Руина и халифат
Александр Дмитриевский

Руина и халифат

Несколько дней назад в библиотеке мне попала в руки старая книга Михаила Яковлева «17 лет в Китае». Её автор работал в Поднебесной в дни так называемой «Культурной революции», когда была развёрнута масштабная борьба с наследием прошлого.

Листая пожелтевшие страницы, начинаешь понимать насколько много общего у КНР 1960-х годов и современной Украины. Воинствующая русофобия, расправы с инакомыслящими, разваливающие экономику авантюристские шаги и море популистских лозунгов: история повторяется если не один к одному, то на новом витке, и не менее гротескно.

Напомню историческую канву: размолвка председателя Мао с генсеком Хрущёвым привела к тому, что Китай начал строить светлое будущее по своей собственной модели, стремясь «догнать и перегнать» СССР за несколько лет. Реализовывались совершенно волюнтаристские планы: например, кустарное производство стали было налажено чуть ли не в каждом дворе, правда, качество металла при этом соответствовало тому, что идёт в утиль.

Или массово истреблялись воробьи: какой-то «умник» просчитал сколько птицы поедают зерна в масштабах страны, однако, «забыл» о том, что их основной рацион составляют вредные насекомые, а злаки идут в качестве своеобразного десерта. Как следствие, спустя несколько лет популяцию воробьёв китайцам пришлось завозить из СССР.

Но центральной темой «Культурной революции» стала борьба с прошлым: один из её лозунгов гласил «Долой ренегатов Дэн Сяопина и Конфуция!». Ну, с Дэн Сяопином всё ясно, ибо был конкурентом Великого Кормчего в борьбе за власть, а вот древний философ Конфуций оказался опасен тем, что являлся создателем традиционных для китайцев морали и ценностей.

Революция — это всегда слом традиционных норм: человек, осознающий свои корни, не пойдёт крушить всё и вся на своём пути. Точно так сегодня поступают халифатовские ваххабиты и оголтелые бандеровцы: их ряды составляют люди, вырванные из прежней парадигмы и готовые на всё ради того, чтобы вписаться в прокрустово ложе новых схем и правил.

Для борьбы с прошлым были созданы молодёжные отряды хунвэйбинов и цзаофаней, чья деятельность сводилась к погромам памятников многовековой китайской истории, сожжению книг и безжалостным расправам над теми, кто бережно хранил память память народа о былом. В сегодняшней Украине похожую роль выполняют фашиствующие футбольные хулиганы «ультрас», молодчики из неонацистских группировок и вооружённые боевики из батальонов «Правого сектора».

Точно также ведут себя и халифатовцы. Некоторое время назад мировая общественность возмущалась уничтожением древних памятников сирийской Пальмиры и находящихся в Ираке городов шумеро-аккадской эпохи, а также зверским убийством смотрителей историко-архитектурных заповедников.

Апофеозом политики по расправе над прошлым на Украине стала ведущаяся ускоренными темпами кампания по декоммунизации. Сносятся памятники советских времён, массово переименовываются населённые пункты и улицы: отметим, что в горниле этой лихорадки бесцельно «сжигаются» огромные суммы денег, в то время, как народ стремительно скатывается в нищету. При этом тихо и незаметно уничтожается промышленность — главный «памятник», доставшийся Незалежной от СССР.

После смерти товарища Мао китайское руководство нашло в себе мужество признать совершённые ошибки и начать восстановление разрушенного. Этот шаг принёс щедрые плоды: спустя четверть века КНР вошла в число самых могущественных держав мира.

Но при этом, памятуя уроки прошлого, китайцы приняли решение воздержаться от разгромной критики Великого Кормчего. Сегодня принято считать, что Председатель допускал ошибки, но в одном из десяти случаев: остальные его шаги были правильными.

Найдёт ли Украина в себе силы признать объективный закон о том, что борьба с прошлым всегда и везде, в любой исторической эпохе и любой точке мира заканчивалась только одним — масштабной национальной катастрофой? Ведь в ХХ веке отечественная история знает целых два таких примера: события 1917-22 годов и горбачёвскую «перестройку», чьи результаты в комментариях не нуждаются.

А пока Украина стремительно скатывается не просто в Африку, а в число стран-изгоев, вроде так называемого «Исламского государства», созданного халифатовскими бандитами. Их судьба тоже должна служить уроком для Киева.