского. Он прославлен как местночтимый святой Запорожской епархии, празднование в честь Калнышевского будет совершаться 13 ноября.

В торжественном богослужении приняли участие митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, сотни прихожан из разных городов.

Это событие в жизни Православной Украины в целом благосклонно было воспринято киевской хунтой, провоцирующей и поощряющей в последнее время гонения против православных. По всей видимости, паразитирующие на истории Днепровского казачества, приписывающие его деяния несуществующему в те времена "украинскому народу", националисты сочли прославление кошевого атамана, пострадавшего "от москалей" событием вполне "свидомым" и актуальным.

И оно действительно вполне актуально, правда не в том смысле, что вкладывают потомки "древних укров", поскольку Петр Калнышевский прославлен в первую очередь как миротворец, удержавшийся и удержавший, подобно святым страстотерпцам Борису и Глебу, от пролития братской, русской крови.

Напомним, что Петр Калнышевский был кошевым атаманом Запорожского войска к моменту его упразднения Екатериной Великой.

Действия Императрицы были продиктованы следующей логикой: после присоединения Крыма к России стратегическое значение Сечи как пограничного форпоста было утрачено. При этом Запорожское войско оставалось как бы государством в государстве, избирательно подчиняющимся распоряжениям центра, да еще и ведущее территориальные споры с Новороссийской губернией и войском Донским. На самого Петр Калнышевского поступил донос, возможно, клеветнический о его тайных сношениях с турецким султаном.

Еще слишком живы были воспоминания о измене части запорожцев во время мятежа Мазепы. Кроме того, есть мнение, что Государыню подстрекали некоторые аристократы, мечтающие о присвоении войсковых земель.

Разумеется, была своя правда и у запорожцев: все земли войска были отвоеваны ими у злейших врагов России и обильно политы казачью кровью. Так же и все их права и привилегии были завоеваны ими при защите Отечества и подтверждены рядом царских указов. Посему и посягательства на них они рассматривали как вопиющую несправедливость и произвол. Кроме того, запорожцы были склонны рассматривать себя не столько, как подданными Российского Престола, сколько его вассалами.

Как бы то ни было, но появление императорских войск у стен Сечи и требование ее расформирования было расценено казаками, как предательство и удар в спину, и абсолютное их большинство готово было умереть, защищая войсковое товарищество и его права.

Однако, категорическим противником братоубийственной бойни выступил кошевой атаман Петр Калнышевский, сумевший убедить казаков не проливать братской крови. При этом он прекрасно понимал, какие обвинения будут возведены против него лично, и что его ожидает.

Но Калеышевский смиренно и безропотно принял свой крест. Обвиненный в "измене" он был приговорен к вечному заключению в острог Соловецкого монастыря, где более 25 лет просидел в одиночной камере. Он был помилован Императором Александром Первым, однако предпочел остаться в монастыре, уже в качестве инока, где и отошел к Господу в возрасте 113 лет. И своей жизнью страстотерпца и исповедника он явил прекрасный пример не только невероятного мужества и подлинно христианского смирения, но и нелицемерной верности своему монарху и русскому народу.

И хотя днепровские казаки имеют к современным украинцам весьма опосредованное отношение, новопрославленный святой являет им прекрасный пример, так не хватающей им братской любви и верности своей великой Родине — России.