Пора вернуться в Монголию
Олег Федорук

Пора вернуться в Монголию

Россия всё больше открывается на Восток, и Монголия служит одной из «форточек», куда проникает свежее дыхание восточной экономики.

После взаимной отмены визового режима между Россией и Монголией туристический поток на российско-монгольской границе значительно вырос. Из России в Монголию и из Монголии в Россию движутся автобусы, полные туристов. Количество монгольских туристов, желающих посетить Россию, пока больше, чем количество россиян, стремящихся в Монголию.

Среди монгольских гостей много т.н. челноков. Они посещают магазины и рынки в близлежащих российских городах, оптом скупая продукты и вещи. Приезжают целыми автобусами и на личном транспорте. В таких городах, как Кяхта, рекламой товара на монгольском языке и вереницей машин с монгольскими номерами у супермаркетов никого не удивишь.

Монголия, в свою очередь, славится изделиями из шерсти и кожи, а также мясной продукцией. Монголия небогата, но на каждого её жителя приходится более десятка лошадей, яков, верблюдов, коров, овец и коз.  

Монгольские консервы из конины и говядины – обыденное дело в приграничных российских населённых пунктах, как и изделия из шерсти яка, верблюда, овцы.

Как производитель мясной продукции, Монголия интересна не только России. Монгольское мясо находит потребителей в Южной Корее, Китае и даже Новой Зеландии. В условиях антироссийских санкций поставки монгольской продукции помогли частично снизить зависимость российского продовольственного рынка от западных товаров.

Несмотря на рост товарооборота по отдельным позициям, в 2015 году наблюдается снижение темпов торговли между двумя странами на 20%. Рост отмечен в традиционной для Монголии сфере – животноводческой продукции, прежде всего, мяса. Этого вида товаров Улан-Батор поставил в Россию в пять раз больше, чем в 2014 г.

По сообщениям Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, принята Среднесрочная программа стратегического партнёрства между Монголией и Россией. Это позволит значительно увеличить темпы экономических отношений, и взбодрить экономическую жизнь приграничных регионов России – Бурятии, Тувы и Горного Алтая.

Экономический потенциал монгольско-российских отношений далеко не исчерпан, особенно, в области туризма. Монголия постепенно становится всё более популярным туристическим направлением для россиян. Страна, к сожалению, не обладает развитой туристической инфраструктурой, и пока туда едут российские рыбаки и любители экотуризма. Озеро Хубсугул россияне облюбовали уже давно, и с каждым разом российских рыбаков там всё больше.

В планах у Москвы и Улан-Батора – создание трансграничной особо охраняемой природной зоны «Истоки Амура», состоящего из российского Сохондинского государственного биосферного заповедника и монгольского национального парка «Онон-Бальджинский».

Монголия – страна с очень низкой плотностью населения. Это значит, что у неё значительные ресурсы в области экологического туризма.

Когда-то Монголия представляла для России существенный экономический и геополитический интерес. Потом, в 1990-х, от экономического интереса к Монголии ничего не осталось, хотя своего геополитического значения страна не утратила. Усилить своё влияние в Монголии стараются Соединённые Штаты, Китай и т.д. Вакуума в политике не бывает. Россия ушла из Монголии, и туда пришли другие силы.

Пора России вновь вернуться в эту страну. История российско-монгольских отношений требует возрождения. Бои на Халхин-Голе, марш советских войск через пустыню Гоби в 1945 г. и т.д., и т.п. – монголам и русским есть, что вспомнить.

Музейно-архитектурные объекты, связанные с историей российско-монгольских отношений, долгие годы влачили жалкое существование, не получая практически никакого финансирования.

В той же  Кяхте есть музей монгольско-советской дружбы с довольно интересными экспонатами, в т.ч., экземплярами старых дореволюционных книг по буддизму и истории Монголии российских авторов. Но внешний вид музея чересчур скромен, если не сказать, беден.

Такие объекты необходимо восстанавливать, и делать из них «куклу». То, что актуально, должно быть новым, ярким, красочным, привлекающим внимание. Оно должно, словно напоминать о своей актуальности. Разве пыльный, давно некрашеный музей может быть символом динамичных монгольско-российских отношений?

Восстанавливать и актуализировать следует не только деятельность музеев. В приграничных городах необходимо создавать туристическую инфраструктуру: кемпинги, гостиницы, центры развлечений, дороги, сети магазинов.

Приходится признать, что такая инфраструктура на западном направлении (Калининград) развита и выглядит более современной, чем на восточном.  Если Россия открывается на восток, неухоженные и забытые Богом города в монгольско-российском, китайско-российском или корейско-российском пограничье будут своим внешним видом работать против России. Если России не удастся привлечь Монголию к себе, её привлекут к себе другие.

Улан-Батор проводит взвешенную политику, стараясь не ввязываться в  авантюры, могущие повредить его отношениям с соседями – Москвой и Пекином. Это значит, что Улан-Батор находится в постоянном поиске политического баланса и экономических противовесов. Россия должна приложить все усилия, чтобы не потерять перспективный монгольский рынок и занять на нём приличествующее место.